Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 июня 17:13Распечатать

Иван Воробьев. РАСКОЛ БЕЗ РАСКОЛА - ТАКОЕ БЫВАЕТ?


В "Символе веры" сказано, что Церковь едина. По учению церковному, когда нарушается единство веры, происходит раскол. Самый известный случай — Великий раскол 1054 года, ознаменовавший окончательное догматическое и каноническое разделение православного Востока от римо-католичества. Церковные каноны (содержащиеся в "Кормчей Книге") определяют такую ситуацию как утрату благодати отпавшим сообществом. Православная точка зрения была в том, что "латиняне" отпали от Церкви, а сами латиняне считали в свою очередь схизматиками византийцев, русских, сербов и другие Православные поместные Церкви.

Но в истории Церкви бывают ситуации, когда единство веры сохраняется, и происходит только внешнее, административное разделение, когда разрыв общения не влечет за собой потерю благодати одной из сторон. Что происходит тогда, и много ли было таких случаев, чтобы считать эту ситуацию регулярной.

Приведем любопытный список, составленный православным историком из Англии Владимиром Моссом.

Вот некоторые примеры разделений, при которых сохранялось единство веры и каждая из сторон имела своих признанных Церковью святых:

1.  Разделение между царствами Израиля и Иуды в Ветхом Завете. Хотя ясно, что Иуда был из них двоих "более прав", на сервере также сохранялись истинные пророки, например Илия и Елисей.

2.  Разделение между апостолами Петром и Варнавой в "Деяниях апостольских". Хотя это и было острым несогласием, которое привело к действительному разделению между апостолами, я думаю, большинство согласится, что это не было расколом (схизмой).

3.  Разделение между Римской Церковью при папе Викторе и малоазийскими Церквами по поводу даты празднования Пасхи в конце II в.

4.  Разделение внутри Римской Церкви между папой Каллистом и его преемниками и св. Ипполитом в начале III в.

5.  Разделение между Римским престолом и Африканской Церковью при папе Стефане и св. Киприане Карфагенском в III в.

6.  Разделение в Антиохийской Церкви между св. Мелетием и пресвитером Павлином в IV в. Св. Василий Великий и свт. Афанасий находились на разных сторонах в этом конфликте.

7.  Разделение между св. Феофилом Александрийским (вместе с поддержавшим его св. Епифанием Кипрским) и свт. Иоанном представляет собою несколько более сложный случай, и сама история свт. Иоанна в совремемнной патрологической науке весьма по-разному интерпретируется.

8.  Разделение между Кельтскими и Англо-саксонскими Церквами в VI—VII вв. по поводу дня празднования Пасхи. После собора в Уитби в 664 г., который решил дело в пользу англо-саксонской (византийской) даты, св. Феодор Грек, ариеп. Кентерберийский приказал отноститься к кельтским христианам как к раскольникам. Ок. 784 г. все Кельтские Церкви приняли византийскую Пасхалию.

9.  Разделение между св. Вилфредом, митрополитом Йорка и остальной частью Английской Церкви в VII—VIII  вв. Св. Вилфред возражал против деления своей епархии без его согласия и подал жалобу в Рим, где три раза он получал поддержку. Тем не менее, св. Вилфред так и не получил назад всю свою епархию. Впоследствии спор был улажен благодаря дипломатии св. Эркенвальда, еп. Лондинского.

10.  Разделение между св. Феодором Студитом и св. Никифором в IX в.

11.  Разделение между св. Фотием и св. Игнатием в IX в.

12.  Разделение между свв. патриархами Константинопольскими Николаем Мистиком и Евфимием в начале Х в. вплоть до Объединительного Собора в 920 г. по поводу "четверобрачия". Во время этого разделения образовались две противоположные иерархии, оспаривлись церковные здания и т. д.

13.  Разделение между арсенитами и Вселенским Патриархатом в XIII—XIV вв. Разделение было улажено, когда арсениты были приняты в общение Патриархатам безо всякого чина принятия.

14.  Разделение между пятью митрополитами и остальной частью Константинопольского Патриархата уже тогда, когда арсенитская "схизма" была уврачевана, т.е. в 1310 гг. Среди "диссидентов" был, по крайней мере, один святой – Феолипт Филадельфийский, первый духовный отец св. Григория Паламы.

15.  Разделение между Вселенским Патриархатом и Сербской Церковью в XIV в.

16.  Разделение между Русской Церковью и Вселенским Патриархатом в XV—XVI вв. До конца XV в. разделение тогда не мотивировалось отпадением Вселенского Патриархата в унию на Флорентийском Соборе, хотя иногда историки представляют дело таким образом. Действительно, единственным каноническим документом, свидетельствующим об общении, был Томос о даровании автокефалии Русской Церкви 1589 г., но в документах с конца XV в. к византийским церковным властям обращались как к слвершенно православным.

17.  Разделение между св. Арсением Фаросским и Вселенским патриархатом в XIX в. Хотя св. Арсений и был анафематствован Патриархатом, его останки были обретены нетленными и впоследствии он был канонизирован.

18.  В конце XVIII в. возникло разделение, вызванное Колливадами.

19.  Разделение между всей государственной Церковью Греции и Вселенским Патриархатом в XIX в. Этот раскол был рарзрешен в 1852 г.

20.  Разделение между Вселенским Патриархатом и Болгарской Церковью в 1872 г. Греки анафематствовали болгар за филетизм, и раскол продолжался до 1945 г. В дореволюционной России к представителям Болгарской Церкви применяли дипломатический протокол, выработанный для армян, как сообщает граф Ламсдорф, министр иностранных дел при Александре III. РПЦЗ находилась в общении с обоими сторонами. Мощи одного из анафематствованных болгарских иерархов, Климента Тырновского были обретены нетленными.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на внешнее разделение, обставленниое иногда весьма плачевными обстоятельствами, Церковь канонически пребывала единой, и слово раскол здесь применяется не в строго терминологическом смысле, и термин "разделение" будет применять корректнее. Остается много исторических и канонических вопросов, но разрешение их – дело дотошного и кропотливого исследования.  


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования