Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
21 ноября 16:23Распечатать

Раввин Авраам Шмулевич. СОВРЕМЕННОЕ ИУДЕО-ХРИСТИАНСТВО (ч. 2)


Продолжение публикации

Современный этап

До начала 2-й мировой войны (согласно отчетам самого Альянса) его отделения, кроме ранее существовавших в США, Канаде и Великобритании, были созданы еще в 18 странах. Следует заметить, однако, что некоторые из них (напр., в России) были фиктивными и существовали только на бумаге. В 1935 миссионеры Альянса начали действовать в Аргентине, в 1960-х - в Уругвае. В 1960 организован Аргентинский еврейско-христианский альянс.

К 1991 отделения Международного еврейско-христианского альянса существовали в Великобритании, США, Канаде, ЮАР, Австралии, Новой Зеландии, а также в странах Юж. Америки и Европы.

Первая организация, включавшая в свое название слова "еврейская христианская церковь" ("Hebrew Christian Church"), возникла еще в 1885 в Нью-Йорке. В дальнейшем число таких организаций увеличилось, и все они представляли собой лишь миссионерские общества, обращавшие евреев в христианство, будучи частью различных протестантских церквей. В 1934 в Чикаго пастором еврейского происхождения Давидом Бронштейном была создана "Первая Еврейско-Христианская пресвитерианская церковь Чикаго" ("First Hebrew Chrixtian Presbyterian Church of Chicaago").

Первая независимая от других церквей Американская еврейско-христианская церковь основана в 1960 в г. Цинциннати (шт. Огайо) крещеным евреем Мартином Черновым. В 1974 службу в ней посещали 50 человек, из них лишь половину составляли евреи. Остальных - членов семей евреев, неевреев-белых и негров - привлекали сюда проповеди Чернова, в которых говорилось о том, что, посещая "еврейско-христианскую церковь", люди "духовно" становятся евреями. Впоследствии подобные церкви возникли в Майами, Филадельфии, Вашингтоне и некоторых других городах. В конце 30-х - начале 40-х гг. известную роль в привлечении американских евреев к идеям ИX и в развитии в 1960-х гг. "мессианского" направления ИX сыграла трилогия Шолома Аша об Иисусе из Назарета (в английском переводе): романы "Человек из Назарета" (1939), "Апостол" (1943) и "Мария" (1949). Иисус преподносился в ней как положительный герой, а его еврейское происхождение подчеркивалось. Еврейская критика приписывала Ашу мессионерские намерения, однако Ш. Аш отверг эти обвинения.

В декабре 1960 в г. Феникс (шт. Аризона) евангелист еврейского происхождения Л. Каплан основал первую радио- и телестанцию, пропагандирующую идеи ИX, - "Еврейский голос" ("The Jewish Voice Broadcarts"). В середине 1980-х гг. в США имелось 70 отделений этой станции.

"Мессианский иудаизм"

С кон. 1960-х гг. среди ИX в США все большую популярность приобретают идеи включения в христианскую практику элементов, заимствованных из талмудического иудаизма. Сторонники этих идей (которые проповедовал еще М. Леви в начале 20 в.) вместо прежнего названия "еврейские христиане" ("Hebrew Christians") используют термины "мессианские евреи" и "мессианский иудаизм" ("The Messian Judaism"). Побудительные мотивы для переименования оказались те же, что и в начале 19 в., когда британские миссионеры выдвинули идею создания объединений евреев-христиан - желание распространить христианство среди евреев, так как движение ИХ по-прежнему не сумело привлечь к себе большое число последователей. Определенную роль в этом, как и в период зарождения движения, сыграло то обстоятельство, что крестившиеся евреи так и не смогли найти свое место в лоне существующих христианских церквей, антисемитские настроения многих "природных" христиан, а также наличие "сентиментов", чувств, которые иные новообращенные продолжали испытывать по отношению к еврейскому народу. Впрочем, в связи с интенсификацией в 60-е гг. ассимиляционных процессов в Америке, многие молодые люди, оторванные от еврейской среды и лишенные элементарных знаний об иудаизме, искренне принимали христианство за еврейское учение, поскольку новая религия зародилась в Эрец-Исраэль, а ее основатели по рождению были евреями.

От более ранних течений ИX "мессианский иудаизм" отличается своим радикализмом и агрессивным стилем пропаганды. Церкви его приверженцев стали именоваться "синагогами" (многие из них даже в местных телефонных справочниках регистрируются не в разделе "христианские организации", а в разделе "синагоги"), крещение в них называется "микве-брис" - идишистский вариант слов Миква и Брит, или "церемония духовного обрезания"; Иисус именуется Иешуа Ха-Машиах; отмечаются еврейские праздники Рош ха-Шана, Ханука; проводится седер Песах в христианизированном варианте; днем молитвенных собраний вместо воскресенья стала суббота; богослужение ведется на иврите, исполняются популярные израильские мелодии, используются таллиты, тфиллин и даже Сефер-Тора, а кроме того еврейские символы - маген-Давид, шофар, менора; крест и другие христианские символы не употребляются вовсе. Руководители общин этого направления ИX называют себя раввинами. В пропаганде для привлечения новых последователей избегают всякого упоминания о христианстве и христианских догматах. Обращаясь к ассимилированным евреям, имеющим слабое представление о еврейской религии, ИX этого направления пытаются создать впечатление, что они - представители нормативного иудаизма. Известны случаи (первый зафиксирован в 1970 в Бостоне), когда представители мессианского ИХ нееврейского происхождения, скрывая свои истинные взгляды, проходили ортодоксальный гиюр, чтобы потом, будучи "евреями", им было удобнее продолжать мессионерскую работу. Известны также случаи, когда миссионеры - новые репатрианты из СНГ входили в доверие к не знавшим русский язык представителям духовной абсорбции и, выдав себя за ортодоксальных евреев, обучавшихся в иешивах, устраивались на работу лекторами по вопросам иудаизма.

Организационно это направление ИX окончательно оформилось к сер. 1970-х гг. В начале 1960-х гг. Манни Бротман, выпускница еврейского отделения одного из центров протестантского фундаментализма "Муди Байбл инститьют" ("Moody Bible Institute") в Чикаго, организовала группу под названием "Шалом" - по изучению Евангелия и "Молодежный еврейско-христианский Альянс" (отделение "Американского еврейско-христианского Альянса"). В 1975 члены отделения получили большинство в руководстве Альянса, который стал называться "Мессианский еврейский альянс Америки" ("Messianic Jewish alliance of America"). Некоторые из его прежних членов, не согласные с новой политикой, покинули организацию.

Существуют еще две организации, объединяющие последователей "мессианского иудаизма" в США и Канаде: "Мессианское еврейское движение" ("The Messianic Jewish Movement") и "Союз еврейских мессианских организаций" (Union of Messianic Jewish Congregations), созданный 27 июня 1979 на конференции, в которой участвовали 33 делегата различных общин США и Канады.

Одна из самых активных общин "мессианских евреев" - группа "Евреи за Иисуса", основана в 1970 в Калифорнии Мартином Мейером Розеном, который крестился в 1953,в 1957 получил звание баптистского пастора, до 1970 работал баптистским мессионером среди евреев Нью-Йорка, а затем переехал в Калифорнию. Группа "Евреи за Иисуса" отличается особо активным и агрессивным стилем пропаганды.

Другая ведущая организация этого направления - община "Бней Иешуа" ("Сыны Иисуса") с центром в городке Стоуни Брук шт. Нью-Йорк.

Для противодействия деятельности ИХ еврейские общины США создали организацию "Евреи за иудаизм" ("Jews for Judaism"), основателем и руководителем которой стал Марк (Акива) Пауэрс. Он был также активным участником борьбы за выезд евреев из СССР. В 1986 по инициативе раввина движения Хабад Ш. Аркуша подобная организация под названием "Операция Иудаизм" ("Operation Judaism") была создана и в Лондоне.
В настоящее время в США существует около 100 общин ИХ, из них к "мессианскому" направлению относится 80-90, остальные - к традиционному течению "евреев-христиан", не использующих символику иудаизма.

Большинство руководителей протестантских церквей, а также миссионерских организаций выступили против "мессианского иудаизма", усмотрев в нем возрождение "иудейской ереси". Многие же ИХ, со своей стороны, утверждают, что являются выразителями "истинного христианства", идей Иисуса и первых апостолов. Кроме того, они оспаривают мнение, разделяемое теологами всех направлений, состоящее в том, что апостол Павел (они предпочитают называть его еврейским именем Шауль) выступал против создания отдельной еврейской церкви и против исполнения каких-либо заповедей "Ветхого завета".

В октябре 1971 "Общество Христианских миссий для евреев" ("Fellowship of christian Testimonies to the Jews") - ведущая организация, объединяющая различные протестантские миссионерские организации, обвинила "мессианских евреев" в том, что их деятельность противоречит основам христианства, которое отвергает иудаизм и его обряды. В ответ лидеры направления выпустили совместное заявление, в котором подчеркивалось, что "мессианские евреи" верят в то, "что 1) Ветхий, как и Новый, заветы были даны Богом; 2) что природа Бога множественна: отец, сын и дух святой; 3) что человек может спастись только через веру в искупительную силу крови Мессии Иешуа (Иисуса) и в то, что он умер и воскрес, победив грех; 4) что благодаря этому уничтожено различие между евреями и неевреями".

В настоящее время "мессианские общины" составляют большинство среди ИХ и в других странах.
С нач. 1990-х гг. различные организации ИX, в основном "мессианского" направления, развернули свою деятельность на территории бывшего СССР. Наибольшую активность проявляет организация "Евреи за Иисуса", которая использует в своей работе инфракструктуру баптистских церквей. Первое отделение организации в Советском Союзе было основано в 1991 в Одессе. С 1993 центр находится в Москве. "Мессианские" общины действуют во многих городах СНГ, в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Львове, Днепропетровске, Запорожье, Кировограде, Чернигове, Минске, Воронеже, Баку. Отделения организации имеются также в Литве и Латвии. Миссионеры проводят активную работу как среди евреев, так и среди неевреев. Только за первых три года они распространили 5300000 экземпляров христианской литературы. По отчетам миссионеров крестились 1000 евреев и 2000 неевреев. Регулярно, начиная с 1993, в нескольких крупных городах СНГ проводятся музыкальные фестивали "мессианских евреев", организуются различные курсы, занятия для детей, молодежные лагеря. В Москве и Санкт-Петербурге действуют колледжи, в которых готовят миссионеров. Подготовка русскоязычных миссионеров для работы в СНГ проводится и в США.
Среди прихожан "мессианских" общин в СНГ число евреев составляет около 20%. Многие неевреи посылают своих детей в образовательные программы "мессианских евреев", так как убеждены, что "еврейское образование" в них имеет высокий уровень.
Несмотря на то, что в начале 20 в. по внешней обрядности ИX были намного ближе к традиционному христианству, большинство членов их общин составляли евреи. Среди современных последователей "мессианского иудаизма" в США евреи составляют ок. 40%, в СНГ - ок. 20%, в Израиле - ок. 60% (см. ниже). Большая часть молодежи различных общин ИX вступает в смешанные браки и присоединяется к обычным протестантским конфессиям. Лидеры ИX считают евреем всякого, кто заявляет о своем еврейском происхождении (независимо от того, кто из его предков был евреем), а также всякого, кто входит в их общину и становится таким образом евреем "духовно" (независимо от своего происхождения). Никакого формального обряда перехода в еврейство для них не существует.

В Израиле первое объединение ИX было создано в 1931; в 1933 оно приняло
название "Еврейско-христианский альянс Палестины и Ближнего Востока" ("Hebrew-ChristianAllianceofPalestineandtheNearEast"). На учредительный съезд в 1931 в Иерусалим прибыло 25 делегатов, из них 4 нееврея, из Тель-Авива, Яффо, Хайфы, Тверии, Цфата и Дамаска - почти все ИХ, проживавшие в тот момент в Эрец-Исраэль. Всего в период британского мандата в Израиле было около 200 христиан еврейского происхождения, включая сотрудников британской администрации и иностранных миссий.
Перед окончанием срока мандата британская армия в ходе специальной операции эвакуировала около 80 крещеных евреев, в том числе, практически всех ИX, в Ливерпуль (Англия). В Израиле остались лишь несколько ИХ, и движение прекратило существование.

С волнами алии из различных стран в Израиль прибыли и ИХ. В 1958 община ИХ, состоящая из нескольких человек, была официально зарегистрирована в Иерусалиме. Алия продолжалась, и, благодаря интенсивной миссионерской деятельности, число ИХ в Израиле продолжало расти.

В 1970 финские протестанты в 15 км от Иерусалима основали мошав Яд Ха-Шмона. В 1979 там поселились также евреи-иудеохристиане; в настоящее время мошав, в котором проживает несколько десятков человек, стал одним из центров ИX в Израиле.
В конце 80-х гг. в Иерусалиме, бывшем израильском центре ИХ, насчитывалось 6 общин ИХ. Общее число членов - около 400 человек, из них евреев - около 200.
В сер. 1990-х гг. в Израиле насчитывалось около 40 общин ИX, большинство - "мессианского" направления. Число ИX в Израиле - около 2-3 тыс. Действует несколько колледжей, в которые приезжают ИX из других стран. Различные организации ИX ведут миссионерскую работу, особенно среди новых репатриантов из СНГ и Эфиопии; выпускается несколько периодических изданий, в том числе - на рус. языке.

Численность
Объективно оценить численность ИX - задача сложная, так как статистика, как правило, не проводит различия между ИX и просто крещеными евреями, а данные, приводимые организациями ИX и миссионерами, часто преувеличены.

Крещение было значительным явлением в 19 в. - в христианство разных направлений перешло в те времена более 200 тысяч евреев. К этой цифре следует добавить 19 500 детей от смешанных браков, которые воспитывались в духе христианства. По общим подсчетам в России крестилось 84563 человек, в Великобритании (бывшем центре движения ИХ) - 28830, включая 3300 евреев, крещенных английскими миссионерами в других странах, и в США - 13000. Однако лишь небольшая часть крестившихся примкнула к движению ИХ. Это объясняется тем, что большинство новообращенных, решаясь на переход в христианство, руководствовались вполне практическими мотивами: стремлением избежать дискриминации и репрессий, желанием сделать карьеру или вступить в смешанный брак. В тех немногочисленных случаях, когда новообращенные испытывали искренние религиозные чувства, они предпочитали присоединиться к основным направлениям христианства.

В 1935 Американский еврейско-христианский Альянс насчитывал 200 членов; перед началом 2-й мировой войны - около 2 тыс., а в 1961 - менее 1 тыс. Число членов Международного Альянса в 1961 составляло около 1-2 тыс.
В нач. 1990-х гг. число евреев - членов движения ИX в США, где сосредоточено их большинство, составляло около 20 тыс. чел.

Следует отметить, что движение ИХ располагает значительными финансовыми средствами, т.к. многие американские и английские неевреи-протестанты до сих пор считают, что обращение евреев в христианство - задача первостепенной важности.

Вне рамок протестантизма

К ИХ можно причислить Якова Франка, который после своего официального перехода в католицизм в 1759 фактически создал новое синкретическое учение (франкисты называли его "эдомитской религией"). Оно совмещало в себе внешнюю христианскую форму с саббатинскими идеями. В 1760 по настоянию католической церкви Я. Франк был арестован, обвинен в ереси и заключен в крепость. В течение длительного времени франкизм существовал, как среди евреев, так и среди христиан (потомков крещеных евреев-франкистов), однако его влияние на более поздние группы ИХ было ничтожным.
Вне рамок протестантизма попытки создания особых еврейских религиозных объединений христиан практически не предпринимались. В католической церкви в новейшее время имеются отдельные представители духовенства (иногда занимающие видное место в церковной иерархии, как Ж. М. Люстиже), которые демонстративно пытаются сочетать верность католической церкви с еврейским национальным самосознанием; они считают себя евреями и настаивают на том, чтобы их признавали евреями и в соответствии с законами государства Израиль. Наиболее известный пример - католический священник Д. Руфайзен ("Отец Даниэль"). В православной церкви лишь сторонник экуменического движения священник А. Мень высказывал идею создания автокефальной еврейской церкви св. Якова. Эта идея, однако, не получила поддержки в церковных кругах.

Христианствующие в России.

Православная церковь до нач. 19 в. не вела какой-либо целенаправленной пропаганды христианства среди евреев, и единственным методом распространения "учения любви" среди них было насилие. Любое проявление новообращенными интереса к каким-либо положениям своей прежней религии воспринималось с подозрением и каралось. Так, в 1786 в тюрьме Соловецкого монастыря содержался некий крещеный еврей Павел Федоров, которого заключили туда, так как церковные власти опасались, что он может вернуться к вере отцов.

Положение изменилась в царствование Александра I, который увлекался мистицизмом. 25 марта 1817 (по старому стилю) был опубликован (на русском, немецком и польском языках) указ об учреждении Комитета опекунства израильских христиан. В указе говорилось о том, что новообращенные, "отделяясь от своих собратьев христианскою религией, лишают себя всякого с ним сообщества, и не только теряют право на их помощь, но и подвергают себя разным с их стороны гонениям". Поэтому, для "облегчения участи" крестившихся и для того, чтобы побудить других последовать их примеру, учреждалось Общество израильских христиан и Комитет опекунства израильских христиан, призванный организовать это общество и направлять его деятельность. В Общество должны были войти принявшие христианство евреи из всех существовавших в России христианских конфессий. Каждая религиозная группа могла иметь свою церковь и пастыря. Обществу предоставлялось внутреннее выборное самоуправление. Членам Общества предоставлялось право избрать из своей среды двух "начальников" и четырех "заседателей", деятельность которых контролировалась петербургским Комитетом опекунства. Практически речь шла о создании принципиально новой организации, которая объединяла бы все христианские конфессии, но состояла бы исключительно из крещеных евреев.

Членами Общества могли стать и евреи - иностранные подданные. "Израильским христианам" предлагалось селиться на специально выделенных им казенных землях. Земля находилась в общинном владении. Членам Общества разрешалось "заводить на ней всякого рода селения, местечки и города", посторонние получали право селиться в них лишь по решению общины. Новообращенным разрешалось заниматься земледелием, ремеслами, торговлей (на территории всей империи), создавать промышленные предприятия. Они освобождались от местных налогов и повинностей. Члены общества (и их дети) освобождались и от военной службы. Контроль над деятельностью Общества возлагался на Комитет опекунства израильских христиан, и "никакое местное начальство, - как было указано - там, где общество водворится, не будет иметь никакой власти над оным и вмешиваться в дела его". Отчет о своих действиях и расходах Комитет должен был предоставлять непосредственно императору. В состав Комитета входили деятели Российского библейского общества (еще один плод мистических увлечений Александра I), основанного в 1813 в целях распространения Библии среди различных народов империи и реорганизации внутренней христианской жизни. Председатель российского библейского общества, министр духовных дел и народного просвещения, обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын, ведавший и еврейскими делами, стал руководителем Комитета опекунства израильских христиан. В столице "израильских христиан" представлял выбранный членами Общества особый агент.

Уже в 1818 Комитет опекунства израильских христиан начал свою работу. Чтобы подыскать подходящую для поселения землю, в Новороссийский край командировали надворного советника Г. Мизко. Впоследствии его назначили попечителем Общества с постоянным пребыванием в г. Екатеринославе. По решению крещеным евреям выделялось 25 тыс. десятин казенных земель, конфискованных как "излишние" у мариупольских греков. Из-за многочисленных протестов прежних владельцев земли перешли в распоряжение Комитета лишь в 1821. В целях пропаганды христианства среди евреев и разъяснения задач Общества израильских христиан Комитет издавал книги (был выпущен, в частности, молитвенник на языке идиш). Еврейское население, несмотря на беспрецедентные льготы, не откликнулось на призыв Комитета. Число подавших заявление о вступлении в члены Общества израильских христиан было очень невелико, значительную часть при этом составляли, по-видимому, неевреи, стремившиеся выдать себя за крещеных евреев ради получения льгот.

В 1824, уходя в отставку с министерского поста, Голицын предложил царю упразднить Комитет, но тот лишь приостановил его деятельность. Окончательно Общество израильских христиан ликвидировали в 1833. Однако царское правительство не оставило мысли о массовом обращении евреев в христианство. Неудачный опыт Общества побудил Николая I перейти к политике разрушения основ еврейской религиозной жизни. В нач. 1880-х гг., особенно после погромов 1881 на юге России, несколько представителей еврейской ассимилированной интеллигенции обратились к идеям ИХ. В 1880 Я. Гордин создал "Духовно-библейское братство" просуществовавшее около 10 лет. В начале 1880-х гг. в Одессе возникла группа ИХ "Новый Израиль". Число членов обеих групп не превышало нескольких десятков человек.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования