Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 декабря 17:47Распечатать

Михаил Ситников. БЕС ПОПУТАЛ… Что заставило священника обвинить в "сектантстве" светскую организацию?


Безапелляционность, с которой в нашу российскую действительность уверенно внедряется дремучее мракобесие, порой откровенно поражает. С учетом опыта начала 90-х годов ушедшего столетия, конечно же, нетрудно заподозрить, что при определенных условиях сознание людей может застилать туман. Тогда они готовы выставлять перед телевизором емкости с водой или платить сумасшедшие деньги за получение "приворотного" или "отворотного" зелий от недавно работавшей в соседнем продмаге Нинки, которую теперь уважительно называют "матушкой Ангелиной". Но, чтобы по прошествии более чем десятилетия с тех пор, после всех испытаний, вскрывшихся обманов и начавшегося, было, протрезвления, общество вновь погружалось в неразумие, это выглядит как-то странно. Во всяком случае, некоторые из псевдо-сакральных мистификаций, которые предлагаются сегодня людям под видом заботы о них, даже неграмотный, но здоровый на голову крестьянин допетровской Руси поднял бы на смех. В нашем случае задуматься на эту тему заставляет чувство неловкости, которое испытываешь столкнувшись с прецедентом, недавно имевшим место в цивилизованном и просвещенном Екатеринбурге.

Есть в этом городе одно малоизвестное большинству жителей, но небезынтересное учреждение под названием Миссионерский и Катехизаторский отдел Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Судя по тому, что заведующий им священник Владимир Зайцев, ввел на служебных бланках написание терминов не с обычных, а прописных букв - "Миссионерский" и "Катехизаторский", - можно предположить, что он сознает, что отдел и в самом деле выполняет некую Миссию, но уже без кавычек. А значит, наделен особым авторитетом, позволяющим ему категорично заявлять обо всем, что сформулирует его руководитель, исходя из собственных представлений о добре и зле.

По смыслу миссионерство и катехизацию можно считать двумя фазами единого цикла - то есть, религиозного и нравственного просвещения, а затем введения в курс основ христианской веры. Таким образом, призвание упомянутого отдела в том, чтобы, придерживаясь света Истины, нести эту Истину людям. Однако на деле учреждение, которым руководит о. Владимир, тяготеет к такому печальному явлению, примостившемуся под сенью российского Православия, как антикультизм, смысл которого должен быть ясен любому говорящему по-русски человеку. Будучи прямыми наследниками былых советских антирелигиозников первой половины ХХ века, нынешние антикультисты продолжают "славную традицию" богоборчества под предлогом борьбы за православные ценности, которые, как известно, привносятся Церковью посредством проповеди Слова Божьего и служения во благо ближним.

Вот и нынешний "подвиг" о. Владимира, в отличие от церковного делания, оказался достаточно характерным для общепринятой антирелигиозной практики всех времен и народов. Правда, с одной небольшой, но существенной поправкой, потому что в свойственной богоборцам манере запугивать не очень сведущих в вопросах религии людей, священник умудрился "заклеймить" не религиозную, а светскую организацию. Еще конкретней, организацию просветительскую, занимающуюся, в частности, и таким благим делом, как обучение детей основам российской истории и неповторимым особенностям родной культуры. Священник "по-отечески" посоветовал на официальном бланке директору одного из детских домов Екатеринбурга не пускать на порог сотрудников культурно-просветительской ассоциации "Новый Акрополь". А чтобы как-то аргументировать свой наказ, он определил эту организацию как "синкретическую оккультно-языческую тоталитарную секту, использующую в качестве прикрытия псевдоблаготворительные акции". Понять, конечно, трудно. Но в том, что такое труднопонимаемое явление, по мнению священника, есть нечто "очень нежелательное", получатель вряд ли обязан был усомниться.

Можно только догадываться, по этой ли причине, либо оттого, что руководитель детского дома была уже наслышана о других подвигах антикультистов, но она предпочла вместо неминуемой нервотрепки сообщить педагогам упомянутой организации об отказе от своих планов по ознакомлению воспитанников с историей Древней Руси. Понять и. о. директора детского дома совсем нетрудно – ведь, когда отвечаешь за детей, то первое, о чем приходится заботиться, это их душевный комфорт. А возможные скандалы, вроде тех, что антикультисты в лице "сектоведа" Александра Дворкина уже устраивали в Екатеринбурге, причем во дворе школы, могли бы не оставить от такого комфорта даже воспоминаний. Другой вопрос: почему подавляющая часть вполне разумных и психически адекватных граждан, в том числе и членов государственных и общественных организаций, не придают подобному грубому вмешательству священнослужителя в ту область, в которой он вряд ли разбирается лучше педагогов, никакого значения? Получается же, что хваленое гражданское общество в данном случае спасовало перед странной выходкой всего лишь одного "маргинала" или стоящих за ним не менее маргинальных в культурном смысле сил.

Все может быть. Но среди многочисленных объяснений, которые в данном случае могли бы оказаться справедливыми, есть одно обстоятельство, что, ну просто обязательно, имело место.

Речь идет о таком распространенном общественном атавизме, как магичность восприятия всего, что может исходить из уст представителя Церкви. В отличие от сравнительно немногих грамотных верующих, подавляющее большинство россиян и в самом деле воспринимает любое сказанное священником слово как… мнение Церкви, а то и заповедь Спасителя. А, ведь, батюшки – тоже люди со всеми присущими им непредсказуемыми заносами. Но многие ли из нас могут похвастаться, что прочли хотя бы "Соборян" Лескова?

Поэтому, мягко выражаясь, странность аргументов священника, к которым он прибегает для оправдания своего обличения, знающих людей не удивит, хотя малосведущих способна на первых порах и смутить. Утверждает же он, ни много, ни мало, что названная организация - "деструктивный культ" и что ее руководство "планирует проведение с детьми занятий по Древней Руси, где, помимо прочего, будет проповедоваться культ языческих богов" и детей будут призывать "к изготовлению идолов из гипса". Постепенно входя в раж, наш "миссионер" доходит и до таких утверждений, что в просветительской организации, которую он упорно именует "сектой" "существует тайное учение", доктрина которого использует "элементы … ряда языческих (преимущественно древнегреческих) культов". А заканчивает совсем уж вздорным утверждением, что она "имеет в своей структуре засекреченный "корпус безопасности", использующий … тайные ритуалы и фашистскую символику".

Трудно представить, что священник сам верит во всю эту бредятину, хотя и такое, пусть редко, но встречается. Однако, если он все же адекватен и если Господь призвал его к священническому служению, то как назвать и чем объяснить деяние, прямо противоположное по своей сути святой обязанности человека, облеченного саном, перед Богом и людьми? Тем более, что в таком случае о. Владимир не мог не знать и того, чем занимается "Новый Акрополь" на самом деле. Потому что единственный раз, когда эта культурная ассоциация организовала вечер, в котором вместе с представителями науки и искусства присутствовали и авторитетные религиозные лидеры, у его участников – ученых мужей от буддизма, иудаизма, ислама и православия, - представление о ней принципиально отличалось от изложенного в письме о. Владимира.

Мы далеки в данном случае от наивного намерения увещевать неосторожного в высказываниях священника в расчете на то, что он или "пославшие его" поменяют мнение. Ведь, на фоне истинного положения вещей, мнения такого рода ничего не стоят. Да и общепринятое объяснение подобного, как правило, не задерживается – это либо "немощь", либо "бес попутал". Другое дело, что мы можем с полным на то основанием посочувствовать руководителю регионального "миссионерско-катехизаторского" подразделения РПЦ МП, скомпрометировавшему и себя, и свою религиозную организацию, вероятно, не отдавая себе в этом отчета. Потому что в оценке такого явления, как возведение напраслины, верующие и неверующие, как правило, придерживаются одного мнения.

Любому школьнику из светского курса истории Отечества известно, что Древняя Русь была языческой, а затем крещена князем Владимиром и воеводой Путятой. Так что имена языческих богов и их основные признаки присутствуют в учебниках школьного курса истории России, а заодно и во множестве произведений искусства – от живописи до литературы. Однако детский дом - не школа, и средств на оплату учителей найти ему негде. Поэтому рассчитывать остается лишь на энтузиастов, которые нашлись, на сей, раз в "Новом Акрополе". Причем, добровольцы там, можно сказать, профессиональные. Потому что ассоциация относится к тем редким для России организациям, которые не стесняются привлекать к совершенствованию своих педагогов и просвещению всех желающих наиболее квалифицированных представителей мира науки и искусств. Понятно, что в результате общения сотрудников "Нового Акрополя" со специалистами, чьи имена известны не только России, но и всему миру, получаемые таким образом знания имеют особые свойства. Выгодно отличаясь своей живостью и непосредственностью от знакомых всем засушенных нормативных курсов, они, тем не менее, в самом традиционном смысле академичны. То есть опираются на общие для нашей цивилизации истоки – сокровища древних культур Египта, Греции, Рима, Индии, Руси. История нашей общей, но неповторимой в каждой отдельной традиции культуры, таким образом, как бы оживает, превращаясь из не очень симпатичного понятия "школьной дисциплины" в глубокое знание.

Поэтому, в том, что в Древней Греции все ее искусства и сама жизнь когда-то вращались в "непосредственном присутствии" величественных языческих богов, "винить" следует не тех, кто хорошо знаком с историей культуры, а саму историю. Так же, впрочем, как только история способна объяснить, каким образом древние языческие верования сначала в Греции, а много позже и на Руси, сменились христианством, одним из главных принципов которого стало следование правде, истине.

Возвращаясь к тому обстоятельству, что "священники – тоже люди" и ничто человеческое им, следовательно, не чуждо, можно допустить, что екатеринбургский "защитник православия" решился на столь неуместный во всех отношениях шаг по причине крайней досады. Ведь, если однозначно просветительская миссия ассоциации "Новый Акрополь" привлекает немало самых разных людей, то антикультизм, которым в силу неизвестных причин призван заниматься наш "миссионер", привлекателен лишь маргинальным вероненавистникам. Тогда, быть может, речь идет, всего лишь о конкуренции в плане популярности? Однако, что мешает священнику заниматься тем, к чему обязывает название отделов, которыми он заведует – то есть, нести в мир то Доброе и Вечное, о чем так ясно говорит Христос?..

Ведь, с обвинением организации в "сектантстве" за необходимое России культурное просвещение откровенное неразумие получается. Да еще и избирательное – почему бы не обвинить в "сектантстве" авиационное предприятие за вторжение в "небесные сферы" или популярную телепрограмму "Клуб знатоков" за "зомбирование" телезрителей необычными знаниями? Хотя и от чего-то подобного лояльные к мракобесию россияне тоже никак не застрахованы.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования