Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 июля 14:25Распечатать

Ольга Новикова. CВЕТСКИЙ АПОЛОГЕТ. Апология Бога – ключ к жизни и научной деятельности Льва Гумилева


15 лет назад от нас ушел Лев Гумилев - великий ученый, считавший, что наука - это лишь несовершенная попытка приблизиться к постижению Божественных законов мироздания. Дата его ухода - 15 июня 1992 года - совпала с началом построения новой России: в тот день к власти пришло правительство реформаторов во главе с Гайдаром. В разгар приднестровских событий уходил от нас Лев Николаевич Гумилев, и, уходя, грустно говорил, что умирает со своей страной. Полтора десятилетия мы живем в новой стране. Без него – непредсказуемого и неудобного для "общего мнения" человека, не признанного "высшими" инстанциями верующего ученого-одиночки, любимца идеалистов и нестяжателей. Унесшего с собой эпоху – эпоху Гумилева...

Он смог прожить до конца так, как будто в России революции не происходило, смог своими трудами связать прервавшуюся для страны связь времен. За полгода до кончины с горечью констатировал, что Россия потерпела не военное, а этническое поражение – произошел раскол этноса, порвались все связи. Народ стал сам себе неинтересен, большинству наплевать на наследие предков и будущее потомков, оно быстро превращается не в "цивилизованное" общество американского образца, а в разобщенное население. По Гумилеву, в деэтнизованную "кашу".

Жить, невзирая на обстоятельства, по-христиански спокойно и смиренно относиться к житейским тяготам, через все испытания пронести веру – вот судьба аристократа духа. Лев Гумилев никогда не сетовал на судьбу, а наоборот, был ею доволен, и говорил, что переживал все, что переживал народ. Думал, говорил и писал не то, что было принято и велели власти. Его открытия противоречили расхожим штампам. Единственной, кто в советском обществе не травил и не отвергал его, была Церковь. Ученый служил истине, называя так суждение, адекватное сумме наблюдаемых фактов, когда погрешность не превышает допуска. В результате невероятного труда он продолжил и развил идеи дореволюционных историков-славянофилов и евразийцев Константина Леонтьева, Василия Ключевского, Николая Трубецкого, Петра Савицкого, основал новую науку – этнологию.

Лев Гумилев родился в 1 октября 1912 года в Петрограде. "В большом прохладном тихом доме барском, хранившем свой патриархальный быт" в Царском Селе на улице Малой, 63 жили его родители - великие поэты Серебряного века Николай Гумилев и Анна Ахматова. Шести дней от роду его крестили в Екатерининском соборе Царского Села, позднее уничтоженном большевиками.

Революционная буря разметала семью, в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре расстреляли отца. Ахматова осталась в Петрограде, а сын с бабушкой Анной Ивановной Гумилевой – в Бежецке, маленьком провинциальном городке Тверской губернии. Бабушка воспитала Льва глубоко верующим, почитающим традиции предков. Атеизм революции долго обходил стороной этот патриархальный русский городок со множеством храмов. "Бабушка научила все делать правой рукой, а не левой, - так я и поступаю", - усмехался он. Благочестивая старушка "бранила, ласкала и водила причащать" внука - он с детства знал наизусть тексты всех церковных служб. В судьбе его большую роль играл авторитет отца. Как и Николай Гумилев, сын был православным монархистом.

Постоянно нуждаясь, мать и сын "врага народа" все же выжили. Подвергаясь в школе ужасной травле, Лев Гумилев отказался сменить фамилию отца, обрекая себя на судьбу социального лишенца. Но в Бежецке были прекрасные библиотеки и учителя, развивавшие интерес мальчика к истории и географии. Именно история Бежецкого края – места стыка различных культур, их взаимопроникновение - послужила толчком к изучению им истории взаимоотношений Руси и Степи. Уже тогда он старался узнать не только описание исторического события, но и политическую обстановку в это время в других районах Земли, установить связь событий.

Получать образование Лев Гумилев уехал в Ленинград. Чтобы иметь возможность поступить в университет, сын "врага советской власти" получил несколько рабочих специальностей. Жил он у матери в квартире комиссара от искусства и культуры Николая Пунина в Фонтанном Доме. В квартире проживали несколько семей, и Льву нашлось место только в коридоре. Но жажда знаний превышала силу обстоятельств. Он всюду находил время и место для занятий наукой – и в тюрьме, и на фронте. В атеистическое время он не предал веру и открыто исповедовал ее, несмотря на страшные гонения. В то время он был прихожанином храма святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на Моховой улице в Ленинграде.

1935 год - первый арест. Его выпустили, но из университета выгнали. Тогда, выбирая будущий путь, в 24 года Лев Гумилев хотел стать священником. Но его духовный отец сказал: "У нас много священников-мучеников, и нам нужны светские апологеты". Апологетика – это отрасль богословия, имеющая предметом защиту Божественного происхождения Священного Писания и истинности христианского учения. "И я стал светским апологетом", – говорил о себе впоследствии Лев Гумилев. Слово "религия" означает "воссоединение", соединение человека с Богом. Познание Бога – Творца неба и земли – возможно двумя путями. Один – через откровение, то есть через Священное Писание, через праведников или чудеса. Второй – через познание природы.

Начальной темой для изучения ученый выбрал историю древних тюрок и, чтобы читать первоисточники, стал изучать восточные языки в Институте востоковедения. Своим святым Лев Гумилев считал Папу Римского Льва, жившего в V веке, еще до разделения Церквей. Он называл Папу первым хуннологом, потому что тот изучил язык хуннов и сумел договориться с Атилой, остановил полчища и спас от разрушения Рим. Этот Папа известен и своей борьбой с ересями. Лев Гумилев считал, что стал хуннологом вослед этому святому. Начав с истории хунну, он поднялся до вершин всемирной истории и посвятил всю жизнь поиску фундаментального смысла истории. В этом и состояла его апологетика.

Пройдя в солдатской шинели до Берлина и полностью отбыв новый срок, в 1956 году Лев Гумилев поступает на работу в Государственный Эрмитаж. В листке по учету кадров он написал национальность - русский, социальное происхождение – дворянин. Это не была бравада – он просто не мог написать неправду. В то время он был прихожанином Казанской церкви в Гатчине, его духовником стал протоиерей Василий Бутыло. Каждые выходные рано утром он приезжал в храм, исповедовался и причащался.

"Знаю твои дела. Ты не холоден и не горяч. О, если бы ты был холоден или горяч, но как ты тепл, то извергну тебя из уст моих" (От. 3:15) – теплохладным Лев Гумилев не был. В пору хрущевских гонений на Церковь он, рискуя опять попасть в лагерь, привозил своего духовника на квартиры к ученым Ленинградского университета для их крещения.

В 1962 году он защищает докторскую диссертацию по теме "Древние тюрки". В 1970-1980-е годы с большим трудом публикуется, преподает, читает публичные лекции. С какой ответственностью он относился к лекциям, говорит то, что перед каждой аудиторией с кафедры сокровенно прочитывал молитву. Читая курс, он обращался не только к историческим и географическим факторам, но и к проблемам богословия, подчеркивая, что вера одна, а атеизмов много. Он описал их: конфуцианство, даосизм, йога, гностицизм, шаманизм. Может, поэтому лекции часто запрещали. А его неизданные труды хранили у себя дома священники…

Когда ученый защитил диссертацию на степень доктора географических наук, Высшая аттестационная комиссия СССР не утвердила ее по причине того, что "она выше докторской, поэтому и не докторская". За всеми доводами против концепции Льва Гумилева было одно – этническая принадлежность человека в СССР рассматривалась в качестве препятствия на пути к достижению "социальной однородности общества" – мифической единой общности "советский народ". Горькие плоды тогдашней советской национальной политики мы пожинаем сегодня, но тогда эти печальные результаты не казались адептам официальной науки возможными. Главный труд Льва Гумилева "Этногенез и биосфера Земли" увидел свет только в 1989 году. С тех пор его знают как этнолога и историка, создателя пассионарной теории этногенеза – науки о рождении и развитии народов. Согласно этой концепции, мироздание создано Господом. Природа и человек созданы Им для развития – в динамике. Статики нет никакой, все изменяется по удивительным, установленным Богом законам. Концепция этногенеза подтверждает известные факты истории и не противоречит им; на статистическом материале может дать вероятный ход развития будущей истории, и она – красива. Да, везде, где есть история, там рождение и смерть идут рядом, но мир обновляется, живет. И только человеческие грехи нарушают эту Божественную гармонию и красоту.

Обращая внимание читателя на поведение различных групп людей (пассионариев, гармоничных людей и субпассионариев), ученый, по существу, описал не только различные степени стяжания Духа Святаго, но и степени духовного падения. Он различает во введенном им понятии "пассионарность" противоположности с точки зрения стремления к Божественной Истине. Пассионарность по Гумилеву имеет два полюса: религиозные устремления, жертвенность, ведущая к святости, и страстность, как болезнь греха, основанная на эгоизме.

На страницах исторических книг Гумилев показывает, как часто герой, человек страстный, поднимается к вершинам социальной лестницы, падая духовно. При описании поведения и поступков субпассионариев чувствуется великолепное знание ученым греховной природы человека: "Вся человеческая история - трагедия. Потому что иначе Господь Бог не сошел бы с неба и не пошел бы на Крест, если бы не надо было спасать, если не наши тела, что невозможно даже для Бога, то наши души. Ради этого и свершилось великое чудо - Воплощение и Воскрешение".

Обращаясь к истории Древней Руси, он поднимается выше описания небольших исторических эпизодов, ставит богословские вопросы. Впервые именно Лев Гумилев поднял вопрос о существенной роли Хазарского каганата, европейского влияния в русской истории. Ученый большое внимание уделял проблеме этнических контактов, в частности, взаимоотношений Древней Руси и Великой Степи. Для истории взаимоотношений Западной Европы, Руси и Орды он выдвинул термин "черная легенда", выведя понятие "татарского ига" с уровня негативного этнического контакта на уровень отрицательного системного контакта. Куликовскую битву он показал как поворотный момент в русской истории.

На страницах его книг впервые за советский период появляются такие сословия, как священство, созидавшее, наряду с другими сословиями, Российское государство. О такой пассионарности ученый пишет: "Раздробленную, разбитую на кусочки Русскую землю объединила сила духа православного митрополита". А "религиозная терпимость помогла достичь интеграции Евразии", и именно это сплотило многонациональный конгломерат. Подвиги святых князей Александра Невского, Димитрия Донского осмыслены не в узко националистическом контексте. Историк смог понять их как чувствование святыми Русской земли, провидение ее единственно верного пути и созидание из разрозненных единиц новой целостности - России.

В трудах Льва Гумилева есть и другие разделы, не менее важные, чем этногенез. Это законы и история этнических контактов, концепция биполярности мира и вытекающая из них теория антисистем. На обширном историческом материале ученый фактически проследил век за веком взаимодействия различных культурных монолитов, заложив реальные, а не метафизические основы геополитики. Выступая за мир в международных отношениях, он указал варианты его достижения в прошлом. Оказалось, что в некоторых случаях размежевание для мира лучше, чем слияние и взаимопроникновение разных народов.

На обширном фактическом материале была прослежена история взаимодействия религиозных систем. По убеждению Льва Гумилева, человек в своей деятельности руководствуется не идеями, а идеалами, отношением к окружающему миру. Это свободный выбор человека – направлять свои действия на созидание жизни или на разрушение ее, это выбор между Добром и Злом. Отрицательное отношение к миру и природе, его влияние на судьбы народов ученый проследил на протяжении всей истории человечества.

Так был выдвинут принцип биполярности в религиоведении, по принципу отношения к окружающему миру сгруппированы религиозные системы. Учения, не связанные между собой в пространственных или временных рамках, тем не менее, имеют общее мировоззрение. Это – ненависть к окружающему миру. Антисистема – духовная болезнь на теле человечества – построена на лжи. Антисистемы – это и манихеи, и катары, и богумилы, и тамплиеры, и многие другие, а в современном мире – тоталитарные и террористические организации, прикрывающие античеловеческие цели псевдорелигиозными лозунгами. Лев Гумилев не только вскрыл причины их возникновения, но и описал методы действия и места образования.

Указывая на разрушительные последствия деятельности антисистем, он отмечает: "Зло действует не само по себе, а через влияние на свободную волю людей, не продумывающих свои поступки и следующих по чужой указке, обольщая ложью и прельщая иллюзиями". Проявив силу воли, человек может войти в антисистему и служить силам разрушения. Выбор между Добром и Злом лежит в полосе свободы. Проявив волю, человек может выйти из антисистемы и пойти путем Истины: "Бог – добр и неповинен в ужасах мира сего, источник же зла - сатана". Обращаясь к читателям, он приводит слова Евангелия по этому поводу: "передумывайте" (метанойте), что переводится словом "покайтесь".

В предисловии к Закону Божиему, изданному в эпоху новых испытании страны, Лев Гумилев пишет: "Мир, в котором мы живем, создан Богом единым в трех лицах – Пресвятой Троицей. Первое лицо - Бог-Отец - Творец всего видимого и невидимого. Мир, созданный Богом, Им же и поддерживается, и развивается. К этому же выводу пришли современные физики-космологи, которые истолковали создание мира, как "первоначальный взрыв", то есть проявление надмирной Силы. Бог не покинул мир, но общается через Свет, который происходит от его первоначального Света… Ради нашего спасения Он воплотился в лице Иисуса Христа, то есть стал человеком. В этом лице Он принял на Себя все тяготы мира: был оклеветан, казнен, но смертью Своею наступил на закон смерти и воскрес, научив нас пути, ведущему к Господу Богу и вечному блаженству".

Лев Гумилев стал светским апологетом Бога. Апология Бога - ключ к его жизни и научной деятельности. Мир сотворен Богом. И наука – это только несовершенная попытка приблизиться к постижению Божественных законов мироздания, к живой тайне материального и душевного мира. Но прежде, чем приоткрыть Льву Гумилеву знание о мире, Господь долго и страшно его испытывал.

Годы тюрем и лагерей, фронты Великой Отечественной и холодной войн он прошел достойно, никогда не жалуясь. Знал, что "тайна бытия смертельна для чела земного" и все же стремился к знанию - бесстрашно, бескорыстно, пройдя сквозь испытания, посланные ему Богом. Собственную жизнь он целиком отдал науке, сделав потрясающие открытия. И был вознагражден. Не покоем и благополучием, которых не знал до последнего часа, а знанием мироустройства.

Переживая за судьбу страны, созданной поколениями предков и разрушенной на глазах, он сожалел, что, как ученый, оказался прав. Много лет назад он указывал на возможность этнической катастрофы, но удерживался от предсказаний по поводу будущего России, повторяя: "Все в руце Божией". А в конце жизни написал так: "В наше время, когда мера грехов наших перешла через край и страна наша находится в состоянии кризиса, только искренний подвиг народа может смягчить промысел Божий и умолить Его даровать нам спасение от зла мира сего".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования