Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
13 июля 17:44Распечатать

Роман Лункин. БЛАЖЕННЫЙ ПАТРИОТ. Скульптор Вячеслав Клыков – бесстрашный воин и певец мистического Русского Царства. К 40-му дню со времени смерти


11 июля исполнилось 40 дней со дня смерти президента Международного Фонда славянской письменности и культуры и лидера черносотенно-монархической организации "Союз русского народа", скульптора Вячеслава Клыкова.

Радикальные ксенофобские высказывания и приверженность монархическим идеям не являются редкостью в православной среде. Разговоры о том, кто, когда и кому продал Россию, ведутся на кухнях и в церковных притворах, и лишь редко становятся достоянием широкой общественности. Это происходит только тогда, когда в эмоциональном запале патриотический священник или писатель "проговаривается" о том, с какими врагами он борется на самом деле. Православный консерватор-националист по определению ждет своего часа, ждет либо перемены светской, либо церковной власти – тогда-то он разгуляется, придет время отомстить и построить на том, что останется от старого мира новую – Святую Русь.

Однако эволюция взглядов многих деятелей националистического движения позволяет говорить о том, что они находятся в состоянии вечного заговора. И ничто не способно удовлетворить стремление такого национал-патриота к победе всего великорусского, когда величие русского народа будет признано всеми остальными народами, которые еще останутся на поле патриотической битвы. Слишком недостижимы цели и высоки идеалы, а многие идеи непонятны современным россиянам.

С точки зрения исследования идеологии православного национализма – скульптор Вячеслав Клыков является фигурой уникальной. Он единственный, пожалуй, из всех околоцерковных деятелей, кто прямо, даже в лоб, минуя любые законодательные и этические ограничения, высказывал самые обскурантистские идеи. Клыкову было как будто бы было больше позволено, чем другим консерваторам – он мог, не боясь, рассуждать о том, как должна жить Русь. В этом отчасти заключается и секрет популярности покойного президента Международного Фонда славянской письменности и культуры и лидера черносотенно-монархической организации "Союз русского народа" Вячеслава Клыкова. Его патриотически идеи и акции по установке памятников русским героям оказывались созвучными для тех, кто во что бы то ни стало хотел увидеть другую Россию – патриархальную, смелую, рвущуюся в бой с врагами и молящуюся за Отчизну.

Какой же в некоторых своих мистических озарениях Вячеслав Клыков видел Россию? Иллюзорный мир Святой Руси включает в себя сказочную идею о всесильном земском царстве. Это идеальное русское государство совсем не похоже на Святую Русь и Китеж-град, как можно было бы ожидать. Патриотическое царство – это военная структура во главе с монархом. Например, именно маршал Георгий Жуков в рамках героической истории русского народа должен был стать прародителем новых русских царей. Вячеслав Клыков действительно предлагал избрать Царя из числа потомков Жукова и выражал надежду на то, что к этой монархической идее со временем придут Геннадий Зюганов и его сторонники. Ныне здравствующие ветви Романовых, по мнению Клыкова, не имеют по законам Российской Империи прав на императорский престол.

Воинственный характер будущего царства основан на необходимости полной изоляции России ото всего мира, так как, по мнению Клыкова, "Россия всегда была в окружении недоброжелателей, всегда, во все времена, начиная с самого зарождения российского государства, и до сих пор. В данном случае справедливы слова Александра Третьего, когда он говорил своему сыну, наследнику: "Запомни, сын, у России нет друзей. Самые лучшие ее друзья это армия и доблестный флот". И я думаю, слова его своевременны и по сей день" ("Эхо Москвы", интервью с В. Клыковым от 9 мая 2001 года). Россия не будет, по мнению Клыкова, постепенно добиваться, как многие западные страны, своего благосостояния. Клыков, ожидает в первую очередь, чуда: "Что касается "вертикального взлета"... Действительно, события в России будут развиваться по совершенно неожиданному сценарию. Не так, как просчитывают западные аналитики. Все произойдет совершенно нестандартно. Незаурядно" ((Интервью В. Клыкова газете "Завтра", 32(297), 10.08. 1999).

Уникальность России, по мнению Клыкова, да и многих других православных консерваторов, заключается в том, что она станет единственной страной, которая в полной мере осознает свое духовное, а не потребительское, предназначение. Первым шагом к величию станет покаяние. В резолюции "От покаяния к воскресению России" Всероссийского Большого Казачьего Круга на Красной Поляне, в котором 10 июля 2005 года как казачий генерал участвовал Вячеслав Клыков, прямо говорится о том, что "Этим спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом страшном грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди – в грехе бунтарства против самодержавной власти и убийства нашего Царя, Помазанника Божия". Казаки, рядовые патриоты и духовенство (казачью резолюцию подписали такие иерархи РПЦ МП, как архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков), архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) и епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан)), уверены в истинности своей апокалиптической миссии, в результате которой Россия превратится, по существу, в Царство Небесное на земле. В будущем "Русь покаявшаяся восстановит ту правду Божию, которою просветится весь мир". Вслед за св. прав. Иоанном Кронштадтским скульптор Вячеслав Клыков также мог бы сказать, что "я предвижу восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу".

Образ призрачного царства заставляет Вячеслава Клыкова искать врагов "русского народа" как вовне, так и внутри. Реальные противники делают и борьбу за само русское царство более реальной, а козни Запада против заговорщиков-патриотов в их воображении становятся столь масштабными, что вполне объясняют недостижимость их целей в ближайшем будущем. Борьба с национальным врагом является обязанностью каждого гражданина России. По словам Клыкова, "когда инородец, по сути дела гость, начинает хозяйничать на твоей земле, пренебрегая всеми законами гостеприимства, и более того, дерзает унижать и оскорблять наше русское национальное достоинство, фактически провоцируя нетерпимость и межнациональную рознь, тогда ответить на вызов для всякого русского человека является его долгом чести. Ибо в противном случае, он не может после этого считать себя сыном своего народа" (ИА REGNUM, 25.10.2005). В резолюции Всероссийского Большого Казачьего Круга на Красной Поляне, прошедшего 10 июля 2005 года, о врагах страны говорится следующее. Во-первых, каждый православный человек, по мнению всех принимавших участие в этом собрании, должен желать смены государственного строя в России, потому что нынешняя власть не менее безбожна, чем предыдущая – советская. По словам казаков и церковных деятелей, "страной правит небольшая кучка олигархов – воров и грабителей". Одним из первых в резолюцию включен пункт о борьбе с "лицами кавказской национальности", а также с более широким спектром национальностей: "Круг призывает казаков со всей России, объединить усилия по созданию единого фронта борьбы с моноэтническими группировками". Противниками процветания страны также, безусловно, являются США и НАТО, которым можно противостоять лишь совместными усилиями русского, украинского и белорусского народов. Об этом Вячеслав Клыков неоднократно заявлял на многих форумах, посвященных созданию Союза братских славянских народов. Однако и это еще не все. Существуют внутренние враги, которых можно побороть укреплением духовности и Единого Православия, то есть скорейшим объединением Московской патриархии с Зарубежной Церковью во главе с митрополитом Лавром.

Несмотря на популярность православного консерватизма в целом в церковной среде и авторитет самого Клыкова в народе, мистические идеи Вячеслава Клыкова и его соратников не позволяют этому ксенофобскому православному движению стать полноценной общественной силой. Дело в том, что Клыков не использовал методов идеологической или же политической борьбы, не старался донести до российских граждан какие-либо приземлённые социально значимые идеи. То есть даже самые радикальные и страшные призывы оставались "сказочными". Вячеслав Клыков не был прагматиком и политиком, таким, как например, один из его единомышленников депутат Госдумы РФ Александр Крутов.

Мировоззрение Вячеслава Клыкова состоит из эпических идей, не имеющих отношение ни к каким актуальным социальным или культурным проблемам. В рамках клыковского мышления современность и прошлое русского народа слиты воедино и неразличимы так же, как это бывает, когда ребенку читают на ночь сказку про рыцарей круглого стола или про воинов Чингисхана или про русских богатырей, которые воевали с татарами и победили их, воевали с хазарами и победили их, воюют с евреями и … И так можно продолжать до бесконечности, потому что желание слушать рассказы про подвиги с каждым новым рассказом не ослабевает, а только усиливается.

О каждом своем памятнике, поставленном в России или на территории Югославии, Вячеслав Клыков рассказывает увлеченно, стараясь показать, как велика когда-то была страна и народ, пытаясь вернуть историю. Как заметил Клыков в одном из своих интервью, "историю нельзя делить на куски, она непрерывна, так же, как непрерывна жизнь, тем более, жизнь народа или страны. Это наша история, наши победы и наши потери, это все наше, и мы должны переживать как или победу в собственном доме, или беду тоже, как в собственном доме, за все отрезки истории" ("Эхо Москвы", интервью с В. Клыковым от 9 мая 2001 года). Наиболее ярко как мистика и художника, рисующего современную историю древними красками, Вячеслава Клыкова характеризуют слова, сказанные в интервью газете "Завтра" по поводу установки памятника Илье Муромцу. Клыковский мир сам художник раскрывает так: "Я больше склонен доверять летописям и былинам, нежели изысканиям современных историков. В былинах и преданиях иногда содержится большая правда, чем в самой жизни. На протяжении десяти веков жила любовь к этому герою. Илья Муромец — воин, защитник, первый казак России, святой инок. В нем воплощен народный идеал. Ведь еще Достоевский сказал о том, что русский народ надо судить не по тому, каков он есть в реальности, а по тому идеалу, к которому он стремится". (Интервью В. Клыкова газете "Завтра", 32(297), 10.08. 1999). Талант художника и скульптора часто заключается в очень редком даре – воплотить самого себя в своих творениях. Идеал Клыкова действительно живет в его творчестве.

Большая часть памятников Вячеслава Клыкова – это эпос, герои которого живут в сознании художника-скульптора своей реальной жизнью. Адмирал Александр Колчак, памятник которому поставлен в Иркутске, боролся с врагами, которым "было легко убить помазанника Божьего императора Николая", развязавшими затем междоусобную смуту. Памятник царю-мученику Николаю Второму в подмосковном селе Тайнинское стал свидетельством жертвенности русского человека перед лицом беспощадных врагов. Памятник маршалу Жукову в Москве – символом победоносности русского народа, который одолел фашистов во время Великой Отечественной войны.

Даже памятники святым у Вячеслава Клыкова никогда не получаются до конца смиренными и спокойными. И преп. Сергий Радонежский (памятник в Радонеже, поставленный ещё в 1988 году), и святая великомученица великая княгиня Елизавета Федоровна (памятник ей стоит в Замоскворечье) скорбят и молятся за Родину, сопереживают соотечественникам, которые гибнут на поле брани или от рук безбожников. Святые Кирилл и Мефодий, стоящие на Славянской площади в Москве, несут веру и знание, ограждая крестом славянскую письменность и культуру.

Монумент святому преподобному Илье Муромскому в Муроме вообще похож на Родину-Мать в Волгограде – так воинственно Илья Муромец поднимает свой меч над головой, призывая следовать за собой. Попытка установить скульптуру князя Святослава Киевского в селе Холки Чернянского района Белгородской области вызвало громкий скандал. В память о 1040-летии победы русских войск над иудейским Хазарским каганатом Клыков, подписавший известное "Письмо 500" в Генпрокуратуру РФ о запрете еврейских организаций в России, изобразил древнерусского воина-всадника, повергающего в бою хазарского соперника. Лошадь всадника в проекте монумента Клыкова попирает не только воина, но и хазарский щит, где крупно и отчетливо изображена звезда Давида. Лишь протест еврейских организаций (в частности, Федерации еврейских общин России) заставил белгородские власти отложить церемонию открытия памятника и заявить о том, что областной градостроительный совет "отклонил эскиз памятника, предложив скульптору Вячеславу Клыкову убрать со щита хазарского воина шестиконечную звезду и внести коррективы в изображение князя".

Если идея о создании антисемитского монумента была замечена обществом, а его установка была отложена на неопределенный срок, то открытие антитатарского памятника никто не заметил. В июле 2005 года на территории Черемисиновского района на трассе Курск – Касторная был открыт памятник Голубцу, который является символом "вечного посрамления побежденного русскими татарского воинства" и позора поверженного татарского богатыря. Здесь в местечке Красная Поляна 12 июля 1709 года состоялось сражение, в котором курские ополченцы наголову разбили 100-тысячное ногайское войско Большого Улуса, шедшее на соединение с войсками шведского короля Карла XII, чтобы выступить против русичей, руководимых Петром I, в Полтавской битве. Голубец – каменный знак, поставленный после сражения на том месте, где были закопаны убитые татарские воины. В XVIII веке у Голубца еще была воткнута и голова самого сильного татарского воина. Открывая новый свой памятник у могилы посрамленных татар, Клыков говорил: "Нужно обязательно помнить историю своего государства, чтобы эта благословенная земля всегда оставалась свободной и могучей".

Однако, по сути, остается не до конца понятным вопрос о том, какова же роль Православной Церкви в историософской концепции Вячеслава Клыкова? Церковь как таковая у Клыкова также представлена героями, такими как преп. Серафим Саровский, митрополит Иоанн (Снычев) и т. д., которым Клыков ставил памятники. Вместе с тем, Церковь играет скорее вспомогательную роль в клыковском эпосе, выступая также в качестве обязательного исторического персонажа. Более того, совсем не Церковь и даже не Православие играют решающую роль в победах русских богатырей над татарами, хазарами и евреями. Самая значительная роль принадлежит просто Вере русского народа, которая обладает невиданной "духовной силой". Герои памятников Вячеслава Клыкова как бы говорят русским людям: "Да пребудет с Вами сила". Частный вроде бы факт того, что Московская патриархия запретила проводить съезд "Союза русского народа", лидером которого Клыков является, в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя 21 ноября 2005 года, свидетельствует о том, что радикальность высказываний многих сторонников Клыкова и критика власти (членами "Союза русского народа" являются также, к примеру, депутаты Госдумы РФ Сергей Бабурин и Сергей Глазьев) пугают священноначалие Московской патриархии.

Для сказочных героев, также как и для реальных, любые рамки, а тем более, церковные, являются тесными. Вячеслав Клыков стремился на простор безбрежной русской истории, где правят цари, царицы, воюют богатыри и бравые казаки, а святые подвижники отмаливают народные грехи и предупреждают о нападении видимых и невидимых врагов. Это, прежде всего, дорога православного юродивого, говорящего о заговорах и страшных врагах, обвиняющего и карающего, говорящего о святости и тут же убивающего врага в своём творчестве. Реальным противником, достойным смерти, для него может оказаться не только еврей, но и русский, так как к русскому человеку, поддерживающему "фальшивый и развращающий либерализм", отношение намного хуже, чем к еврею.

Путь Вячеслава Клыкова был намного более труден, чем путь обычных безответственных националистов, потому что он искал героический образ Русского Царства. В современной России очень многое противоречит этому образу, ломает его, почти не оставляя надежды на возвращение к нему. Этот разрыв с эпической патриархальной Русью рождает творческий надрыв и ревность о собственном народе и истории, которые были у Вячеслава Клыкова. И не стоит искать логику и пытаться рационально объяснить все противоречия, творчество и идеи человека, который уже в земной жизни ощущал себя гражданином града Китежа.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования