Люблю большие общественные скандалы - они всегда оказываются моментами истины. Всемирный скандал вокруг "Кода да Винчи" стал идеальным доказательством того, что все разговоры о войне цивилизаций - бред сивой кобылы в лунную ночь (привет Гекате). Все поклонники мировых религий согласятся со мной, что религии и Церкви, помимо прочего, выражают культурную суть сформировавшихся цивилизаций. Следовательно, если консервативные круги основных мировых религий и Церквей (вишнуиты, шииты, сунниты, католики, православные и др.) совместно выступают против "десакрализации", проводимой секулярными либералами, то, значит, линия фронта проходит между либерализмом и романтическими консерваторами большинства локальных цивилизаций. Последней войной цивилизаций были греко-персидские войны. Даже крестовые походы были не противоборством креста и полумесяца, но столкновением подражающих друг другу рыцарских орденов (франки чуть лучше относились к женщинам, а мавры - к евреям). Философия же обеих цивилизаций равно покоилась на преклонении перед Аристотелем и Платоном. И мусульманская, и иудео-христианская цивилизации равно базируются на ионической (иначе - аристотелевой) логике исключения третьего, образуя общий "Запад". И сейчас бинарная логика всех цивилизаций "первого осевого времени" пассионарно восстаёт на плюралистическо-гуманистическую философию постмодернизма. С одной стороны – те, кто отстаивает монополию Церкви на интерпретацию духовной истории. С другой – американо-французский культурный альянс. С выходом на экраны фильма "Код да Винчи" стало очевидно, что половина американской культуры (та, что против Буша, т.е. Голливуд и университеты Восточного побережья) и французская культура (та, что позиционирует себя как наследницу Просвещения и квинтэссенцию западно-европейской культуры) – суть одно, единый леволиберальный полюс североатлантической цивилизации. При этом бушевский неоконсерватизм, будучи идеологически непривлекателен, торит своим демократическим глобализмом дорогу своему главному западному антагонисту - левому либерализму. Проблема в том, что мировые религии несли и хранили "коды" своих цивилизаций. Но в Европе роль носителей кодов постепенно перешла к художественной культуре: в России - к роману, в Западной Европе - к живописи. А сейчас всё перешло к року, кинематографу и телевидению. Только в исламе и индуизме религия сохранила функцию главного носителя цивилизационного кода. Став частью культуры, религиозные смыслы культурой переосмысляются и интерпретируются. Фундаменталистское ядро каждой цивилизации против этого восстаёт, а поскольку убеждать не получается – прибегает к насилию. Если на собственный погром ресурсов не хватает (киносеть "Формула кино" – не музей Сахарова, тут за идейно выдержанное хулиганство можно получить по первое число), то пронзительно взывают к прокуратуре. Я, честно говоря, не понимаю, чем обесценятся Заповеди Блаженства (Нагорная проповедь), если кто-то из зрителей фильма, не слишком-то и убедительного, поверит, что у их Автора "была дочь". Почему тысячелетняя полуофициальная французская монархическая легенда о происхождении Меровингов так потрясает умы и нравы сегодня?! Не развитие ли это в современном фундаментализме идей "Евангелия гностиков", еще одного бестселлера этого года, ставшего известным, как и "Евангелие от Иуды", с его резким отторжением материального мира и мечтой о казни, которая только и освободит Спасителя от бремени тела и которую может приблизить только вернейший из апостолов своим инсценированным доносом. |