Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 декабря 16:35Распечатать

Валерий Емельянов. КОМПЬЮТЕРНАЯ "ОБРАЩАЛКА" или провальная миссия о. Даниила по спасению погибающих мусульман


В виртуально-компьютерном мире существуют "стрелялки", "леталки", " ходилки", а теперь еще и "обращалки". На эту мысль навела информация о том, что на одном из сайтов священника-миссионера Даниила Сысоева зашедшему на него предлагается, причем против его воли, пройти виртуальный чин отречения от ислама, а потом познакомиться с православием на сайте "Православие и ислам". Причем в интерпретации того же Даниила Сысоева и околоцерковного писателя Юрия Максимова.

Это незначительное, в общем-то, обстоятельство, навело на достаточно серьезные размышления. Первое из них – о деятельности о. Даниила Сысоева.

Год назад в кратком интервью автору этих строк о. Даниил без обиняков заявил: "Я хочу, чтобы все мусульмане крестились". Желание, понятное, как, например, и заветная мечта многих мусульман увидеть всемирный халифат. Но о. Даниил, как мы знаем, активно, даже гиперактивно действует в этом направлении. Насколько такая кипучая активность адекватна религиозным и общественным реалиям?

Миссионеру, взявшемуся за такое дело поистине вселенского масштаба, для начала следует обратиться к писаниям обеих религий. В Коране есть аят, гласящий, что если бы Аллах хотел, он бы всех давно сделал одним народом и не во власти даже пророка Мухаммада свершить это. Ну а в Ветхом Завете есть история о Вавилонской башне. Оба этих пассажа предлагают подумать о том, не является ли такое разделение частью Божественного плана для человечества. Да, разделение, но разделение во Всевышнем, разделение, призывающее нас соперничать, но в праведности и богобоязненности. Может быть, в этом сакральный смысл существования трех религий, происходящих из единого Авраамова корня?

С точки зрения же религиозных реалий, миссия "по-сысоевски" вызывает удивление, граничащее, можно сказать, даже с некоторыми опасениями. Признано, и для современного человека это очевидно, что ислам и христианство проповедуют веру в одного и того же Бога, а в России мы стремимся к конфессиональной гармонии между теми, кто единого творца именует Богом, и теми, для кого его имя – Аллах. Да, нельзя отрицать право христиан на миссию, ибо это неотъемлемая составляющая их религии. Но по отношению к исламу эта миссия должна быть корректной. Ведь речь идет не о язычниках или неверующих, но о людях, исповедующих единого Бога. Более того – чья религия толерантно относится к христианству, признавая таковое богооткровенным. Надо учитывать, что для мусульман также характерно определенного рода миссионерство, но это миссионерство или призыв (дауат) представляет собой представление ислама как вероучения и образа жизни, давая возможность человеку свободно и лично определить свое отношение к нему. Это обстоятельство также определяет то, что миссия по отношению к мусульманам должна быть в высшей степени деликатной и корректной.

Ничего подобного в деятельности отца Даниила нет и в помине. Хотя в своих Интернет-ресурсах он призывает не ругать перед мусульманином его веру, а критикой ислама пользоваться только в самом крайнем случае, например, если собеседник-мусульманин начинает по незнанию хулить "веру истинную". Но сам же иерей эти принципы тут же нарушает. Чего стоят хотя бы его утверждение о том, что Бог христиан и Бог мусульман не один и тот же (во время прошлогодних диспутов его в этом деликатно поправил даже не мусульманин, а православный священник о. Олег Стеняев), его оскорбительные для мусульман сентенции о Мухаммаде как лжепророке. Наконец, вышеупомянутая "обращалка" переполнена словами о "магометанской ереси", " лживости" основных положений ислама. Молодой, современный иерей 1974 года рождения, очевидно, находится в плену средневековых предрассудков об исламе как ереси, его неполноты и неполноценности по сравнению с христианством. Сысоев, в частности, использует дежурное передергивание, перенося, например, кораническое понятие неверных на христиан, хотя любому мало-мальски образованному мусульманину известно, что это не так и речь идет о не ведающих откровения язычниках. Мы не случайно также оговорились о "мало-мальски образованных". Судя по тому, что о. Даниил Сысоев активно ведет деятельность, прежде всего, в Интернете, где он нагородил множество виртуальных миссионерских братств, в частности "Братство св. Амира Иерусалимского", его проповедь обращена не к престарелым бабаям и ханум – носителям народной религиозности, но к более-менее продвинутым и современным людям.

А последствия такая деятельность может иметь следующие. Во-первых, это может стимулировать мусульманина в контексте анализа и здравого смысла проанализировать свою религию, что даст возможность все более укрепиться в ней. Личный опыт автора этих строк в определенной мере это подтверждает. Второй момент психологического свойства. После подобного рода "красногвардейских" атак православного иерея на изначально "лживый и еретический" ислам по сравнению с безусловно "светлым и истинным" православием у потенциального неофита из мусульман не может развиться, по определению, ничего, кроме целого узла комплексов и фрустраций, мнений о собственной духовной неполноценности. А это уже серьезное покушение на такую ценность, как свобода личности, свобода ее духовного выбора. В подобной ситуации может вполне произойти и так, что человек делает религиозной выбор под влиянием мотивации, не являющейся религиозной, просто потому, что ему не хочется оставаться закомплексованным, а быть как все, кто исповедует "настоящую" и "истинную" религию. Вот, например, один из "форумчан" "Портала-Credo.Ru" высказался приблизительно так: "Смысл всей проповеди к мусульманам – ребята, айда в РПЦ МП, здесь бухать можно немеряно..." Юмор, конечно, стоеросовый, но в чем-то в точку. Не говоря уже о том, что в нынешнем общественно-политическом контексте такая деятельность, и тем более ее развитие, явно не принесет дополнительных очков Московской патриархии. Если там, конечно, окончательно не отказались от идей православно-исламского симбиоза в пользу малореалистичных умопостроений о том, что все русские православные, православие - господствующая и единственно истинная вера и т.п.

Эти строки пишутся и как реминисценция диспутов, состоявшихся около года назад между о. Даниилом и бывшим священником, принявшим ислам, Али (Вячеславом) Полосиным. Сейчас, год спустя, понимаешь следующие вещи: во-первых, о. Даниил может существовать только в формате диспута, во-вторых, как показали и прошлогодние действа, диспут - зрелище яркое. Но малопродуктивное, да и жанр этот восходит к тотальной духовной конфронтации средневековья. В наш информационный век более оптимальным представляется диалог здравого смысла. В том числе и для религиозной миссии или призыва.

Размышляя сначала над виртуальной "игрушкой-обращалкой", мы постепенно перешли к конкретной личности. Ближе к концу вернемся к умной машине – компьютеру. Объективности ради скажем, что подобные "обращалки" имеются не только на миссионерских сайтах православных. На одном весьма раскрученном российском исламском веб-ресурсе существует возможность произнести, прочитав написанную перед тобою на странице по-арабски и по-русски, свидетельство веры, после чего набрать свое имя в окне и нажать кнопку говорящую, что я такой-то и такой-то принимаю ислам. Уже давно подобный способ определения своего отношения к религии вызывал сомнения. Ведь таким образом приняли ислам и какой-нибудь абсолютно вирутальный Калдыбалды Бабаевич, и Рабинович из Бердичева, и даже кот Васька. Ныне же позвольте высказать убеждение в том, что это не что иное, как серьезная профанация религии. Исламский символ веры не случайно называется свидетельством (аш-Шахада), обретение веры возможно именно как свидетельство – акт, совершаемый перед людьми. И машина, пусть даже самая умная, не сделает его действительным. Так может быть, братья-мусульмане, руководствуясь здравым смыслом, уберем эту опцию? Тогда, может, и сысоевских интернет-перлов станет поменьше?

Валерий Емельянов,
Информационно-аналитический центр "Время и мир",
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования