Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 апреля 15:52Распечатать

Архимандрит Аввакум, УПЦ МП. ЭСХАТОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК НАДЕЖДЫ. Ожидание конца мира – не повод для отчаяния и страха: роль эсхатологии в разные эпохи религиозной истории. Часть 1


К хору многих голосов нынешнего пишущего люда я решил вновь добавить свой, чтобы поразмыслить над таким важным явлением в Церкви, как учение о конце этих видимых времен, о том, что земля и все дела на ней не вечны, что придет такое время, когда часы вселенной станут в неподвижности. Церковный термин, обозначающий это учение, как обычно, греческий – "эсхатология".

Мир сей не есть законченная фаза Божественного домостроительства, Бог замыслил о нас нечто лучшее, совершеннее, чем мы можем себе даже вообразить. Через всю историю человеческой культуры - от самых примитивных цивилизаций до современных и высокоразвитых - проходит мысль о неизбежном окончании нынешнего царства насилия, вражды, несправедливости и установления Царства Божией Правды, которое вечно будет стоять и не разрушится. Об этом свидетельствуют и священные книги разных народов мира.

Эсхатология — учение о конечной судьбе мира и человека - искони занимало человеческую мысль. Представления о загробном существовании - томлениях в подземном царстве мертвых, мучениях, странствованиях в загробном мире или упокоении и блаженстве в стране богов и героев — распространены повсеместно и имеют глубокие психологические корни. По мере проникновения религий нравственными идеями появляются и откровения о загробном суде – возмездии. Хотя "примитивная" религия стремится обеспечить верующему загробное блаженство помимо его нравственных заслуг — посредством заклинаний, молений, или других религиозных действий, Слово Бога остается незыблемым: "Верующий в Меня и исполняющий заповеди Моя имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но переходит от смерти в жизнь" (Иоан., 5:24).

Христианское учение о конце мира проистекло, развилось из иудейского. Во времена засилья эллинистической культуры, где-то за 140 лет до Рождества Христова, Антиох Епифан задумал объединить все народы и религии. В частности, он начал жестоко искоренять иудейские традиции, вера отцов в Израиле была запрещена, храм превращен в капище. Казалось, все кончено, у веры Авраама, Исаака и Иакова нет будущего, все отеческое пресечено, закрыто, перекрыто и скоро будет предано забвению. Но "Дух дышит, где хочет", и "огнь убо орошаше, ярости же смеяшеся". Среди евреев начала распространяться религиозность более живая, чем была в отобранном храме с его сложными ритуалами. В их среде стала распространяться дивная книга, которую можно назвать первым апокалипсисом, это - Пророчества Даниила. По малым городам, селам, так, чтобы не увидело бдительное око гонителей-язычников, да и своих "стукачей", люди собирались и слушали читающих. В потухших глазах появлялась жизнь, сердца начинали учащенно биться. Какие дивные слова: "Царство гонителя не устоит вечно, но разрушится... И окончательная и предопределенная погибель постигнет опустошителя" (Дан., 9.27). Значит, не "сухи наши кости", "не погибла наша надежда", но "в день оный" "возведет от гробов" людей Своих Бог Израиля (ср.: Езек., 37).

Ценность книги пророка Даниила для христианства более чем значительна. Кроме того, что она является первым апокалипсисом, сам термин "Царство Божие" впервые читается у Даниила, хотя вера в него господствует во всех пророческих писаниях. И еще, "Сын Человеческий" впервые звучит там же: "Видел я в ночных видениях: шел со облаками небесными подобный Сыну Человеческому. Он приблизился к Ветхому днями и был подведен к Нему, и дана была Ему Власть и Слава, и Царство. И люди всех народов, племен и языков стали служителями Его. Владычество Его — владычество вечное, и Царство Его не разрушится никогда" (Дан., 7: 13-17). Мессия, Господь наш Иисус Христос, во время Своей земной проповеди из многих мессианских титулов предпочитал смиренное даниилово — Сын Человеческий.

Собрания у бабы Александры

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Но история полна параллелей, часто повторяется в новых формах. Советский эксперимент по искоренению религии был во многом похож на тот древний, Антиохов: храмы закрыть, а религию упразднить! Но не тут-то было. Дух народа всегда противится бездуховности власти.

Село Андрияшевка Роменского района Сумской области Украины. Зимние вечера в селах долгие-предолгие, на Пiдгай (улица села, непосредственно примыкающая к лесу) в хату к бабе Олександре (умышленно сохраняю фонетическое звучание имени), моей далекой родственнице, под таинственный шум сосен, протоптанными в снегу тропками собираются под сумерки бабушки, да и женщины помоложе. Участвовал в этих "нелегальных" сходках и я, 16-летним хлопцем. Всегда, всю жизнь, сколько буду жить, буду помнить благодатный мир той хаты. Баба Олександра с торжественно строгим видом кадит из глиняной кадильницы ладаном в комнате. Эта кадильница, как память, до сих пор у меня сохранилась. В горнице, накрыта склеенной в конус газетой, приглушено горит лампа, а в темном углу, перед иконой Святой Животворящей Троицы, теплится стеклянная, на проволочках лампада. Мы вдохновенно поем популярный среди верующих того времени псалом о Страшном Суде Христовом.

Я приведу его здесь полностью, он полон возвышенной поэзии. Думаю, что некоторые люди, которые пели его в разных городах и селах в годы советской богоборческой власти, хранили его, переписывали от руки в обычные ученические тетрадки и для которых он являлся важнейшим источником религиозного вдохновения, еще живы. Прочтя его, вспомнят те далекие уже, но такие близкие сердцу времена гонений…

Христос с учениками из храма выходил, пред Крестною смертью своей,
И с полными скорби прощальными словами, учил Он любимых друзей.

Скажи нам, Учитель, прощальное слово, пока еще с нами живешь,

Скажи нам, Учитель, когда это будет, когда Ты судить нас придешь?

Услышите о войнах и слухах военных, восстанет народ на народ,

И будут болезни и глады, и моры, и братская кровь протечет.

А если увидите мерзость во храме, то знайте, что Суд при дверях,

Готовьтесь, чтоб дверь не закрылась пред вами, держите светильник в руках.

Уменьшится вера, угаснет надежда, в сердцах охладеет любовь,

И многие люди тогда соблазнятся, прольют неповинную кровь.

И сын от отца своего отречется, за то, что ведут его в суд,

И многие люди Христа отвернутся, врагу под начало пойдут.

Велика ненависть настанет на свете, настанет как темная ночь,

И многих потопит в печали слезами, и матерь восстанет на дочь.

Разрушатся храмы, престолы святые, все будут Меня прогневлять,

Пастырям настанет великое горе, будут все их проклинать.

Великие скорби сошлются на землю, и страшные муки пройдут,

И скажут, падите, покройте нас, горы, но горы на них не падут.

И в эти минуты поищите смерти, но смерть далеко убежит,

А кто же находится в поле, не в доме, пускай он домой не спешит.

И солнце померкнет, и месяц, и звезды с небесного круга спадут,

Воскреснут из мертвых земные народы, пойдут на Божественный Суд.

И явится Крест в небесах лучезарный, и будет как солнце сиять,

Избранные чада восстанут сначала, и радостно будут взирать.

За ними последуют толпы народа, от края до края земли,

И вся содрогнется земная природа, пред страшным престолом Судьи.

Лица оживали, завязывался оживленный разговор. Церковь закрыта, книги и иконы разобраны по домам, коммунисты сельские тайно детей крестят, некоторые тайно исповедуются и причащаются… Расходимся по домам поздним вечером в радостном приподнятом настроении, просветленные и одухотворенные. Духа не угасить, и Слово Божие нельзя связать, запретить.

В первые века

Итак, христианское учение о конце мира, Суде и торжестве Царства вечной справедливости было усвоено и продолжено из ветхозаветной Церкви иудейской. Евангелие Царства непосредственно примыкает к проповеди Иоанна Крестителя, в котором видели Илию, предтечу Дня Господня. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", — так учил Иоанн, так учил Иисус и апостолы во время своей земной проповеди. И в той, и в другой проповеди Царство Божие есть осуществление воли Божией на земле, сознается как Суд, и как спасение. Оно приблизилось, пришло, хотя и без видимой катастрофы, оно уже среди нас в лице Господа Иисуса Христа, Который есть единородный Сын Божий. В нем осуществляется Новый Завет — единение Божественного и человеческого.

"Не успеете обойти городов Израиля, как уже наступит Царствие Божие" (Мф., 10:23); "Не прейдет род сей, как все сие сбудется" (Мр., 13:30) (в греческом тексте в значении "род" использовано слово "γενεα" – "поколение"); "Суть стоящие здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, - и добавил конкретнее, - пришедшее в силе!" (Мр., 9:1).

Из приведенных цитат видно, насколько первое поколение христиан было проникнуто мыслью о близости Суда Божия: любимый ученик Иоанн не умрет до пришествия Царства. Падение Иерусалима есть знамение скорого Пришествия (Мк., 13:24; Лк., 21:27). Во время осады и штурма Иерусалима Титом иудеи до боли в глазах жадно вглядывались в небо, ожидая на облаках славного и чудесного явления Мессии. Но все напрасно: с неба не былони гласа, ни знамения. Однако для первых христиан эсхатологические чаяния явилисьутешением в скорби и гонениях, и, вместе с тем, выражением живой веры в непосредственную близость возвращения Христа. Но, жизнь продолжалась…

(продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования