Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 ноября 13:48Распечатать

Иван Драгин. КНДР - СТРАНА «ПОБЕДИВШЕЙ РЕЛИГИИ»? Что такое "чучхе" - богоборческая утопия или квазирелигия?


Северная Корея является в каком-то смысле государством не вполне светским. Любимое российско-советскими юмористами учение "Чучхе" представляет собой течение вполне религиозно-философское. Для западной цивилизации это звучит странно, для Дальнего Востока – отнюдь. Так, в "Чучхе" многое заимствовано из конфуцианства (любопытный сравнительный анализ положений классического конфуцианского трактата "Сяо цзин" с положениями "Чучхе" предлагается в работе С.О.Курбанова). А распространенное как в северной, так и в южной Кореях учение чондогё ("Религия небесного пути") и вовсе весьма близко "Чучхе" по своим идеям. К примеру, и там, и там провозглашается задача построения "рая на земле" ("чисан чхонгук"), акцентируется роль человека как центра мироздания ("ин-нэ-чхон") и т.п. Звучит и впрямь диковато, но, опять-таки, для западного уха; в концепцию же пантеистических верований Дальнего Востока это вписывается куда более органично.

При этом еще раз подчеркнем, что чондогё – верование весьма распространенное во всей Корее – как авторитарно-марксистской Северной, так и Южной (напомним, что при всей "новизне" этого учения, появилось оно почти за сто лет до Ким Ир Сена). Кстати, можно отметить, что и сам государственный строй Южной Кореи, будучи по всем формальным признакам вполне демократическим, все-таки несет на себе определенный авторитарный отпечаток.

Для понимания особенностей культурного климата стран Дальнего Востока очень важен такой распространенный здесь обычай, как одновременное исповедывание нескольких религиозно-философских учений. Так, то, что в Японии большинство жителей справляют как буддийские, так и синтоистские обряды, нам известно еще со школьной скамьи. И это при том, что империя, по идее, никак не является историческим примером торжества мультикультурализма. В Китае "религиозная демократия" была и того покруче: императоров Поднебесной не особо смущало не только распространение, но и "совместное употребление" как буддизма, так и конфуцианства, и даосизма, и даже элементов хтонического шаманизма. Неудивительно, что подобная традиция крайнего религиозного эклектизма (преимущественно, пантеистического характера) характерна и для Кореи, исторически и географически находящейся на стыке японской и китайской цивилизаций.

Если говорить о событиях последних десятилетий, то изменения, произошедшие "де-факто" в государственном строе Японии после Второй мировой войны достаточно слабо сказались на религиозной жизни страны. В Китае, напротив, религиозность была приравнена к инакомыслию – что привело к изрядным гонениям на верующих – как на буддистов, так, к примеру, и на мусульман. В Корее же преследование традиционных религий явочным порядком сопровождалось введением нового философско-религиозного учения. Еще более эклектичного, совмещающего элементы марксизма, национализма и традиционных пантеистических верований.

Повторимся еще раз: подобная эклектика, которая для западного наблюдателя может показаться в высшей степени абсурдной, являет, тем не менее, совершенно нормальную ситуацию для данного региона (если угодно, для данной культуры). Можно исповедовать одновременно несколько религий. Можно исповедовать какой-то совсем уж, казалось бы, противоестественный гибрид (чондогё). Соответственно, возможен и местный вариант "харизматического коммунизма" – именно как религиозно-философского учения.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования