Выдающегося английского писателя-фантаста Артура Кларка похоронят на Шри-Ланке, где он жил последние 53 года своей жизни. Был ли скончавшийся в Коломбо 19 марта писатель верующим, останется, скорее всего, тайной - одной из многих в жизни и творчестве автора более чем сотни научно-фантастических произведений, написанных за более чем 60 лет творчества. Однако именно Артур Кларк стал первым из фантастов минувшего столетия, кого волновала тайна Божественного, скрывающегося в неизведанном Космосе. Это сблизило писателя с режиссером Стэнли Кубриком при создании знаменитой картины "2001: Космическая одиссея", вышедшей на экраны в 1965 году. Написавший сценарий фильма Кларк, назвал "2001" "первым в мире религиозным блокбастером". Тему соотношения человеческого и Божественного Кубрик продолжал практически во всех своих фильмах, но более всего в последнем – "С широко закрытыми глазами". Ну а литературную основу "2001" критики-литературоведы в содружестве с кинокритиками и по сей день рассматривают как ценный вклад в развитие науки о религии, религиоведения. В этом своем исследовании Кларк оказался далек от позитивизма Станислава Лемма ("Солярис") и некоторых других современников-фантастов. Впрочем, еще и до "2001" Кларк размышлял о Творце - Сверхразуме в одном из первых своих романов "Конец детства" (1953 г.) и в вышедшей в том же году новелле "Девять миллиардов имен Бога". Самым главным было то, что для Кларка этот самый "Сверхразум" никак не был той банально-скучной и "модной" абстрактной сущностью, что выплывала с книжных страниц, написанных многими его современниками. Правда, можно вспомнить такое высказывание Кларка о вере: "Хотя иерархия Вселенной все еще недоступна нашему пониманию, одна, поистине леденящая, правда нам уже открылась: если и существуют боги, главным объектом внимания и забот которых является человек, очевидно, это не самые важные боги в небесном пантеоне". Исходя из таких убеждений писателя, следует признать, что сугубо религиозный вектор в его миросозерцании все же уступал пальму первенства собственно научному вектору. Он отправлял своих героев (с именами советских диссидентов – еще одна, хотя, наверное, и не самая главная уже загадка Кларка) в космос в "2001" и пытался, как писала критика, "взять интервью у Бога" - о том, зачем созданы мир и человек, и почему они созданы именно так. Поэтому главным пафосом культовых сценария и написанной на его основе повести стало признание Кларком торжества Божественного разума. Точнее - торжества просто Божественного. И литературная, и научная, и просто человеческая - самая главная – совесть все же заставили Кларка создать картину, в которой человек непременно уступает место Творцу. |