Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 августа 17:42Распечатать

Евгений Левин. КАРДИНАЛ ЛЮСТИЖЕ И ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС. "Феномен Люстиже" является ничем иным, как естественным следствием основных процессов, определяющих ход мировой и еврейской истории двух последних столетий"


Утром 5 августа после тяжелой продолжительной болезни в Париже скончался архиепископ Парижский кардинал Люстиже – самый высокопоставленный католик еврейского происхождения в римо-католической Церкви ХХ века.

Аарон Люстигер родился в Париже в 1926 году, в семье еврейских иммигрантов из Польши. Семья была не слишком религиозной, и в 1940 году Аарон крестился, взяв имя Жан-Мари. Впрочем, крещение мало помогло Люстигеру в годы немецкой оккупации. Согласно нацистским законам, крещеный еврей оставался евреем. Поэтому Аарон, даже став Жан-Мари, все равно подлежал "окончательному решению" вместе со всей семьей.

Мать Люстигер была депортирована в Освенцим, где и погибла. Однако сам Жан-Мари был спасен благодаря мужеству простых французских христиан (в том числе – как минимум одного священника), с риском для жизни прятавших мальчика от нацистов.

В годы войны тысячи еврейских детей нашли убежище в церквях и монастырях. После войны многие из них вернулись к своему народу, превратившись в более или менее традиционных евреев. Однако Люстигер-Люстиже избрал другой путь: в 1954 г. он принял сан священника. Его дальнейшая церковная карьера протекала весьма успешно: в 1954-69 гг. он был капелланом в Центре Ришелье (Парижский университет), в 1969 -70 гг. - приходским священником в парижском пригороде Сен-Жанн де Санталь, в 1979 г. назначен епископом Орлеанским, а в 1981 г. архиепископом Парижским. В 1983 г. Люстиже был возведен в сан кардинала.

В христианской Церкви и раньше бывали евреи, достигшие весьма значительного положения. Так, одним из крестителей Киевской Руси был новгородский епископ Лука Жидята, автор первого собственное русского произведения духовной литературы "Послание к братии" (впрочем, некоторые исследователи сомневаются в его еврейском происхождении). В XVII веке одним из лидеров украинского православия был Иннокентий Монастырский, игумен Кирилловского монастыря.

Однако во всех этих случаях еврейство было всего лишь биографической случайностью. Приняв крещение, эти люди начинали жить обычными христианскими интересами. Однако с Люстиже ничего подобного не произошло. Несмотря на крещение и даже принятие сана, еврейство всегда оставалось для него одним из стержневых элементов самоидентификации.

Широко известно явление, когда делом всей жизни крещеного еврея становится обращение бывших единоверцев, порой в весьма агрессивной форме. Так, в 1240 году выкрест Николай Донин вызвал на публичный диспут группу французских раввинов, выдвинув ряд обвинений против Талмуда. Следствием диспута, состоявшегося в Париже в присутствии короля Людовика Святого, стало публичное сожжение Талмуда. В 1263 году аналогичный диспут состоялся в Арагоне, так же в присутствии короля, между крещеным евреем Пабло Кристиани и знаменитым раввином Моше Нахманидм. Есть, разумеется, и более современные примеры – например, недавно скончавшийся викарный епископ Жан-Батист Гурион, окормлявший католиков-евреев Израиля ().

Кардинал Люстиже был весьма активно вовлечен в иудео-христианский диалог, и даже посвятил этой теме отдельную книгу "LaPromesse" ("Обетование"), вышедшую в свет в 2002 году. Однако было бы в высшей степени неверным назвать его "еврейским епископом": проповедь именно среди бывших единоверцев никогда не была для него приоритетным делом.

Однако можно ли говорить о случае кардинала Люстиже как о каком-то уникальном явлении? На наш взгляд, нет. Ибо "феномен Люстиже" является ничем иным, как естественным следствием основных процессов, определяющих ход мировой и еврейской истории двух последних столетий.

На протяжении веков евреи называли себя "народом Израиля", и ощущали себя, в первую очередь, нацией. Однако фактически еврейство представляло из себя конфедерацию религиозных иудейских общин, разбросанных по всему миру. Быть евреем означало принадлежать к одной из этих общин и исповедовать иудаизм. Аналогичным образом смотрело на евреев и нееврейское законодательство: в тот момент, когда человек принимал христианство или ислам, он автоматически переставал подпадать под все законы и подзаконные акты, касающиеся евреев (например, в царской России он получал право жить вне черты оседлости, поступать в государственную службу, учиться вне процентной нормы и т. д).

Однако за последние 200 лет ситуация радикальнейшим образом изменилась. Переход от сословно-корпоративного общества к гражданскому ликвидировал весь корпус особых еврейских законов, а вместе с ними – все коэрсивные полномочия еврейской общины. В результате еврейство превратилось в личный выбор человека, причем каждый получил возможность выбрать или создать для себя тот вариант еврейской идентичности, который был для него ближе. В итоге вместо одного монолитного "иудаизма" возникло множество самых разных вариантов еврейской жизни: ортодоксальных, реформистских, националистических, светских...

Не меньшее значение имело возникновение расовых теорий, ставших при Гитлере основой государственной политики. В средневековой Европе еврейство определялось вероисповеданием, в нацистской Германии – кровью. Поэтому в годы Второй Мировой войны евреи-христиане разделили судьбу своих соплеменников, сохранивших верность религии предков.

Также нельзя забывать о еще одной идеологии, возникшей в конце позапрошлого века – сионизме. Добившись возрождения еврейского государства, сионисты в значительной степени поставили точку в двухвековых спорах, являются ли евреи нацией или религией – религиозным конфессиям, в отличии от наций, государство не полагается. Между тем, представители одной национальности вполне могут исповедовать разные религии: среди немцев есть лютеране, кальвинисты и католики, среди эстонцев – протестанты и православные, среди грузин – христиане и мусульмане...

Итак, либеральное общество позволило еврею выбирать себе любой вариант еврейства, сионизм "доказал", что евреи являются нацией, а не конфессией, а нацисты объяснили, что еврейство есть прежде всего кровь и судьба. В этой ситуации появление христиан еврейского происхождения и с ярко выраженным еврейским самосознанием стало не только возможным, но и практически неизбежным. А поскольку среди евреев всегда хватало способных и талантливых людей, было бы странно, если бы хоть один из них не сделал головокружительную церковную карьеру.

Впрочем, для бывших советских евреев все сказанное выше – решительно не новость. Ибо в СССР "национальность" определялась исключительно кровью, без всякой связи с вероисповеданием. Крещение или переход в любую иную веру никак не отражались ни на записи в "пятом пункте", ни на самосознании человека. Поэтому "все знали", что Пастернак, Мандельштам или отец Александр Мень – безусловно, евреи, вне зависимости от того, во что верил каждый из них.

В 1962 году монах-кармелит Даниэль Руфайзен потребовал признать его евреем и предоставить ему израильское гражданство в соответствии с Законом о Возвращении. Верховный суд Израиля согласился с доводами истца, что с точки зрения иудаизма он является евреем. Тем не менее, суд постановил отказать в иске, поскольку, по мнению судей, большинство евреев не смогут признать христианского монаха своим братом и соплеменником. Скорее всего, это решение в целом соответствовало еврейским реалиям того времени. Однако если бы дело брата Даниэля слушалось сегодня, не уверен, что судьи смогли бы повторить свои доводы столь же уверенно и искренне.

Говоря о кардинале Люстиже, главный раввин Франции Яков (Жакоб) Каплан заявил: "Человек не может быть в одно и то же время христианином и евреем. Он должен сделать выбор".

В прошлом это, безусловно, было так. Однако в наши дни слова раввина отражают скорее его собственные убеждения, нежели объективную реальность. Пример кардинала Люстиже, а так же сотен других еврейских христиан, является тому наглядным подтверждением.,

Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования