Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 ноября 17:47Распечатать

Раввин Авраам Шмулевич. СОВРЕМЕННОЕ ИУДЕО-ХРИСТИАНСТВО (ч. 1)


Сокращенный вариант очерка был опубликован в "Краткой еврейской энуиклопедии". При публикации на Портал-Credo.Ru редакцией проведена незначительная редактура, приближающая терминологию и её написание к принятым в российской печати стандартам.

Иудео-христиане, - это группы евреев (18-20 вв.), последователи учений, сочетающих основные догматы христианства с элементами иудаизма. К деятельности ИХ. относятся и попытки создания специфических еврейских этнических церквей внутри существующих христианских конфессий. Некоторые ИХ. претендуют на преемственную связь с иудеохристианами первых веков н.э.

На протяжении многих веков различные христ. конфессии пытались (как с помощью насилия, так и методами пропаганды) обратить евреев в свою веру. Новообращенный должен был полностью воспринять новую религию, и любые проявления евр. религиозной или этнической самобытности преследовались или не одобрялись.

Причиной этого явилась христианская доктрина, согласно которой Церковь является воспреемницей Израиля, а союз, некогда заключенный Богом с еврейским народом, ныне, после пришествия Иисуса, перенесен на христианскую Церковь. Сторонники этой концепции утверждали, что самостоятельная роль евр. нации, как и существование евреев как отдельного народа, его религии и обычаев не имеют никакого значения и смысла.

Позиция христианской Церкви в средневековье

В средние века крестившиеся евреи, как правило, полностью ассимилировались, пытаясь стереть само воспоминание о своем еврейском происхождении. Еврейское происхождение новообращенных подчеркивалось только в случае, если они. подобно Шломо Ха-Леви (1351-1435; после крещения Пабло де Санта-Мария, изв. также как Павел Бургосский), Авнеру из Бургоса (Испания; 1270-1346; после крещения Альфонс Бургосский) или Иосефу Пфефферкорну (1469 - после 1521; после крещения - Иоганн) - становились церковными экспертами по еврейским делам. В этом случае они, как правило, выступали против евреев с обвинениями, склоняя церковные власти к применению репрессивных мер против своих бывших единоверцев.

В районах, где, как на Пиренейском полуострове в 14 и 15 вв., имели место массовые насильственные крещения евреев, и они продолжали проживать компактными массами, церковные и гражданские власти зорко следили за тем, чтобы у новообращенных не сохранялось никакой этнической или религиозной самобытности. Подозрения в соблюдении не только каких-либо еврейских религиозных обрядов, но даже просто бытовых традиций, было достаточно для предания суду инквизиции. От крестившихся требовали абсолютной верности догматам христианства в том виде, в котором они интерпретировались на данный момент церковными властями. Любое отклонение от них рассматривалось как ересь и беспощадно каралось.

В 13 в. один из руководителей ордена доминиканцев Раймонд де Пеннафорте (Арагон, Испания) основал в г. Мурсия (Испания) специальное учебное заведение, в котором доминиканских монахов готовили для миссионерской деятельности в еврейской среде. Им преподавали иврит и основы еврейской религии. Однако речь шла лишь о критике иудаизма, а не о возможности какого бы то ни было влияния евр. религии на христианство или создании автономных евр. церковных единиц. Те же цели ставил перед собой и "Institutum Judaicus" (Еврейский институт), основанный в 1726 в г. Галле (Германия), большую часть штата которого составляли выкресты.
Идея создания особой еврейской церкви в средние века не рассматривалась и не выдвигалась.

Зарождение движения в его современных формах
Движение ИX. в совр. виде зародилось в Англии в кон. 18 - нач. 19 вв. Это связано с определенными особенностями английской религиозной жизни: относительная (по сравнению с протестантскими церквями континентальной Европы, католицизмом и православием) веротерпимость английского протестантизма, неприятие религиозного принуждения; то обстоятельство, что на Британских островах действовало одновременно несколько протестантских церквей; глубокий интерес к изучению Библии. Решающую роль, однако, сыграл тот факт, что с сер. 17 в. среди англиканских теологов, так же как среди широких слоев общества, распространилось убеждение в том, что слова Библии об избранности народа Израиля и его грядущем возвращении в Сион надо понимать буквально и они по-прежнему относятся к евреям, а не к христианской церкви как "новому Израилю". Таким образом получалось, что царство Божие на земле наступит лишь тогда, когда евреи проникнутся верой что, что Иисус - Мессия и Господь соберет избранный народ на Святой земле, где будет восстановлено Израильское царство во главе с Мессией из дома Давида - вновь пришедшим на землю Иисусом Христом.

В результате в Англии, а затем и в США возникли многочисленные общества, ставящие целью пропаганду христианства (в его протестантском варианте) исключительно в среде евреев. Разочарованное отсутствием массового перехода евреев в христианство, руководство некоторых из этих обществ задумалось над применением новых методов пропаганды, о переводе христианской литературы на еврейский язык, о широком привлечении к миссионерской работе евреев-выкрестов и о создании объединений евреев-христиан, в целях взаимной поддержки и более легкого вхождения прозелитов в новую среду.

Под влиянием подобных идей, а также идеи национального пробуждения народов, получившей распространение в 19 в., некоторые христиане еврейского происхождения пришли к мысли о необходимости существования евреев как отдельной нации в рамках христианства и о создании собственно еврейского церковного объединения. Сначала такое объединение планировалось ввести в состав уже существующих христианских конфессий, но начиная с кон. 19 в., благодаря деятельности 0.Рабиновича, появилась идея создания отдельной еврейской внеконфессиональной церковной организации (с точки зрения христианской догматики, все деятели движения ИХ. в 19 в. оставались приверженцами протестантизма). Затем в среде ИХ. возникли идеи о необходимости внесения в христианскую догматику элементов обрядов, заимствованных из иудаизма. Появились и организации, эти идеи воплощавшие.

Новое время
Начало движения X. связано с именем Дж.С.Х.Ф.Фрея (1771-1837). Он родился в Франконии (Германия) в семье учителя иврита и при обрезании получил имя Йосеф Шмуэль Леви. В 18 лет начал работать меламедом, а через три года - хазаном и шохетом. В 1798 он принял крещение в лютеранской церкви, затем перешел в небольшую протестантскую организацию - Церковь объединенных братьев. В 1800 Фрей поступил в Германскую Миссионерскую семинарию (не связанную с какой-либо определенной протестантской конфессией). В 1801 в качестве миссионера от Датского миссионерского общества он отправился в Африку. Затем обратился в Лондонское миссионерское общество с просьбой принять его на работу в качестве проповедника в еврейской среде. Эта организация (осн. в 1795), которая безуспешно пыталась проповедовать христианство лондонским евреям, приняла предложение Фрея. До 1807 ему удалось обратить в христианство лишь трех евреев, в т.ч. свою будущую жену (урожденную Ханну Кохен). В 1807 он открыл в еврейском районе Лондона школу для еврейских детей. Однако в нее записалось всего 12 детей. Фрей направил руководству Лондонского общества меморандум, в котором предложил изменить методы распространения христианства, оказывать ученикам школы материальную помощь и проявить заботу о трудоустройстве и социальной адаптации новообращенных. После того, как предложения Фрея были отвергнуты, 4 авг. 1808 он во главе небольшой группы последователей организовал "Лондонское общество посещения и исцеления больных и страждущих и просвещения невежественных, преимущественно - еврейской национальности", и был избран его президентом. Первоначально организация действовала в рамках Лондонского миссионерского общества, но в 1809 была преобразована в независимое Лондонское общество распространения христианства в среде евреев. В отличие от Лондонского Миссионерского общества, которое действовало в рамках церкви диссентеров (одно из направлений протестантизма), новая организация была открыта для представителей всех протестантских конфессий. Обществу удалось получить обществ. и финансовую поддержку. Его почетным президентом избрали одного из представителей высшего общества английской аристократии, деда короля Эдварда VII - графа Кентского.

В 1813 Общество объединяло крещеных евреев в отдельную церковную организацию - "Бней Аврахам" ("Сыны Авраама"), президентом которой избрали Фрея. Здесь ввели некоторые элементы иудаизма: днем молитвенных собраний, кроме христианского воскресенья, стал также вечер пятницы. Когда в 1815 Общество распространения христианства среди евреев стало испытывать серьезные финансовые трудности и оказалось на грани банкротства, филантроп и религиозный деятель - англичанин Льюис Вей (1773-1840) - взялся выплатить его долги. Через несколько месяцев Общество стало действовать исключительно в рамках англиканской церкви. Сотрудники общества, не являвшиеся сторонниками англиканской церкви (кроме Фрея, который продолжал свою мессионерскую деятельность) были уволены. Члены организации "Бней Аврахам" перешли в епископальную церковь. В 1816 Фрей, обвиненный в сексуальных домогательствах по отношению к прихожанкам, чтобы избежать скандала, отплыл в Америку.

В 1835 организацию "Бней Аврахам" переименовали в "Епископальную еврейскую часовню Общества Авраама", целью которой было посещение и поддержка новообращенных евреев. В качестве благотворительной организации Общество просуществовало около 25 лет.

На протяжении 19 в. руководство и основной штат Лондонского общества распространения христианства и аналогичных миссионерских организаций, возникших после него в англоязычных странах, составляли неевреи. Эти организации отрицательно относились к идеям какой-либо еврейской обособленности в рамках христианства, полагая, что после крещения евреи должны растворяться в среде христиан-неевреев. Этот процесс должен был проходить до тех пор, пока все евреи не примут христианство. Создание специфически еврейских обществ для них было лишь вопросом тактики, облегчающей крещение.

Однако многие сотрудники этих организаций, как правило, крещеные евреи, выражали поддержку идеям ИX. К их числу принадлежал знаменитый путешественник по странам Востока Дж.Вольф (1795-1862), одним из побудительных мотивов странствий которого был поиск пропавших колен израилевых. Подобные идеи высказывали также некоторые мисснонеры-неевреи.

В 1882 Г.А.Штерн (1820-85), немецкий еврей, крестившийся в 1840, который был ранее миссионером в Турции, Ираке и Эфиопии (среди эфиопских евреев), основал в Лондоне Еврейский христианский молитвенный союз, который стремился объединить крещеных евреев и христиан путем общей молитвы. Днем такой молитвы избрали субботу. Число членов Союза возросло с 143 в 1883 до 600 в 1890; его отделения были созданы в Германии, Норвегии, Румынии, России, Эрец-Исраэль и США. К нач. 20 в. организация прекратила свое существование. Однако этот союз, так же как и "Бней Аврахам", являлся лишь организацией взаимопомощи для людей, порвавших связи с прежним окружением. Он не пытался создать независимое еврейско-христианское конфессиональное объединение.

Значительную роль в развитии движения ИХ. сыграло создание в 1865 в Лондоне Еврейско-Христианского союза (Hebrew-Christian Union), задачами которого стало объединение христиан еврейского происхождения и "Совместное изучение тех мест в священном Писании, в которых говорится об Израиле и о царе Израиля". Основателями союза были протестантские священники еврейского происхождения С. Шварц и Р. Х. Хершель. В январе 1866 Шварц начал издавать журнал "The Scattered Nation" ("Рассеянная нация") - (Первый печатный орган Х. "The Voice of Israel" - "Голос Израиля" издавался в 1845 Р. Х. Хершелем в Англии, однако этот журнал не имел большого распространения).
На собрании 23 мая 1866 (на нем присутствовало 80 чел.) "Еврейско-Христианский союз" был преобразован в "Hebrew-Christian Alliance" ("Еврейско-христианский альянс"). В его учредительных документах подчеркивалось, что члены новой организации, став христианами, остались евреями, что они "помнят о земле отцов, испытывают чувство [еврейского] патриотизма… Перед лицом своих еврейских братьев они признали, что Иисус - Мессия, обрели мир благодаря его пролитой крови и ожидают его пришествия в славе, как Надежды Израиля". Существенно, что члены Альянса принадлежали к разным протестантским конфессиям.

Важный этап в развитии движения ИХ. связан с именем О. Рабиновича, который основал в 1889 в Кишиневе христианское общество "Новый Израиль", которое действовало на внеконфессиональной основе, хотя и в общих рамках протестантизма. Рабинович пытался создать чисто еврейскую христианскую организацию, в которой не использовались христианские символы. В основанном Рабиновичем молельном доме службы велись на иврите, а проповеди читались на идише. Практиковались здесь и "благословения коѓаним". Рабинович составил даже "Христианскую пасхальную Агаду". Влияние "Нового Израиля" на еврейские массы оказалось ничтожным (в движении участвовало 40-50 человек, а после смерти его основателя в 1899 оно распалось), однако пример деятельности этой организации сыграл определенную роль в дальнейшем развитии движения ИХ.

Видную роль в движении ИX. сыграла деятельность И. Э. Залкинсона (1820-83), уроженца Белоруссии, принявшего в Лондоне христианство (1849) и ставшего пресвитерианским пастором и миссионером среди евреев Вены. Даже крестившись, Залкинсон считал себя евреем. Он был страстно привязан к языку иврит, на который переводил произведения английских поэтов, в т.ч. У. Шекспира и Дж. Мильтона. Иврит, по его мнению, должен был стать священным языком христианской церкви, заменив латынь. Залкинсон перевел на иврит Новый завет (1883, изд. посмертно).

В 1893 в еврейском районе Лондона (East End) протестантские миссионеры-крещеные евреи Давид Барон (родился в 1855, вырос в г. Суволки, крестился в 1878, осуществлял миссионерскую деятельность в Германии, Палестине, Праге; умер в 1926) и С.А.Шонбергер основали миссионерское общество "Еврейско-Христианское свидетельство Израилю" ("Hebrew-Christian Testimony to Israel"). Они первыми попытались проповедовать евреям христианство как еврейское учение, утверждая, что их цель - "показать как неевреям, так и евреям, что Христос и Израиль неразделимы".

В Северной Америке, куда с кон. 19 в. переместился центр X., интерес к проблеме обращения евреев в христианство был связан с идеями "миллерианизма" (вера в тысячелетнее царство Бога на земле), бытовавшими в Америке еще с колониальных времен. В 1815 американская религиозная писательница Ханна Адамс (1755-1831) под влиянием автобиографии С. Фрея организовала 5 июня 1816 Бостонское женское общество распространения христианства среди евреев ("The Female Society of Boston and Vicinity for Promoting Christian amongyt the Jews"). Прибывшего вскоре в США С. Фрея местные протестанты встретили с энтузиазмом, не зная причин, заставивших его покинуть Лондон. 30 дек. 1816 в Нью-Йорке на общем собрании представителей всех протестантских конфессий создали "Американское общество евангелизации евреев" ("The American Society for Evangelizing the Jews"), которое было призвано действовать исключительно в среде американских евреев (в то время на всей территории США проживало около 2 тыс. евреев). Главным (и единственным) миссионером общества назначили С. Фрея. Спустя полгода Фрей получил письмо от Джона Давида Марка (до крещения в 1817 - Давид Донатти ), бывшего меламеда, миссионера-крещеного еврея, работавшего во Франкфуртском обществе "Моравские братья" (протестантская церковь), который хотел создать в США сельскохозяйственное поселение для облегчения социальной адаптации новообращенных немецких евреев. Первым в 1822 прибыл в Америку Давид Кристиан Бернард Ядовницкий. Однако он, как и остальные, прибывшие вслед за ним немецкие евреи, не стал фермером. В июне 1825 его и другого крещеного еврея, Эразма Х. Симона исключили из Общества за то, что они в своих проповедях и обращениях для сбора средств говорили, что еврейская земледельческая колония должна стать ядром независимой Еврейской Христианской церкви. Впоследствии Ядовницкий миссионером отправился в Иерусалим. Проект Дж. Марка не был реализован. Общество евангелизации евреев просуществовало до 1955 как миссионерская организация, большинство руководителей которой составляли неевреи.

Следующий этап в развитии движения ИX. связан с деятельностью Марка Джона Леви (1855-1936). Родился в Англии; до принятия крещение в епископальной церкви в США (1887) его звали Марк Лев. Будучи миссионером, священником епископальной церкви в США и Англии, он пропагандировал идею, что, переходя в христианство, евреи могут по-прежнему следовать обычаям и традициям иудаизма. Большинство миссионеров и священников еврейского происхождения резко выступили против этих взглядов, видя в них проявление старой "ереси иудействующих", против которой церковь боролась всю историю своего существования, и считая, что евреи, сменив религию, должны оставить в прошлом и свои национальные особенности, как сказано апостолом Павлом: "Разве Христос еврей или грек?". Были у Дж. Леви, правда, и сторонники (напр., Д.Барон), искренне считавшие, что следует ограничиться лишь механическим объединением христиан еврейского происхождения, ничего не меняя в их догматике и обрядах.

22 мая 1901 по инициативе Леви в Бостоне группа его единомышленников основала "Мессианский союз" и приняла решение о создании более многочисленной организации.
В 1903 в г. Маунтин-Лейк Парк (шт. Мэриленд) состоялась Первая конференция еврейских христиан в США. Ее председателями были пасторы еврейского происхождения А. Р. Калделл из Пенсильвании и Л. Мейер (1862-1913) из шт. Айова. Еще до начала конференции ее организаторы отправили письма 439 протестантским деятелям еврейского происхождения, с вопросом о целесообразности создания объединения евреев-христиан. 437 респондентов ответили на этот вопрос положительно. Однако в работе самой конференции приняло участие достаточно много неевреев. Высокий процент неевреев в объединениях евреев-хрисстиан будет характерен для них и в дальнейшем. В своем вступительном слове А.Р.Калделл отметил, что отношение Бога к "еврейскому народу остается уникальным", что евреи, становясь христианами, не теряют своей национальной принадлежности. Одновременно участники конференции подчеркивали, что не стремятся к созданию какой-либо особой еврейской конфессии. Созданная ими организация оставалась в рамках фундаменталистского течения в американском протестантизме. Л. Мейер стал заместителем редактора серии из 12-ти книг, вышедших в свет в 1910-1911 - "Фундаменталий", которые положили начало протестантскому фундаментализму. Конференция приняла решение создать общее объединение американских евреев-христиан.

Лишь через 12 лет, в 1915, в Нью-Йорке был образован Еврейско-христианский альянс Америки ("Hebrew-Christian Alliance of America"), который поставил перед собой цель "установить связи между тысячами евреев, верующих в Иисуса и разбросанных по Северной Америке… представить американской еврейской общине нашу единую позицию… бороться с предрассудками… и распространить деятельность организации на Южную Америку". Президентом Альянса избрали Ш. Рохолда (1876-1931; родился в Иерусалиме, стал христианином в возрасте 20 лет; переехал в Шотландию, где стал миссионером, затем распространял христианство среди евреев Канады; в 1920 переехал в Хайфу). Организация избегала использовать в качестве символа изображение креста. Эмблемой организации стал куст сне (неопалимая купина) на фоне Могендавида. Однако предложения Дж. Леви о введении в богослужение элементов, заимствованных в иудаизме, и о возможности соблюдения членами Альянса предписаний еврейской религии были отвергнуты подавляющим большинством голосов. Такой позиции Альянс придерживался и в дальнейшем. В журнале организации "Хиброу Кристиан Альянс Куатерли" ("Hebrew-Christian Alliance Quaterly") в 1918 Рохолд писал: "Разве может еврей-христианин молиться в синагоге? Конечно, нет! Синагога - это Анти-Иисус!".

Для основной части движения ИX. было характерно также резко отрицательное отношение к Талмуду и ортодоксальному иудаизму. Во многом благодаря усилиям Дж. Леви, в Лондоне - Американского и Британского еврейско-христианских Альянсов, 9 сентября 1921 состоялась международная конференция евреев-христиан, на которой делегатами из 18 стран был образован Международный еврейско-христианский альянс (International Hebrew Christian Alliance). Его председателем избрали Л. Левисона (1881-1936), родившегося в Цфате в еврейской семье (при обрезании получил имя Иеѓуда Лейб). Чтобы улучшить знание английского языка, он поступил в Шотландскую миссионерскую школу, действовавшую в городе, и вскоре, переехав в Эдинбург, крестился. 30 лет он возглавлял миссионерскую работу среди евреев Шотландии и добился видного положения в Англиканской церкви. В 1919 Левисон (принявший имя Леон) был возведен в рыцарское достоинство и получил звание сэра. Это явилось наградой за его деятельность по сбору средств в помощь жертвам войны (он собрал около 200 тыс. фунтов стерлингов) и за работу на английскую разведку "Сикрет интелиженс сервис" (возможно, Левисон был связан с организацией НИЛИ). Свою роль сыграли и тесные связи Левисона с руководством Либеральной партии, в частности, с Лойд-Джоржем. Левисон считал (и это было официальной позицией Альянса), что Новый завет отменил заповеди Моисея и в соблюдении элементов иудаизма, что в Новом завете исполнены все обещания Бога народу Израиля, и возвращение евреев в Палестину не имеет никакого теологического значения. Однако он поддерживал движение политического сионизма и идеи образования отдельной еврейской конгрегации в рамках церкви, считая, что таким образом евреям будет легче принять христианство. Движение еврейских христиан также не видело проблем в заключении смешанных браков, и многие его члены, включая самого Левисона, женились на нееврейках.

На конференции в Лондоне рассматривался вопрос о возможности приема в члены Альянса католиков и православных еврейского происхождения и было решено, что в организацию войдут только "разделяющие Евангелическую веру" (протестанты). В принятой конференцией Конституции Альянса говорилось, что одна из его целей - поддержка евреев-христиан, желающих принять участие в сионистском движении и добиться в нем равных прав в рамках декларации Бальфура.

(Продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования