Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
07 июля 20:03Распечатать

Людмила Полей, Владимир Волынский. О ЧУДЕ, АНГЛИКАНАХ И НАГРАДЕ ЗА ТЕРПЕНИЕ. Религиозное кино на XXVIII Московском кинофестивале


Довольно широкую программу фильмов на религиозные темы представил недавно завершившийся XXVIII Московский международный кинофестиваль. Один из них "Уроки вождения" – даже завоевал сразу три приза. (Может быть потому, что в жюри было несколько человек, причастных религиозной теме: сам председатель Анджей Жулавский - автор ряда картин на религиозно-философские темы, Джули Кристи – в прошлом учащаяся католической школы, актер и режиссер Реми Жирар, сыгравший главного героя в фильме "Иисус из Монреаля").

Специального "Золотого Георгия" – вторую по значимости среди фестивальных призов награду, а также приз зрительских симпатий и приз за лучшую женскую роль, достался Джули Уотерс. Она сыграла роль пожилой актрисы, что спасает юного героя (в его роли снялся Руперт Гринт – тот самый, что играл лучшего друга Гарри Поттера в знаменитом сериале) от объятий Англиканской Церкви, открывая ему объятия – нет, не свои, конечно, Боже упаси – а сего бренного мира. Воистину! Что же хорошего быть...деревом на сцене в пьесе на библейскую тему, которую, вдобавок ставит твоя собственная насквозь клерикальная – святей Папы Римского – мама. Клерикальная-то она клерикальная, а в машине мужа-священника(!) любовью с бойфрендом занималась, что сын и подсмотрел. Чтобы юноша не подсматривал и не занимался сублимацией чувств в свободное от посещений богослужений время, Эви Уолтон (так зовут экстравагантную героиню Джули Уотерс) предлагает своему юному другу, сбежавшему из провинции в Лондон, самый что ни на есть настоящий "реал". В результате веснушчатый подросток оказывается в постели с...нет, не Мадонной, конечно, но с вполне ничего себе миссис. После вечеринки в ночном клубе, после выпитого, после разбушевавшихся на всю катушку психоделических децибеллов. Ну, словом, так, как оно всегда и бывает в такого рода ситуациях. В общем, есть в фильме Джереми Брока что-то и от знаменитого романа "Гарольд и Мод", но только без грустного конца, а что-то и от известной "саги" Голсуорси про пуританскую мораль Альбиона, что "терпит крах" уже не первое столетие и все никак не рухнет в борьбе с самой собой и под натиском всеуничтожающего секуляризма. Геронтороман, как забавно назвал жанр картины один из популярных журналов. Правда, никакой не только драмы, но и даже самой малюсенькой мелодрамы, связанной с возрастом отставной лицедейки в исполнении Джули Кристи, в фильме не видать. Развлекается себе старушка с малолетком, учит его машину водить в свободное от своих возрастных проблем время. Может быть, и сбудется, наконец, мечта подростка – станет он, наконец, водителем двухэтажного автобуса...

К сожалению, в конкурсной программе не участвовали два фильма, показанные на фестивале – "Странник" и "Остров". Они демонстрировались лишь по одному разу в рамках ретроспективы отечественного кино. А жаль, что не участвовали. Не миновать бы им призов. Как маститому Павлу Лунгину, так и дебютанту в игровом кино Юрию Карандашову.

Картина "Странник" Юрия Карандашова – сравнительно молодого еще режиссера с берегов Невы, снимавшего документально кино про буддизм ("Обратная сторона Земли") и про православие ("Поп и приход") - первый опыт ученика Алексея Германа в полнометражном кино. И весьма удачный. Вообще, вспоминая недавно увиденную программу художественных дебютов на "Золотом Витязе" и посмотрев фильм Юрия Карандашова, приходишь к приятному выводу, что "слишком уж бранят нынешнюю молодежь" (как говаривал герой пьесы Островского отставной генерал Крутицкий), "а, ведь, и среди них встречаются..." Встречаются – и еще как!

Снятый в манере "скрытого" полудокументального-полухудожественного кино, фильм Ю. Каранадашова повествует о чуде. Удивительное рядом? Да, но... Но если ты готов принять чудо, если рядом с тобой оказываются те, кто к чуду готов, наконец, если ты сам можешь стать его источником. Герой "Странника" - юродивый, потерявший всех на этом свете, вначале лишь на ощупь ищет пути обретения своего места в мире, ищет, теряя, ставшего ему самым близким духовного наставника. Но именно потери, и именно умирание его для мира дольнего открывают ему путь в горний мир, путь к чуду. И тогда на его пути не может не встретиться тот, которому это чудо необходимо, для которого лишь оно одно спасительно. Мальчик, страдающий неизлечимой болезнью, спасти которого можно лишь странным (с нашей, но не с его, точки зрения ) действием. Кто-то должен вылить на умирающего отрока кувшин с ледяной водой. Абсурд?.. Кто-то, быть может, скажет просто – глупость, блажь... Ну, а как же идея "Жертвоприношения" Тарковского, идея жертвы Александра, принесенная им во имя спасения всего мира?.. Да просто идея из святоотеческого предания?..Странник – тот же современный сталкер – спасает мальчика, смиренно решившись исполнить его желание. И отрок будет спасен.

О чуде - и "Остров". В нем соединились две ярких личности. Соединились на далеком северном острове Кемь, чтобы снять историю о монахе. Павел Лунгин - уже давно живущий в большой парижской квартире русский режиссер - и Петр Мамонов - столь же давно живущий в российской Богом забытой деревне русский рок-музыкант и актер, лишь изредка приезжающий в Москву, чтобы сыграть в одном-единственном спектакле. История о человеке, что ушел от мира, дабы искупить вину - страшный грех предательства, из-за которого в начале Великой Отечественной войны погиб его друг. Предав брата, герой фильма навсегда остается в тех местах, где случилось предательство, дабы монашеским подвигом искупить свой грех. Умерший для мира, он спит на углях и не боится заразиться угарным газом. Мироощущение отца Анатолия абсолютно иное, чем даже у подвизающихся рядом с ним монахов (Павел Сухороков и Дмитрий Дюжев). Впрочем, так, ведь, наверное, и должно быть у подлинного харизматика – ведь отцу Анатолию дан дар – молитвами лечить людей и предсказывать будущее. Кстати, П. Лунгин с самого начала хотел, чтобы главную роль в фильме играл именно П. Мамонов – никого другого он в этом образе просто не видел. Однако органика картины чувствуется не только в игре П. Мамонова, но и в актерской манере Сухорукова и Дюжева, представляющих разные стороны современного русского (да только ли современного?) монашества - "три веры в Бога", как сказал сам режиссер - и в съемочной натуре фильма, и в самом его духе. П. Лунгин не раз уже подчеркивал особую атмосферу, которая царила во время работы над картиной. Вера отца Анатолия позволит ему, как и герою "Странника", сотворить чудо. В финале картины погибший по его вине человек окажется жив. И зрителю в данном случае будет абсолютно неважно - как же это так - то умер, а то вдруг жив? Дело в другом – в том, что невозможное человеку, как известно, возможно Богу, который действует через своего избранника. Скажут – ну это когда-то, в те же святоотеческие времена, у "отцов- пустынников"... А что изменилось по существу?.. Необходимы лишь решимость (о которой говорил святой Серафим Саровский) да тот самый "огнь желанья", что у Тарковского-старшего в стихах, та самая харизма, что была у маленькой героини "Старлкера", способной общатьс с так называемой "неживой" природой. А впрочем, ведь, "на свете смерти нет"...

И еще одно. В прологе к гениальному "Зеркалу" юноша избавляется от немоты – от молчания – прежде всего, не усилием воли, а желанием откликнуться на свое предназначение свыше – говорить. Кажется, что и оба режиссера – и знаменитый Павел Лунгин, и мало кому известный (пока) Юрий Карандашов – решились именно сказать - не о маргинальном, не о преходящем, а о том, что волнует всегда, даже и в наш секулярный и вообще не задумывающийся по преимуществу век. И, быть может, это творческий подвиг.

Ну а подвигом терпения можно было бы назвать 13-летнее ожидание творческой группы фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" его публичного показа, который стал, без сомнения и самым громким и самым труднодоступным событием фестиваля. Показа смонтированного рабочего варианта картины. Правда, почему все-таки экранизация в течение стольких лет не дошла до зрителя - так и осталось неясным. Говорят, что из-за неких проблем с продюсерами. Во всяком случае, полторы тысячи счастливцев, что по особым приглашениям попали на просмотр в кинотеатр "Октябрь", подверглись трехразовому досмотру на предмет отсутствия копировальной аппаратуры. Но и были вознаграждены присутствием в зале Анастасии Вертинской, весьма редко появляющейся на публичных мероприятиях, Николая Бурляева, Сергея Гармаша, и, конечно, самого Юрия Кары и других звезд, снимавшихся в фильме. В фильме, который, следуя канве тексту булгаковского романа, замечателен и своей режиссурой, и операторской работой, и, разумеется, музыкой Альфреда Шнитке, специально написанной для фильма. И, прежде всего, кажется, образом Иешуа, созданным Николаем Бурляевым. Все же артист сыграл, прежде всего, не булгаковского персонажа, а самого Христа. Впрочем, когда, наконец, фильм выйдет на широкий экран так и осталось под вопросом.

Зато когда пройдет следующий фестиваль - все знают. В 2007 году, и как всегда - в июне. А вот как будет представлено на нем религиозное кино - покажет время. Доживем до следующего июня.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования