Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 сентября 16:51Распечатать

Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален. Часть 3. Окончание


Часть 1 здесь, часть 2 здесь.

Oh Lord, won't you buy me a Mercedes Benz?

"По поводу "американскости" СЛЧ господин Зенченко явно лукавит... Успех СЛЧ, которое имеет международную поддержку простых прихожан, в том числе и в США, и в России, не дает покоя "епископам-монополистам"..." (К. Андреев).

Лукавит сам пастор Андреев. Российское СЛЧ является ничем иным, как отделением американской организации "Лига Лютеранских Прихожан". Штаб-квартира русских неолютеранских патриотов находится в Сент-Луисе. Что касается способности морочить голову заокеанским спонсорам – это не такая добродетель, чтобы ею хвалиться. Проблемы со спонсорами у ЕЛЦ означают, что Церковь имеет собственную точку зрения на некоторые вопросы и не желает заниматься "очковтирательством" перед своими благотворителями.

У меня, зарабатывающего светским трудом и пользующегося общественным транспортом, есть возможность рассуждать о финансовых делах Церкви "со стороны". Действительно ли немецкие и финские лютеране желают российским собратьям зла и поддерживают их с целью развращения либеральным богословием? Я знаю немалое число иностранцев, искренне желающих добра и духовного возрождения России. Здесь возможна параллель с греками: в течение длительного времени православной Церковью в России управляли иностранцы. Сейчас российские лютеранские Церкви финансово зависимы от помощи зарубежных братских Церквей, и это понятно: вряд ли какая-либо из крупных российских фирм будет финансировать ремонт и строительство лютеранских храмов, оказывать содействие становлению и развитию общин, налаживанию системы образования в наших церквях. К слову, я сомневаюсь, что рязанская община ЕЛЦР, возглавляемая В. Солодовниковым, сможет содержать на собственные средства здание лютеранской кирхи, которое в настоящее время они пытаются отсудить у местных баптистов (баптистской общине здание было в свое время передано и ими же отремонтировано). Известно, что именно фундаменталисты – независимо от вероисповедания – стремятся к более жесткому контролю тех, кому они жертвуют средства. В этом отношении американские фундаменталисты, на помощь которых рассчитывает сейчас ЕЛЦР, представляются намного менее предпочтительными, нежели немецкие или финские "либералы" (а на деле – умеренные лютеране).

Реальней сновидения и бреда, чуднее старой сказки для детей...

Насколько ЕЛЦР может быть обеспечена поддержка лютеранских фундаменталистов? Взгляды консервативных лютеран можно уважать, не обязательно эти взгляды принимая. Однако, отметив, что о признании серьезности намерений ЕЛЦР всемирным лютеранством говорить не приходится, мы неминуемо подходим к вопросу о том, может ли декларируемый основателями ЕЛЦР конфессиональный антилиберализм быть серьезно воспринят хотя бы другими лютеранскими фундаменталистскими структурами. Увы, но "консервативный конфессионализм" основателей ЕЛЦР неискренен. Вероучительная деятельность СЛЧ вызывает сомнения у лютеранских ортодоксов: "...СЛЧ: "Первородный грех - это общая разновидность все нашей человеческой сущности". А вот что говорит АИ (Аугсбургское вероисповедание – Д. З.): "наши церкви учат, что с момента грехопадения Адама все люди, зачатые естественным образом, рождены во грехе, то есть они похотливы, не имеют страха Божиего и упования на Бога". Очевидно, что у лютеран и российского СЛЧ совершенно разные взгляды на первородный грех... СЛЧ: "Рождение свыше является мгновенным и происходит в тот самый момент, когда в сердце раскаявшегося грешника зарождается малейшее стремление к получению милости и прощения". Этому учат протестанты столь нелюбимые СЛЧ. КС (Книга Согласия, сборник лютеранских вероисповедных документов – Д. З.), в согласии с Евангелием, учит, что рождение свыше происходит в Крещении. Я привел лишь несколько цитат, но на самом деле весь курс (и первый и второй) обучения в СЛЧ написан в этом (протестантском) ключе...". Вряд ли приличный лютеранский ортодокс может серьезно воспринять, например, следующее заявление В. Пудова: "В целом я не против женского священства". Это не слишком похоже на пропагандируемый ЕЛЦР антилиберализм, как и заигрывание основателей ЕЛЦР с харизматическим движением ("Мы же работаем и с главой Российского объединённого союза христиан веры евангельской епископом Сергеем Ряховским и с другими протестантскими группами. Я проповедую в харизматических церквях". К. Андреев), что с точки зрения ортодоксального лютеранства является одним из очевидных признаков богословского либерализма. Фундаментализм ЕЛЦР конъюнктурен – и потому несерьезен. Кем завтра окажутся основатели ЕЛЦР, вчерашние баптисты и пятидесятники? Свидетелями Иеговы? Мормонами? Или сделаются основателями масонских лож, построением отношений в которых так восхищается в последнее время пастор Андреев?

Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане,
и этим сознанием горд...

Будет ли ЕЛЦР принята протестантами-нелютеранами? Одно время складывалось впечатление, что СЛЧ решило окончательно рассорить ЕЛЦИР не только с ЕЛЦ, но и подорвать репутацию лютеранства в глазах российских протестантов. Кампанию против "неопротестантов" или "младопротестантов" (то есть всех не лютеран и не реформатов, см. выше) начали нынешние основатели ЕЛЦР К. Андреев и В. Солодовников. Воцерковленный в июне 2004 года в московской общине СЛЧ бывший баптист В. Солодовников сразу взялся за дело.

"И первое что мне хочется сказать им - своим братьям и сестрам по вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа - Вы не сможете полноценно реализовать те таланты, которые даровал Вам Всемогущий Бог, до тех пор пока Вы будете пребывать в баптистских общинах, разделять баптистское мировоззрение, иссушать мозг, слушая безграмотные - но "зато от души" - примитивные проповеди доморощенных и заокеанских проповедников, участвовать в т. н. "евангелизациях" или в омерзительной борьбе враждующих внутрицерковных группировок... Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству... Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ" (В. Солодовников. Есть ли духовное пристанище у русской интеллигенции?).

Досталось бы от В. Солодовникова первым Христовым апостолам... Конечно, если В. Солодовникову не доверили в баптистской Церкви руководящий пост – его обиду можно понять, хотя и не принять. В Церкви можно служить по-разному – например, носить на горшок тех же неграмотных бабушек-инвалидов. Баптисты умеют объяснять основы христианской веры на простом и доступном людям языке – и этому могли бы поучиться у них многие "заумные" и "интеллигентные" проповедники других Церквей.

Как было замечено, "...интеллигенту не пристало самому заявлять о своей интеллигентности (как и святому о своей святости)... Расцвет богословия, религиозной мысли может свидетельствовать о расцвете книжничества, как компенсации за утрату живой веры живых людей в живого Бога. Вера не знает образовательного ценза, в ней никому не тесно: ни самому простому человеку, ни самому что ни есть требовательному интеллектуалу" (И. В. Подберезский. Они вышли от нас, но не были наши...).

Разве нет проблем у нас, лютеран? Рассуждая о достоинствах интеллигенции, нельзя забывать о ее недостатках. Приходит на память давняя статья А. Солженицына под хлестким названием "Образованщина": "Всё зло - от внешнего неустройства, и потому требуются только внешние реформы. За всё происходящее отвечает самодержавие, с каждого же интеллигента снята всякая личная ответственность и личная вина. Преувеличенное чувство своих прав. Претензия, поза, ханжество постоянной "принципиальности" - прямолинейных отвлеченных суждений. Надменное противопоставление себя - "обывателям". Духовное высокомерие. Религия самообожествления, интеллигенция видит в себе Провидение для своей страны".

Конечно, образование – это хорошо. Но допустимо ли оскорблять другие христианские исповедания, именуя себя "церковью думающего меньшинства"? На проповеднической кафедре хотелось бы видеть если не образованных, то простых, но вежливых и верных Господу христиан. Такие, с помощью Божией, могут многому научить. Что касается самих прихожан, то в области душепопечения нет ничего хуже, чем иметь дело с интеллигентскими духовными капризами.

На форуме официального сайта СЛЧ состоялись удивительнейшие по степени интеллигентности диалоги В. Солодовникова с его бывшими единоверцами: "...Всем - находящимся в здравом уме и твердой памяти - баптистам известно реальное положение дел. И если их не одолевает корпоративная солидарность, то они честно признают всю ущербность их деноминации..." (В. Солодовников). "...Сейчас - особенно при правлении "царя Юрия" (вероятно, имеется в виду Председатель Российского Союза Евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко – Д. З.) - РСЕХБ - одна из наиболее маргинальных структур. Хотя изо всех сил пыжится быть "респектабельной". Но, как говорится, "со свиным рылом - в калашный ряд"!.." (В. Солодовников). "...Мне думается, что современный баптизм, причем - не только русский, медленно, но верно идет по кривой дорожке маргинализации и дезинтеллектуализации. Ему нравится купаться в навозной жиже необразованности и невоспитанности и отдавать поклонение не Богу Живому, а простецкому хаму. Лозунг современного баптизма на практике таков: "Будь проще, и люди к тебе потянутся!" Слава Господу, что я больше не с Вами! - А ещё можно сказать: благодарю тебя, Господи, что я не такой, как это быдло, купающееся в навозной жиже своей невоспитанности и необразованности... – Да, это можно сказать. Как и многое другое. Но... заметьте, это сказал не я, а – Вы. Спасибо за адекватную самооценку!" (В. Солодовников).

К. Андреев обещал протестантам их обращение в лютеранство: "Вот почему я, как лютеранский священник и руководитель крупнейшей в России лютеранской МЕДИА миссии заявляю, что мы занимаемся и будем заниматься прозелитизмом в среде извращенного протестантизма... Лютеранам необходимо лишь набраться терпения и ждать, действуя по мере того, как начавшиеся уже сегодня первые симптомы литургического, а значит и теологического кризиса в младопротестантизме, будут развиваться, подтачивая его псевдоосновы и ведя к упадку и переходу членов младопротестантских образований в традиционную лютеранскую протестантскую церковь" (К. Андреев. Прозелитизм в современной ситуации не самоцель). Оправдана ли такая миссионерская стратегия? К началу XXI века стало хорошо известно, что ни римское католичество, ни православие, ни лютеранство не может предохранить народ от безбожия, революций, духовного безразличия, даже враждебности к христианству. И можно ли после таких программных заявлений говорить о доверии и признании ЕЛЦР протестантскими церквями? Окажутся ли сейчас "младопротестанты" для "младолютеран" лучшими друзьями?

Для лютеран христиане, принадлежащие к любой Церкви, являются братьями и сестрами в Господе. Единая святая вселенская Церковь – это нечто иное, нежели какая-либо из поместных Церквей. Вселенская Церковь объединяет верных Христу различных вероисповеданий. Господь знает Своих, к какой бы Церкви (или секте) они себя ни относили.

Где ты теперь, поручик Иванов?
Ты на парад выходишь без штанов...

"Пудов высказал свое мнение по поводу женского священства и благословения гомосексуальных пар на собрании пробстов ЕЛЦЕР и получил отповедь и господина Шпрингера и немецких пасторов, который не просто подвергли "братской критике своего зарвавшегося русского брата", но "потребовали отставки Пудова за высказывание мнения отличного от церкви" (К. Андреев).

Я не знаком с подробностями этого скандала, но могу предположить, что "диссидент" Пудов совершенно неправомерно связал практику благословения однополых гражданских союзов и практику поставления женщин в духовную должность пастора. Это разные вопросы и ЕЛЦ действительно решает их по-разному: первый – отрицательно, последний – положительно. Таким образом, мнение г-на Пудова действительно расходится с мнением ЕЛЦ и способствует росту раскольнических настроений внутри церкви.

Но мы имеем дело с людьми не слишком серьезными и любящими шутку. Римско-католическая организация Opus Dei ("Дело Божие") под пером пастора Андреева превращается в "Путь Божий" ("Путь" – название одной из книг основателя "Дела Божия" св. Хосемарии Эскривы). Царь Иван Грозный у В. Солодовникова становится чуть ли не приверженцем лютеранства, а у других лютеран-"прозелитов" в лютеранство переходят уже и М. Ломоносов, и Н. Лесков, и М. Кутузов... Меня на интервью благословляет духовное руководство (этот вопрос пастору Андрееву следовало бы предварительно выяснить у бравшего интервью корреспондента "Портала–Credo.Ru". ЕЛЦ и ЕЛЦИР не являются тоталитарными сектами и их пасторам нет необходимости бегать к начальству всякий раз, когда их просят высказать личную точку зрения на какие-либо события церковной жизни). Пробст Северо-Западного пробства ЕЛЦ Х.-Г. Ахенбах у К. Андреева превращается в "пробста Оффенбаха" (Жак Оффенбах был весьма талантливым композитором, но в данном случае он не при чем). Я оказываюсь будущим настоятелем кафедрального собора ЕЛЦ (полагаю, это утверждение позабавило не одного меня). "Пробст Оффенбах" оказывается моим "шефом" (общины ЕЛЦ, в которых я нес и несу служение, не принадлежат к Северо-Западному пробству). Компетентные люди затеяли серьезное дело!

Помню, какое удивление я пережил, обнаружив на визитной карточке заявленного епископом ЕЛЦР Д. Соболева надпись "о. Даниил Соболев" (в 1997 году Д. Соболев был диаконом ЕЛЦИР). Не нужно объяснять, что в традиционных христианских Церквях титулование самого себя "отцом" является нарушением церковного этикета. А насколько комичной была попытка административного сотрудника ЕЛЦ В. Пудова предстать в глазах общественности в качестве священнослужителя! Во избежание неверного впечатления от интервью В. Пудова в передаче НТВ "Герой дня" редакция журнала "Наша церковь", где была опубликована стенограмма выступления, вынуждена была сделать опровержение: "Представитель ELKRAS в Москве, член общины свв. Петра и Павла В. С. Пудов не является ординированным священнослужителем". Не отрицал Пудов и то, что именно он – а не еп. З. Шпрингер "возглавляет евангелическо-лютеранскую церковь в Москве (имелась в виду ЕЛЦ ЕР – Евангелическо-лютеранская Церковь Европейской России, епархия ЕЛЦ – Д. З.)". Не меньшую реакцию вызвало заявление В. Пудова о том, что единственной целью лютеранской Церкви в России является помощь Церкви православной – "...мы ей должны здесь только помогать. Именно Русской Православной Церкви. Задача нашей церкви – это помощь" (Наша Церковь. Издание Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Сентябрь 2001 г. С. 50-52). Тот простой факт, что В. Пудов не только не являлся председателем Приходского совета московской общины свв. Петра и Павла, но даже не был избран в совет, показывает степень доверия и авторитета, которыми в последнее время в действительности в среде российских лютеран пользовался этот бывший сотрудник Совета по делам религий при Совете Министров СССР (читающий да разумеет). Уже упоминавшийся ведущий "пиарщик" и выпускающий редактор портала СЛЧ П. Левушкан давал в свое время интервью петербургскому религиоведу Марине Воробьевой в качестве пастора Церкви Ингрии: "Храни Вас Господь! Ваш пастор Павел" (Интервью с о. Павлом Левушканом, настоятелем Евангелического лютеранского прихода Святой Марии в Томске...). Решив выяснить этот вопрос непосредственно у епископа Церкви Ингрии А. Кугаппи, я узнал, что П. Левушкан никогда не являлся ни пастором, ни диаконом ЕЛЦИР, но катехетом (мирянин, осуществляющий катехизацию прихожан). Воистину, желание казаться более серьезными персонами, чем это есть на деле, является характерной чертой многих новых лютеран. Время от времени основатели ЕЛЦР и сотрудники СЛЧ стараются преодолеть ощущение собственной несерьезности, унижая своих оппонентов. "...Всю работу данного эксперта, на мой взгляд, пронизывают подростковая неуверенность в написанном..." (В. Солодовников). "...Либо заблуждается, не имея достаточного образования и жизненного опыта, либо озвучивает совершенно не лютеранскую позицию..." (К. Андреев). В то же время статья В. Солодовникова после его выхода из РСЕХБ, как и последние заявления В. Пудова (людей взрослых и, казалось бы, уверенных в себе) удивительно напоминают плач обиженных детей. И эти персонажи, как будто сошедшие со страниц Ильфа и Петрова, обижены, что организованное ими дело окружающие не желают воспринимать серьезно!

Конец простой – хоть не трагичный, но досадный...

"Господин Зенченко, отрабатывая свое будущее настоятельство в церкви пробста Оффенбаха в С.Петербурге, который выжил динамично растущую лютеранскую общину "Преображение" во главе с пастором Владимиром Картуненым в никуда (как потом сделает и Кугаппи), говоря "лучше бы вы стали баптистами" (К. Андреев).

Я могу присоединиться к мнению пробста Ахенбаха относительно общины СЛЧ "Преображение". Лучше быть баптистом, чем втираться в существующий лютеранский приход, провоцируя в нем раскол. Баптисты известны в христианском мире своими высокими нравственными качествами, и некоторым "младолютеранам" следовало бы кое-чему у них поучиться. Почему общины, основанные СЛЧ, не воспринимаются не только духовным руководством, но и прихожанами традиционных лютеранских церквей? Вот голоса прихожан ЕЛЦИР:

"...Я ничего не имею против СЛЧ, но мне кажется, что здесь в России они слишком навязчиво афишируют свою деятельность в кругах самой церкви... СЛЧ ведет себя как МАФИЯ! разве не так? Почему они считают, что все лютеранство России - это СЛЧ?.. У СЛЧ свой стиль, вызывающе-хамоватый. А у Церкви Ингрии, на мой взгляд, стиль совсем иной - скромный, трудолюбивый, глубокий, да высококультурный, наконец!.. Если бы СЛЧ реально хотело помочь Церкви Ингрии - они бы старались стимулировать людей из ее приходов, а не затыкать все дырки собой... Стиль их работы - коммерческий. Просто они не в своем амплуа. Они будто бы ведут рекламную компанию зубной пасты. Но ведь нельзя теми же способами пропихивать, впаривать Церковь, веру!.. какие-то двоякие чувства вызвал портрет пастора Андрея с памперсами на фоне больницы. Ощущение, что спекулируют на больных детях, создают себе имя на чужой беде. А заява Константина Андреева в траурные дни, что ислам антиобщественен? Нормально? Это как, официальная позиция Церкви Ингрии?.. Хватит показухи!.. Но ведь у СЛЧ и штат, и деньги, а у приходов? А если СЛЧ предлагает помочь, то работать нужно будет в их стиле и под их дудку... В СЛЧ настораживает вот что: если мы не секта - то критика руководства возможна. А у СЛЧ никаких проблем. Одни победные рапорты... Откуда в Константине Андрееве столько агрессии? Он что, Верховный Судия?.. Только вот лютеранство с диктаторско-тоталитарным уклоном - это АЙ-ЙАЙ-ЙАЙ!!!.. Опыт же показывает, что ознакомившиеся с деятельностью СЛЧ на личном опыте, впоследствии постарались от нее отдалиться" (Неофициальный форум ЕЛЦИР, 2004).

Тех, кто не желает пускать этих волков к стаду Христову, официальный сайт СЛЧ предупреждает о готовящихся карах Господних: "Всякий раз, когда мы отвергаем волю Божию, желая исполнять свои прихоти и помыслы, мы как бы говорим Творцу: "Забери нас скорее отсюда! Мы не согласны с Твоим планом"... Общение с людьми Божиими и Ангелами, которое Библия называет "Днем посещения", может решить дальнейшую судьбу посещаемого. Подобное посещение (представителями СЛЧ и основанной при участии СЛЧ "альтернативной" Грузинской ЕЛЦ – Д. З.) несколько лет назад произошло в жизни господина Штекля... (епископа ЕЛЦ Грузии, скончавшегося в мае 2006 года в результате острого сердечного приступа – Д. З.)".

Я вижу не менее трех причин, по которым следовало бы отнестись к появлению новых российских лютеранских структур скептически.

Во-первых, эти структуры настойчиво заявляют о своем "антилиберализме" (то есть фундаментализме). Но в настоящее время в России не существует либеральных лютеранских Церквей, придерживающихся радикальных воззрений относительно христианской веры; исторические российские лютеранские Церкви придерживаются умеренных позиций в вероучении и практике. Основатели новых лютеранских структур, однако, понимают "традиционность" не исторически, но традиционалистски. Как верно подметил один лютеранский историк, если традицию можно характеризовать как живую веру умерших, то традиционализм – это мертвая вера живых. Речь идет о столкновении двух типов духовности. Один тип представляет лютеранство "с человеческим лицом" – открытое к миру, знающее, что достоинство и свобода личности проистекают из творения человека по образу Божию и восстановления этого образа посредством Христа Спасителя, видящее в христианах других исповеданий, в первую очередь, братьев и сестер во Христе, а не врагов или потенциальных "прозелитов". Это тип веры, не придерживающийся буквалистского и одностороннего истолкования текстов Св. Писания, но признающий за вселенским христианством и другими религиями историю развития отношений человека и Бога, критическое раскрытие и разнообразие духовного опыта – и, вместе с тем, избегающий крайностей радикального либерализма. Другой тип начинает быть представлен структурой, основатели которой берут права человека в кавычки, призывают к насильственному обращению в христианство, к прозелитической деятельности лютеран среди "младопротестантов", к убогой мелочности библейского фундаментализма, к некритическому принятию собственной истории и превращению веры в разновидность идеологического убеждения. Оба эти типа присутствуют и в традиционных для России лютеранских Церквях: именно избыточный консерватизм многих общин, боязнь свободы во Христе и духовный инфантилизм сковывает их проповедь Евангелия окружающему миру. Слава Богу, различия как ЕЛЦ и ЕЛЦИР, так и между более и менее консервативными группами в самих этих Церквях с течением времени сглаживаются – в немалой степени этот процесс связан с повышением уровня богословского образования церковнослужителей. Но саморазделение этих типов, как мы можем наблюдать на примере других лютеранских Церквей, неминуемо нарушит баланс духовных сил и приведет к тяжким последствиям.

Во-вторых, недостаточно знакомые с лютеранством люди могут посчитать заявления "пудовцо-андреевцев" адекватно отражающими образ современного российского лютеранства. В действительности же мы имеем следующее: в России существовала единая лютеранская Церковь (дореволюционная ЕЛЦ России). Затем она распалась на две самостоятельных церкви (ЕЛЦ и ЕЛЦИР), признающие друг друга преемницами первой. Спустя время появляются третья (СЕЛЦ) и четвертая (ЕЛЦР), претендующая на тот же статус, что и две первых (пятая ЕЛЦ "Согласие" – пока не посягает на подобное положение). Вывод: либо эти новые группы считают себя единственными "настоящими" лютеранскими Церквями, либо мы имеем дело с группами современных донатистов. Воспринять ЕЛЦР серьезно – значит согласиться с дальнейшей профанацией лютеранства в России.

В-третьих, продолжение дробления немногочисленного российского лютеранства неминуемо вызовет его ослабление в целом. Заинтересованы ли мы во благе всей Церкви? Российских лютеран ждет либо локализация, маргинализация и смерть, либо централизация и жизнь. Входящие в ЕЛЦ региональные церкви и отдельные автономные общины сохраняют свои литургические и богословские особенности, так что единая сильная Церковь (при внутренней свободе отдельных входящих в нее общин и церквей, как в ЕЛЦ и ЕЛЦИР), лучше может отстаивать интересы лютеран самых разных национальностей и богословских предпочтений, нежели несколько слабых автокефальных групп. Признание новых лютеранских Церквей в России может быть оправдано только в том случае, если существующие в течение сотен лет российские лютеранские Церкви в действительности не являются таковыми. Но ЕЛЦ и ЕЛЦИР, многие члены которых происходят из семей, сохранивших веру в период гонений, знают о лютеранстве не только из переводных фундаменталистских книжек. Существует множество проблем, и церквями они постепенно решаются. Это тяжелый ежедневный труд, который скромно и нескандально совершается теми лютеранами, которые заинтересованы в благе всего российского лютеранства – в соответствии с вероисповеданием Евангелическо-Лютеранской Церкви: "....так как во всех семьях и во всех государствах должно путем взаимного служения [друг другу] взращиваться и лелеяться согласие, а спокойствие не может быть достигнуто, если люди не смотрят "сквозь пальцы" и не прощают некоторые ошибки промеж себя - поэтому и Павел заповедует, что должна быть любовь в Церкви, чтобы она могла сохранять согласие, сносить чрезмерно резкие манеры [кого-то из] братьев, если есть в этом нужда, не замечать отдельные незначительные ошибки, дабы Церковь не разлетелась на части и не подверглась расколу, и чтобы раскол не порождал вражды, ересей и разногласий" (Апология Аугсбургского вероисповедания, III, 111).


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования