Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 июля 16:32Распечатать

Иван Михайловский. ПОТОМОК ХАМА. Размышления над «собранием пестрых глав» бывшего епископа Ионафана


"И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего,

и выйдя рассказал двум братьям своим"

Быт. 9:22

Слава Герострата. Вероятно, именно она не дает покоя бывшему епископу Ионафану (Елецких), который с упорством, достойным лучшего применения, на протяжении последних более чем 15 лет пытается сделать себе имя на "разоблачениях" Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета. Но от истории ему достанется скорее слава Хама.

После прочтения экс-епископских публикаций возникает стойкая уверенность: бывший владыка давно и глубоко обижен… На свою судьбу, на митрополита Филарета, который снял его с доходной должности в Лавре, на Московскую патриархию, которая так до конца и не оценила его стараний по борьбе против предстоятеля УПЦ, на нынешнее руководство УПЦ МП, которое, вместо заслуженных благ, перебрасывает его с одной провинциальной епархии на другую.

Остается бывшему епископу время от времени вытягивать на свет заплесневелые бумажки, старательно собираемые им на протяжении многих лет, выдавая их за сенсационные откровения. Но старания его пусты. "Мавр сделал свое дело – мавр должен уйти". О чем красноречиво свидетельствует тот факт, что именно Ионафан, а не патриархия, которой адресованы новоявленные "документы", предает их огласке. Да и "свежесть" этих документов сомнительна – на ту же тему Василием Семеновичем Анисимовым из пресс-службы УПЦ МП за 16 лет карьеры столько всего писано-переписано, что читать это не тошно, наверное, только ему одному.

Никак не может бывший архиерей осознать, что все его бывшие заслуги перед Москвой и ее патриархией – в прошлом. За них он получил архиерейскую кафедру, – а за одну услугу двух наград не платят. Митрополит (ныне – Патриарх) Филарет уже десять лет как анафематствован архиереями РПЦ МП, и потому все обвинения против него для патриархии – перевернутая страница. Никак не может понять экс-епископ, что его руководству более не нужны тщательно собираемые и хранимые им сплетни и слухи. Зачем ворошить прошлое, ведь так может наконец открыться, что никакого суда над предстоятелем УПЦ в свое время не было. А были только сплетни да слухи.

Ан нет, иерарх все пытается доказать свою исключительную полезность. То к юбилею Киевской лавры напишет пространные воспоминания о том, как он ее открывал. То к юбилею харьковского раскола – апологию своих метаний между Филаретом и Москвой. И назвал ее претенциозно: "Я — единственный, кто может рассказать об этом…".

Я вот не в жисть не поверю, что он – единственный. Сам владыка Филарет мог бы рассказать намного больше и интереснее. И про Ионафана, и про патриархию, и про собратьев-епископов. Только не рассказывает, потому как думает о пользе и репутации Церкви, а не о персональных обидах.

А уж сколько могли бы рассказать безвестные сотрудники КГБ СССР, без устали трудившиеся над тем, чтобы "утопить" митрополита Филарета и первые ростки автокефалии Украинской Церкви. И Евгений Кириллович, шеф киевского отделения того же ведомства, многое мог бы рассказать. А уж сколько может поведать о тех днях митрополит Кирилл (Гундяев)! Только им нет смысла ворошить старое, они не обижены на всех и вся, как Ионафан. Потому он может гордо писать: "Я — единственный…".

Вот не писал бы экс-владыка пространные опусы – так никто и не знал бы о фактах, о которых ему было бы приличнее молчать. Ну зачем хвалиться перед всеми тем, что ты регулярно встречался с сотрудниками КГБ? Даже место указывать, где встречался – возле городского совета. Зачем писать о том, что наместником вновь открытой Лавры ты стал только потому, что КГБ не допустил на эту должность архимандрита Иакова? А ведь так и пишет: мол, вызвал меня и Иакова Филарет и говорит, что Иаков будет наместником, а я – регентом хора. А через пару недель вызывает уже меня одного и говорит, что Иакова не утвердили и потому наместником будете вы. Вот так: буквально выросшего в Почаевской лавре архимандрита Иакова, сумевшего в годы застоя провести ее капитальную реконструкцию и претерпевшего за это гонения, "не утвердили", а регулярно встречавшегося под горсоветом с ответственными работниками Ионафана – утвердили.

По случаю сделаю маленькое отступление. После того, как Алексий (Редигер) стал Патриархом, во время работы Поместного Собора РПЦ МП к нему митрополит Филарет подвел архимандрита Иакова и представил его, как достойного кандидата в архиереи. Будучи в 60-80-х годах управделами патриархии, Алексий не мог не знать отца архимандрита и того, почему он был уволен из Почаева. Так вот, по воспоминаниям покойного владыки Иакова, в ответ на просьбу новоизбранный Патриарх хитровато улыбнулся и процитировал слова Писания: "Отец Иаков! Подобает епископу имети доброе свидетельство и от внешних" - и отказал. Думаю, не следует особо разъяснять, каких "внешних" имел в виду Московский Патриарх. Очевидно, тех, что любили встречаться с Ионафаном под горсоветом. В декабре 1990 г. архимандрит Иаков был первым, кого поставили во епископы Украинской Церкви без согласования с патриархией. И единственным, кто остался со своим предстоятелем после харьковского раскола.

Будь Ионафан поумнее – не писал бы, что ему, лишенному сана, Патриарх Алексий давал деньги на проживание. А то ведь неправильно поймут Патриарха – подумают, что он заговор против митрополита Филарета готовил и его, Ионафана, подкармливал, использовал. Да ведь как еще можно такие действия понять?

Много бывший владыка написал. Жаль, что о многом умолчал. Например, о том, что в молодости был членом отнюдь не Православной Церкви. Или об истинной причине своего изгнания из Ленинградской академии. А причина эта – отнюдь не в нетрадиционных для СССР политических взглядах… Не пишет он и о своей страсти к коллекционированию чужого добра. Особенно икон, которые с завидным постоянством исчезали из храмов, где он служил, а всплывали где-нибудь за границей в частных коллекциях. И уж точно не напишет бывший викарий Киевской епархии и дважды бывший управделами о том, почему его со скандалом изгнали в 1999 г. из собственной епархии. А изгнали его за поборы, которыми он обложил епархию. Ведь не ехать же в Москву на 70-летие предстоятеля с пустыми руками…

Бывший епископ пытается обличить владыку Филарета – но более всего обличает самого себя. Обличает в себе Хама, целовавшего руки той, ныне покойной, имя которой теперь мешает с грязью. Трепетавшего перед тем, по имени которого с фанатичным упорством топчется. С благодарностью принявшего шанс вернутся к служению, которого лишился, будучи обличен в "тайных", а ныне пытающегося свои страсти прикрыть сплетнями о чужих грехах.

Многое бы еще можно было писать о бывшем епископе. Но напомним себе и ему слова Апостола: "Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией" (Иак. 1:19-20). Пусть ему судьей будет Бог, Которого не подкупишь услужливыми сплетнями и лаврским серебром.

Пусть вспомнит бывший владыка слова, сказанные ему митрополитом Филаретом при вручении архиерейского жезла: "Правда и добро всегда побеждают, какие бы искушения не замышлял лукавый… Многие епископы с радостью принимают это служение в той его части, которая связана с получением духовной власти и почитанием. Но они болезненно реагируют на такие явления, которые требуют от епископа любви, соединенной с уничижением… Тот, кто служит ради денег, принадлежит к категории наемников и не будет иметь награды на небесах, потому что уже получил на земле награду в виде денег, ради которых трудился…".

…В Печерской лавре, наместником которой был Ионафан, возле стены трапезного храма есть две могилы. Одна – Кочубея и Искры, казненных Мазепой по приказу царя Петра. Вторая – Петра Столыпина, застреленного агентом царской охранки. Престол Московский не ценит тех, кто ему служит, и быстро забывает о них. Так что старания Ионафана напомнить о своих заслугах – тщетны.

Иван МИХАЙЛОВСКИЙ,

для "Портала-Credo.Ru",

Киев


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования