Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 ноября 15:32Распечатать

Вера Земскова. ОССУАРИЙ АПОСТОЛА ИАКОВА: ПЕРВЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ


В середине ноября в Королевском музее Онтарио (Торонто, Канада) был выставлен т.н. оссуарий (по-русски, костница) Иакова - каменный ящик, в котором, если верить надписи, были погребены кости св. апостола Иакова, сына Иосифа, брата Господня по плоти (Мф., 13:55, Гал., 1:19, Послание Иакова). Подлинность оссуария и, в особенности, надпись на нём возбудили в учёном мире большую дискуссию.

И недаром. Происхождение предмета темно. Где он находился до того времени, как был обнародован, не известно; в конце концов, он мог быть найден даже не в Иерусалиме. Его владелец, житель Иерусалима инженер О. Голан, противоречиво рассказывает о том, как к нему попал этот предмет. То ли он купил его ещё во время 6-дневной войны в 1967 г. за 700 долларов, то ли в 1970-е гг. Путаница, скорее всего, объясняется тем, что хозяин боится расстаться со своим достоянием, так как, по израильскому закону 1978 г., всё, найденное после это срока, принадлежит государству.

Впрочем, подлинность оссуария не вызывает сомнений. Такие оссуарии были в употреблении в Палестине приблизительно с 30-20 гг. до Р.Х.. до 70 г. по Р.Х. (до разрушения Иерусалимского храма); после того уже не встречались. Их существование свидетельствует о плотности населения и необходимости экономить площади, занимаемые кладбищами.

Сначала покойников хоронили в пещерах завёрнутыми в пелены (как описано в Евангелии). Когда умерший истлевал до костей, его останки складывали в ящик (оссуарий). Ящики изготовлялись из местного известняка. Они были прямоугольными, стандартного размера, приблизительно 60´30´35 см. Эти ровные прямоугольные ящики складировали в пещерах.

От прочих оссуариев оссуарий Иакова отличается размером и формой: он 51 см в длину, высотой 28 см, трапецевидный ( расширяется от 25 к 30 см), напоминает египетский саркофаг. Его форма не подходит для массового складирования, что наводит на мысль о том, что он предназначался для особого погребения.

Но оссуарии Иакова сохранилась неповреждённой патина - налет, образующийся на археологических предметах, независимо от материала, из которого те изготовлены. Известно, что при транспортировке из Иерусалима в Торонто оссуарий пошёл мелкими трещинами. Анализ остатков корней растений, бактерий и грязи в первоначальных трещинах ещё впереди. Разумеется, не может быть речи о такой точной дате изготовления оссуария, какую указал его первый исследователь А. Лемэр (Lemaire), а именно 63 г. (Апостол Иаков погиб в 62 г., его сбросили с крыши Иерусалимского храма).

Пока не сделан естественно-научный хронологический анализ памятника, в распоряжении учёных для определения возраста оссуария есть только надпись на нём.

Надпись смутила многих. И прежде всего своей определённостью: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". Как заметил Р. Эйзенман (Eisenman), автор монографии "Иаков, брат Иисуса" (1998), создаётся впечатление, что слова обращены не к современникам, а к будущей аудитории, будто в предчувствии споров об историчности Христа и всего евангельского повествования. По мнению учёного, современники не нуждались в особом уточнении личности ап. Иакова, он был слишком хорошо известен в Иерусалиме. Эйзенман полагает, что такого рода пометка ("брат Иисуса") могла быть сделана уже очень поздно, в V-VI вв.

Оссуарии всегда надписывались, чтобы их можно было различать и совершать заупокойные молитвы над прахом своих близких. Исследователь скальных захоронений вблизи Иерусалима Л. Рамани (Rhamani) пришёл к выводу, что надписи (в виде имен, дат, молитвенных обращений) делались собственноручно родственниками умерших, а не в специальных мастерских. По характеру и качеству надписи можно судить не столько о социальном статусе покойного, сколько о социальном статусе и грамотности его близких.

Самый основательный анализ надписи на оссуарии Иакова сегодня предложен Рэйчел Альтман (Altman), специалистом по системам письма эллинистического времени.

Несомненно, надпись сделана двумя разными людьми разного социального происхождения.

Первая часть ("Иаков, сын Иосифа") вырезана рукою хорошо образованного человека; буквы с окончаниями в виде клиньев. Такое клиновидное письмо было характерно для официальных, государственных документов. В неофициальном памятнике такая черта обличает немалые притязания семьи покойного. Использованы еврейское квадратное письмо, африканский полуунциал и островные шрифты.

По мнению Р. Альтман, твердость и точность руки, особенности почерка, форма самого ящика говорит о том, что покойный принадлежал к купеческому сословию (в то время в обычае было вырезать договоры на камне, делали это сами купцы);возможно, этот купец торговал между Иерусалимом и Александрией. Альтман распространяет свои рассуждения даже до предположения, что в оссуарии покоились останки старшего сына купца-нувориша во втором поколении.

Другая часть надписи ("брат Иисуса") использует арамейские и африканские шрифты, типичные для сельской местности; она также включает римские заглавные буквы и буквы александрийско-римского греческого унциала. Несомненно, резчик был грамотен, но не знал арамейского и еврейского языков. По мнению Р. Альтман, вторая часть надписи - конгломерат несвязных графем, очень нестройного рисунка. Впечатление, что брали за образец надписи на других оссуариях или из каких-то документов, находивших в погребальных пещерах; причём язык их был резчику незнаком. Разумеется, в буквах второй части нет и намёка на клиновидные завершения.

Еще одна подробность - размещение надписи и рамка вокруг неё. Первая ее часть ("Иаков, сын Иосифа") расположена правильно и красиво - в верхнем правом уголу. Она должна была быть обведена рамкой (что вообще было обычно, и особенно для так тщательно сделанных надписей). В другой части находят следы чернил. Поскольку второй резчик не был большим мастером, то он для подстраховки слова сначала написал. Вероятно, рамка была уничтожена при дописывании. Последнее заключение Альтман выглядит не совсем убедительно, так как вторая надпись продолжает первую, и тогда бы на фотографии были видны следы хотя бы верхней или нижней частей рамки; их нет.

Р. Альтман предложила следующие датировки: первая надпись относится ко времени Ирода (37-4 гг. до Р. Х.), вторая - к III-IV вв. Исследовательница не объяснила, почему она остановилась именно на этих датах. Вывод рассуждения Р. Альтман для верующих христиан огорчителен: оссуарий не может принадлежать апостолу Иакову, брату Господню.

Предложенное Альтман время изготовления второй части надписи находит подтверждение в заключении П. Флешера (Flesher) (университет штата Вийоминг, США) о её языке, который учёный относит к еврейскому палестинскому арамейскому диалекту, бытовавшему во II-VIII вв. н. э.

Возражение против доводов Альтман пока малопроработаны: скупо высказано о разборе написания некоторых букв (Ст. Горансон (Goranson), Герцогский (Duke) университет, Северная Каролина, США).

Правда, осмотр оссуария перед выставкой в Торонто показал, что на нём сохранились следы красной краски - типичный способ украшения этих погребальных предметов в период 50-70 гг. по Р. Х.

На сегодня можно считать анализ Р. Альтман самым глубоким.

Наиболее серьезные возражения ее рассуждения встретили пока только в широкой, ненаучной аудитории - в виде вирусных атак на её компьютер. От неё, как одного из координаторов листа подписки IOUDAIOS-L, где преимущественно и проходило обсуждение оссуария Иакова, вирус чуть было не заразил компьютеры других учёных. Было сделано не менее полтора десятков попыток взломать компьютер исследовательницы. Письма с вирусами проходили даже от имени его друзей, т. е. сначала проникли в их компьютеры. В довершение её электронный адрес был включен в листы подписки нескольких порнографических сайтов. Одновременно пробовали взломать компьютеры других учёных, занимающихся сейчас этой проблемой.

Альтман полагает, что атаки свидетельствуют о том, что надпись на оссуарии Иакова поддельная. По нашему мнению, скорее всего "нападающие" таким образом выражают, что их религиозные чувства оскорблены.

В любом случае, можно сказать, что выводы Р. Альтман о подлинности оссуария Иакова на сегодня выглядят самыми основательными из всех предложенных.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования