Во время переписи 6 апреля 2001 года Литва стала второй страной на территории бывшего СССР (после Эстонии), где был поставлен вопрос о религиозной принадлежности, о которой граждан Литвы последний раз спрашивали во время переписи 1923 года. Если говорить о религиозности в целом, то Литва почти не отличается от обычной европейской страны: более религиозны здесь малообразованные, бедные и сельские жители (на селе верующих на 7,3 % выше, чем по стране в целом, в городе – на 3,6 % ниже). Как и в Эстонии, в Литве самой религиозной нацией оказались поляки (неверующих среди них менее 7 %), самой нерелигиозной – евреи (единственная национальность, среди которой верующие составили менее половины численности).Сильно различается религиозность у славянских народов: среди белорусов нерелигиозных менее 20%, среди украинцев – треть, русских – более 40%. В ходе переписи зарегистрировано 28 различных религий. Из них 18 имели более 100 приверженцев (данные о них представлены в таблице). В стране, которая традиционно считалась католической, последние десятилетия доля католиков возрастает со все большей быстротой. В послевоенных переписях советского периода вопрос о религии не ставился, поэтому о росте доли католиков в населении можно судить по количеству лиц, принадлежащих к национальностям, традиционно исповедующим католичество: на территории Литвы это литовцы, поляки и более половины белорусов и цыган. Доля этнических католиков выросла в 1989-2001 гг. с 88 % до 91 % (а возможно, и до 92 %, так как 0,94 % жителей страны в 2001 г. не назвали своей национальности – в 1989 г. таких почти не было). Если же сравнивать этот процент с показателями 100-летней давности, когда доля католиков на современной территории Литвы составляла около 75 %, то рост доли католиков получается особенно впечатляющим. Что касается реального количества тех, кто считает себя католиками, то их по переписи 2001 года оказалось 79 % населения (15 % жителей Литвы оказались нерелигиозными), что также выше показателей столетней давности. Римо-католиками себя назвали 93 % проживающих в стране поляков, 85 % литовцев, 47 % белорусов и 13 % украинцев. Таким образом, несмотря на некоторую миграцию в послевоенный период белорусов из Белоруссии в Литву, большинство верующих литовских белорусов остаются католиками (причем исключительно римо-католиками). Примечательно, что из 22 488 украинцев греко-католиками оказались лишь 1,4 %. Наибольшей сенсацией же стало не предсказуемое преобладание католиков, а тот факт, что на третьем месте по численности верующих оказались старообрядцы. Примечательно, что среди общего числа православных (новообрядцев и старообрядцев) старообрядцы составляют 16 % - эта цифра покажется особенно значительной, если учесть, что часть русских, не посещая никаких церквей, называет себя "православными" уже в силу своего национального происхождения, среди старообрядцев же такие отсутствуют. Впрочем, значительное число старообрядцев вообще характерно для стран Балтии: в XVII веке их территория была местом, куда старообрядцы бежали от преследований в России (в соседней Латвии к маю 2002 года в Минюсте зарегистрированы 114 приходов православных и 67 - староверов). На фоне все большего преобладания католиков в Литве за последнее десятилетие значительно снизилось количество населения, традиционно исповедующего православие. Если в 1989 г. таковых было более 11 %, то сейчас их число не превышает 7,5 %. Этнических православных сейчас практически столько же, сколько и в 1897 г. Те же, кто считает себя православным составляют ныне лишь 4,85 %. Таким образом, в Литве не только снижается количество православных, но и религиозность этнических православных (примерно 65 %) значительно ниже религиозности этнических католиков (85-90 %). Православными (новообрядцами) назвали себя 52% украинцев, 46% русских и 32% белорусов. Старообрядцами являются почти исключительно русские. Православными считают себя в Литве не только верующие русские, украинцы и часть белорусов, но и почти все верующие армяне (0,04 % населения), предки которых были армяно-григоринами (одна из дохалкидонских, или монофизитских Церквей). Надо сказать, что на пространстве бывшего СССР это происходит почти со всеми традиционными приверженцами восточно-христианских неправославных Церквей (армяне, ассирийцы и другие), живущими за пределами своей "этнической территории". Лютеран в Литве оказалось немного, но все же втрое больше, чем этнических лютеран (0,17 %), каковыми в Литве являются немцы и латыши. Кстати, за период после предыдущей переписи 1989 года немцы оказались единственной национальностью, численность которой выросла (при общем сокращении населения с 3 674 802 до 3 483 972 человек даже численность литовцев упала с 2 924 251 до 2 907 293). Рост численности немцев вполне понятен: в состав Литвы входит часть бывшей Восточной Пруссии (район Клайпеды), которая, как и российская Калининградская область, кажется привлекательной для некоторых немецких эмигрантов из РФ и Казахстана. Однако если вспомнить общее число немцев, выехавших из бывшего СССР после 1989 года (около 1 миллиона человек), то количество осевших в Литве (более 1 тысячи) и Калининградской области (до 4 тысяч к началу 1998 года) кажется ничтожным. Кроме латышей и немцев лютеранами традиционно является и часть клайпедских литовцев – это потомки тех жителей Мемельской области, которые при переписи 1925 г. (через два года после присоединения к Литве столетиями бывшей немецкой Мемели) назвали себя "мемельляндерами" -- они были близки к литовцам по языку (возможно, это потомки пруссов, не до конца ассимилированные немцами), но не поддерживали присоединения своей территории к Литве и отличались от литовцев религией. После войны тех из них, кто не уехал вместе с немцами, в советских переписях учитывали как литовцев. Перепись продемонстрировала не только картину религиозных предпочтений населения, но и отношение к реальности данных статистики некоторых Церквей. По данным лютеран, их насчитывается в Литве 30 тысяч, перепись же учла их в полтора раза меньше. Свидетели Иеговы насчитали в 2001 году в Литве 5 863 человек, посещавших их собрания, из них 2 537 полных членов (прошедших в организации крещение); перепись же показала среднюю цифру, которая все же ближе к числу полных членов. Адвентисты считали в 2000 году, что располагают в Литве 946 своими приверженцами, перепись же не обнаружила и половины этого числа. Наибольшее разочарование постигло мусульман, некоторые из которых заявляли о том, что их в Литве около 25 тысяч (эта цифра в частности приведена в изданной в Нью-Йорке в 1997 году корпорацией Маршалла Кавендиша книге Kagda Sakina "Литва" в серии "Культуры мира"), в то время как реальное число их оказалось в 10 раз меньше. Примечательно и то, что на примере Литвы не оправдался расхожий тезис о сверхвысокой религиозности этнических мусульман: из 6 тысяч этнических мусульман исповедуют ислам на самом деле менее половины, остальные - неверующие и христиане. Для многих иудеев оказались неожиданно низкими как число самих евреев (по данным Федерации еврейских общин СНГ и Балтии, в 2000 году в Литве их было 6,5 тысячи, по данным "Сохнута" - 4,4 тысячи), так и в еще большей степени количество тех из них, кто остался верен религии предков (только 27% литовских евреев исповедуют иудаизм). Впрочем, и в России, по данным социологического опроса, проведенного под руководством Владимира Шапиро в 1997-1998 годах, лишь 26,7 % евреев являются приверженцами иудаизма. Достаточно успешным следует назвать результат православных: по данным энциклопедии "Британика", все православные (включая старообрядцев) составляли в середине 1990-х годах лишь 2,5 % населения страны, по данным российской энциклопедии "Народы и религии мира" их насчитывалось здесь 150 тысяч. Если учесть отток русских, то количество православных превзошло ожидания. Заслуживает внимания и тот факт, что десятое место среди всех конфессий и первое место среди неавраамических религий (авраамическими называют иудаизм, христианство и ислам) занимают балтийские язычники, получившие широкую известность лишь в 1997-1998 годах, хотя сами они заявляют, что их организация "Ромува" образована 30 лет назад. "Ромува" входит в Международный Конгресс этнических религий. Популярности язычников во многом способствовали их ссылки на историю: своим историческим идеалом они выбрали литовского князя Гедиминаса, время правления которого характеризовалось религиозной терпимостью, "разрушенной христианской агрессией". Таблица. Конфессиональная структура населения Литвы по переписи 2001 года | Численность, человек | Доля в населении, % | римо-католики | 2 752 298 | 79 | православные | 141 690 | 4,07 | старообрядцы | 27 006 | 0,78 | евангелисты-лютеране | 19 570 | 0,56 | евангелисты-реформаты | 7 018 | 0,2 | Свидетели Иеговы | 3 105 | 0,09 | мусульмане-сунниты | 2 722 | 0,08 | Церковь полного евангелия (пятидесятники трех благословений; организация происходит из Кореи) | 1 801 | 0,05 | иудаисты | 1 188 | 0,03 | балтийские язычники | 975 | 0,03 | баптисты и другие свободные Церкви | 822 | 0,02 | адвентисты седьмого дня | 404 | 0,01 | буддисты | 317 | 0,01 | греко-католики (униаты) | 311 | 0,01 | караимы | 252 | 0,01 | пятидесятники | 186 | 0,01 | методисты | 157 | 0 | Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) | 147 | 0 | Другие | 29 | 0 | не принадлежат ни к одной религии | 331 094 | 9,5 | не определили религиозную принадлежность | 192 880 | 5,54 |
|