Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 августа 17:51Распечатать

Священник Андрей Берман (Румынская Православная Церковь). ДВАЖДЫ ПАТРИАРХ. Почивший Румынский Патриарх покаялся в сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами, оставил патриаршество, но был заново избран главой Церкви


30 июля 2007 г., в возрасте 92-х лет, скончался Блаженнейший Патриарх всея Румынии Феоктист. Патриарх Феоктист, подобно своим собратьям из стран бывшего социалистического лагеря, начал свое служение еще во время господства коммунизма. Конечно, в Румынии, при Чаушеску, борьба с религией была составной частью государственной идеологии, однако таких безобразных форм и масштабов, как в СССР, никогда не принимала. Но в любом случае государство и компартия всячески контролировали религиозную жизнь и одной из форм такого, как, впрочем, и в СССР, контроля было активное вмешательство власти в кадровую политику Церкви. И нет ничего удивительного, что Патриарх Феоктист занял свой пост при поддержке правящего режима.

Румыния одной из первых стран соцлагеря, когда создались необходимые условия, смогла освободиться от господства коммунистов, однако в отличие от других таких стран антикоммунистическая революция в Румынии отнюдь не была "бархатной", события приняли драматический характер и закончились казнью диктатора Николаэ Чаушеску и его жены. Естественным образом встал вопрос о судьбе тех, кто активно работал на режим и румынский аналог КГБ - службу безопасности "Секуритатэ". И вот в этой ситуации Патриарх Феоктист, в отличие от, к примеру, Алексия II, нашел в себе силы публично заявить о том, что получил патриаршую власть при поддержке коммунистов и не считает возможным после революции занимать этот высокий пост. Патриарх сложил с себя полномочия и удалился в монастырь. Это был, безусловно, мужественный и христианский поступок, который сразу расположил к Патриарху сердца православных в Румынии. Патриарха попросили вернуться и продолжать вести корабль Румынской Церкви. Эти события характеризуют почившего Патриарха как человека, способного на поступок, в чем многие еще не раз имели возможность убедиться.

Как и в других православных странах, Церковь в Румынии является частью государственного аппарата, сама православная религия рассматривается как составная часть национальной идентичности. Однако, кроме православия, в Румынии существуют и значительные общины других христианских исповеданий, в т.ч. греко-католики, которых режим Чаушеску всячески третировал как недостаточно благонадежных. В новых условиях греко-католическая община стала активно возрождаться при поддержке Ватикана. Сложилась ситуация в чем-то аналогичная с греко-католиками в Украине. Однако Блаженнейший Феоктист не стал занимать столь же контрпродуктивную позицию, как Алексий II, который любит повторять историю о "трех разгромленных епархиях". Патриарх Феоктист постарался сделать так, чтобы восстановление исторической справедливости по отношению к греко-католической общине прошло, по возможности, безболезненно. Некоторые православные епископы даже принесли извинения своим греко-католическим собратьям. Все это создало благоприятные условия для визита в Румынию Римского Папы Иоанна Павла II.

Сегодня юрисдикционные рамки православных Церквей определяются "каноническими территориями", т.е. теми землями, которые по тем или иным причинам вошли в состав государств, под покровительством которых находятся поместные Церкви. Быть может, когда-то "канонические территории" и выполняли какую-то полезную роль, но сегодня, несомненно, они являются источником нарушения принципа свободы совести и препятствием для эффективной православной миссии в условиях современного мира. И Патриарх Феоктист одним из первых, быть может, и не осознавая исторического значения этого шага, нанес удар по принципу "канонической территории". Конечно, здесь сыграли роль и исторические предпосылки. Политическая карта Восточной Европы в XX в. неоднократно менялась, границы проводились без учета национального состава населения. И часть земель, когда-то входивших в состав Румынии и имеющих румынское население, оказались в составе других, в т.ч. и "православных", стран и, соответственно, с иной церковной юрисдикцией. Другой важной предпосылкой было то, что все политические силы современной Румынии, в той или иной мере, являются националистическими, и Румынская Церковь рассматривается ими как важная компонента расширения влияния на бывшие румынские земли. И когда в Молдове, до Второй мировой войны входившей в состав Румынского государства, стали раздаваться голоса в пользу церковной независимости от Москвы, то Румынская Церковь оказала всяческую поддержку епископу Бэлцскому Петру (Пэдурару), вставшему во главе этого движения. Румынская патриархия, не побоявшись гнева Московского патриархата, приняла без отпускной грамоты епископа Петра, который стал первым митрополитом возрожденной Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви.

Тем временем ситуация в Московском патриархате становилась все более неприемлемой для людей, для которых "политическое православие" - величина нулевая, и в настоящее время в России существует немало православных общин и клириков, которые считают для себя пребывание под омофором Московского Патриарха неприемлемым. Если для истинно-православных общин еще есть возможность найти церковное окормление в бывших "осколках" РПЦЗ или у греков-старостильников, то православные, желающие сохранить связь с "мировым православием", до недавнего времени были лишены возможности выбора, и лишь благодаря трудам митрополита Петра и поддержке почившего Патриарха Феоктиста такая возможность появилась. В 2004 г. в России впервые были учреждены православные приходы Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви. Казалось бы, после такого демарша разрыв общения между Румынской и Русской Церквами должен был стать неминуемым. Однако этого удалось избежать именно благодаря политической мудрости Патриарха Феоктиста. В Москву были посланы успокаивающие письма, но, однако, на митрополита Петра не была оказано никакого давления со стороны Румынской патриархии, и приходы в России продолжают развиваться. Более того, почивший Патриарх, прекрасно осведомленный о положении дел, как-то даже высказался в ответ на вопрос представителей РПЦ МП в том смысле, что Румынская Церковь лишь врачует расколы, которые порождает Московская патриархия, что нет разницы, в Русскую или Румынскую Церковь войдут приходы, лишь бы они оставались во Вселенской Церкви.

Сегодня Румынская Церковь прощается со своим Предстоятелем. И мы, российские чада Бессарабской митрополии, скорбим вместе с румынским народом и молимся, чтобы милосердный Господь вселил почившего святителя на лоне Авраамовом. Кончина Патриарха Феоктиста - тяжелая утрата для Российского благочиния. Однако у нас есть надежда, что политика Блаженнейшего Патриарха Феоктиста будет продолжена, ибо другого пути просто не существует.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования