Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 мая 19:43Распечатать

Раввин Авраам Шмулевич. ШЕСТЬДЕСЯТ ЦАРИЦ. 60 мицвот (заповедей), которые должен в повседневной жизни соблюдать каждый еврей


Имеется расхожее мнение, что иудаизм – "сложная религия", поскольку евреи обязаны в повседневной жизни соблюдать 613 заповедей, а такое огромное количество сложных предписаний не то что соблюсти, даже запомнить нормальный человек не в состоянии. Вот даже московская журналистка Елена Супонина, заведующая Международным отделом газеты "Время Новостей" – вообще-то один из лучших в российских СМИ знатоков ближневосточной тематики – пишет, сравнивая ислам и иудаизм: "Наконец, надо соблюдать все 613 заповедей Торы, и я помню, как возле женской половины Стены Плача в Иерусалиме меня остановили две дамы, раздающие книжечки с этими заповедями: "Так вы не еврейка? О! Тогда вам в некотором роде повезло. Вам достаточно исполнять всего семь предписаний. Верните, пожалуйста, книжечку. Возьмите этот листочек". Ислам доступнее, чем иудаизм. И даже чем христианство".

Не знаю уж, что за женщины ей попались. Но, в действительности, число предписывающих мицвот (заповедей), которые должен в повседневной жизни соблюдать каждый еврей, составляет 60. Вот их перечень из предисловия Рамбама к его "Сефер-ха-мицвот" ("Книге заповедей") – подробному перечню всех мицвот. Именно на основе этого кодекса строятся все перечисления заповедей Торы (перевод Александра Каца, "Швут ами"):

"Всматриваясь в приведенный перечень заповедей, мы увидим, что среди заповедей есть такие, выполнение которых возложено не на отдельного человека, а на всю общину Израиля, например, заповеди построить Храм, поставить над народом царя, истребить потомство Амалека (заповеди "делай" 20,173,188) и т. п.

Есть также заповеди, хотя и обязывающие отдельного человека, но только в том случае, если он совершит определенный поступок или окажется в определенной ситуации, - таковы, например, заповеди о жертвах, приносимых за невольные прегрешения (заповеди "делай" 68-72) или за умышленные грехи (заповеди "делай" 71-72). Однако, человек может прожить всю жизнь, не совершить ни одного из таких поступков и не оказаться в ситуации, когда он обязан выполнять эти заповеди.

И к подобным заповедям также относятся законы, приведенные нами, - например, законы о рабе-еврее, рабыне-еврейке и рабе-иноземце (заповеди "делай" 32-235), законы о "безвозмездно принявшем на хранение" и о "взявшем вещь взаймы" (заповеди "делай" 42, 244) и другие, упомянутые выше. Может случиться, что человек проживет всю жизнь, ни разу не столкнувшись с этими законами, и он не будет обязан выполнять эти заповеди.

И есть заповеди, которые выполняются только, когда существует Храм, например, принесение праздничных жертв и жертв всесожжения (заповеди "делай" 52-53), заповедь собирать весь народ по истечении субботнего года (заповеди "делай" 6) и некоторые другие, приведенные в перечне.

И есть заповеди, которые обязаны выполнять только обладатели земельных наделов, например, заповеди об отделении установленных частей от нового урожая, десятин и трумот, а также заповеди о выделении даров коэну и доли урожая для бедных: лекет, пэрет , шихеха, пэа и олелот (см. заповеди "делай" 20-136). И если у человека нет земельных владений, то он не обязан выполнять эти заповеди; и, возможно, за всю свою жизнь не сможет выполнить ни одну из них.

Однако благотворительность (цедака) не относится к таким заповедям, потому что заповедь о цедаке обязан выполнять даже бедняк, сам живущий на благотворительные пожертвования, как мы разъясняли (заповеди "делай" 95). Итак, существуют заповеди, которые непременно обязывают каждого человека — в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, например, заповеди о цицит и тфилин (заповеди "делай" 12-14) или соблюдение шаббата (заповеди "делай" 54). Заповеди этого типа называются "заповедями, которые обязывают каждого", поскольку они обязывают любого еврея, достигшего совершеннолетия, - в любую эпоху, в любой стране и при любых обстоятельствах, как мы указали.

И, просматривая эти 248 заповедей "делай", мы обнаружим, что 60 из них относятся к заповедям, обязывающим каждого еврея, который подобно большинству своих собратьев живет в доме, вкушает общепринятую среди людей пищу, например, хлеб или мясо, вступает в деловые отношения с другими людьми, женится, производит детей и т. д.

И вот эти 60 заповедей, в том порядке, как они приведены нами в самом перечне заповедей (в скобках указан номер заповеди в списке "Книги заповедей". Стоит еще отметить, что порядок заповедей в списке не говорит о степени их важности - А.Ш.):

1. Первая - верить в Б-га.
2.
Вторая - верить, что только Он - Б-г.
3. Третья любить Б-га.
4. Четвертая - трепетать перед Ним.
5. Пятая - служить Ему.
6. Шестая - "прилепиться" к мудрецам Торы.
7. Седьмая - клясться Именем Б-га.
8. Восьмая - уподобляться Ему в меру наших возможностей.
9.
Девятая - освящать Имя Б-га.
10. Десятая – читать молитву "Шма Исраель" ("Слушай, Израиль ").
Десятую заповедь женщины не обязаны выполнять.

11. Одиннадцатая изучать Тору.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

12. Двенадцатая - налагать тфилин на голову.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
13. Тринадцатая - налагать тфилин на руку.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
14. Четырнадцатая - делать кисти (цицит) на краях одежды.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
15. Пятнадцатая - устанавливать мезузы на косяках своего дома.

16. Восемнадцатая - написать свиток Торы.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.
17. Девятнадцатая - благословение после еды с хлебом.

18. Двадцать шестая - биркат коаним (коэнское благословение).
Эту заповедь выполняют только коэны мужского пола.

19. Тридцать вторая - почитать коэнов.
20. Пятьдесят четвертая - веселиться в праздники.
21. Семьдесят третья - исповедоваться перед Б-гом.
22. 94-я - выполнять принятые на себя обязательства.
23. 143-я - передавать коэнам часть от зарезанного скота.
24. 146-я - шхита.
25. 147-я - покрывать кровь после шхиты.
26.149-я - признаки кашерности скота.
27. 150-я - признаки кашерности птиц.
28. 152-я - признаки кашерности рыб.
29. 154-я - отдыхать в Шабат.
30.155-я - освящать Шабат.
31. 156-я - устранять квасное на Песах.
32. 157-я - рассказывать об исходе из Египта в ночь седера.
33. 158-я - есть мацу в ночь седера.
34. 159-я - отдыхать в первый день Песаха.
35. 160-я - отдыхать в седьмой день Песаха.
36. 161-я - вести счет дней омера.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.

37.162-я - отдыхать в праздник Шавуот.
38. 163-я – Отдыхать от работы в Рош а-Шана (Новолетие).
39. 164-я - поститься в Йом киппур (Судный день).
40. 165-я - Отдыхать от работы в Йом киппур "(Судный день).
41. 166-я - Отдыхать от работы в первый день праздника Суккот.
42.167-я - Отдыхать от работы в праздника Шмини ацерет.

 43. 168-я - жить в сукке (шалаше) семь дней праздника Суккот.
Женщины не обязаны выполнять эту заповедь.
44. 169-я - возносить лулав в Суккот.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

45. 170-я - слушать шофар в Рош а-шана.
И эту заповедь женщины не обязаны выполнять.

46. 172-я - подчиняться повелениям пророков.
47. 175-я - следовать за большинством в суде.
48. 184-я - делать ограждение на крыше дома.
49. 195-я - давать пожертвования бедным.

50. 197-я - давать взаймы бедным.
5
1. 206-я - любить других евреев.
52. 207-я - любить геров (прозелитов, принявших иудаизм).

53. 208-я - выверять весы.
54. 209-я - почитать мудрецов.
55. 210-я - почитать отца и мать.
56. 211-я - трепетать перед отцом и матерью.
57. 212-я - плодиться и размножаться.

И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять.
58. 213-я - совершать киддушин (церемонию бракосочетания).
59. 214-я - оставаться мужу с женой в первый год супружества.
Эту, 214-ю заповедь, выполняют только мужчины.
60. 215-я - делать обрезание.
И эту заповедь выполняют только мужчины.

Вот те 60 заповедей, которые обязан выполнять каждый. Среди них 46 заповедей, которые обязаны выполнять также женщины, а от выполнения 14 из них женщины освобождены.

А запомнить, что обязательных для всех заповедей именно 60, тебе поможет стих "Их шестьдесят цариц..." (Шир а-ширим (Песнь песней) 6:8). Запомнить, что от 14 из них женщины освобождены, помогает слово "яд" (на иврите "рука"; числовое значение (гиматрия) его - 14) из стиха "Ослабела их рука..." (Дварим 32:36). Или можно запомнить, что 46 из этих заповедей обязательны и для женщин, с помощью стиха "...Ради крови завета..." (Зехарья 9:11), т. к. числовое значение слова бэдам (ради крови) - 46, это и есть количество заповедей, которые завет со Всевышним обязывает выполнять каждую женщину".

Надо полагать, не все заповеди из этого списка одинаково понятны читателю. Приведем более подробные разъяснения некоторых из них, по тексту самой "Книги заповедей" Рамбама:

"7-я заповедь клясться Именем Б-га. - повеление давать клятву Его Именем, да будет Он превознесен, когда необходимо подтвердить истинность своих слов или опровергнуть слова другого, ибо этим возвеличивается Его Имя, да будет Он превознесен, и в этом выражается Его слава и превосходство. И об этом Его речение: "И Его Именем клянись" (Дварим 6:13;10:20). И, разъясняя это, говорили наши мудрецы (Швуот 356): "Тора сказала: "Его Именем клянись" и Тора сказала: "Не клянитесь Моим Именем!" (Ваикра 19:12)". Имеется в виду, что Тора как предостерегает от напрасной клятвы - и это заповедь "не делай" (заповедь Не Делай № 62), так и повелевает давать клятву в минуту необходимости, и это заповедь "делай".
И поэтому не разрешено клясться одним из Его созданий, например, именами ангелов или небесных тел. Но допускается клятва, в которой как бы упущено Его Имя. Например, человек клянется: "Это верно, как то, что существует Солнце", но имеет в виду: "Это верно, как существование Б-га, сотворившего Солнце". И подобным же образом клянется наш народ именем нашего учителя Моше, гордясь им, но подразумевает клянущийся: "Б-гом Моше", "Тем, Кто послал Моше". Но если клянущийся не имеет этого в виду, а клянется одним из Его созданий, исходя из представления, что оно само по себе обладает подлинным существованием - до такой степени, что его реальностью можно клясться, - такой человек грешит, уравнивая сотворенное с Именем Небес. И о таком человеке сказано (Санхедрин 63а): "Каждый, кто уравнивает сотворенное с Именем Небес, будет выкорчеван из Вселенной". И это имеет в виду Писание, говоря: "И Его именем клянись". Т.е. только в Его существование верь и только к Его существованию относись как к подлинной реальности, которой возможно клясться.
И сказано в начале трактата Тмура (36): "Откуда мы видим, что тот, кто клянется, выполняет заповедь Торы? Из стиха: "И Его Именем клянись".

Надо, однако, отметить, что многие "ришоним" - религиозные авторитеты одного с Рамбамом времени и уровня (например Рамбан, Ритва, Рашба) не согласны с Рамбамом в том, что имеется такая мицва. Не включил эту мицву и Йосеф Каро, составитель "Шульхан аруха".

Может возникнуть вопрос, является ли любое обещание по сути дела клятвой? Т. е. если я говорю: "Обещаю это сделать завтра" – клятва ли это с точки зрения Галахи? Ответ – нет, не о таком обещании говорит Рамбам. Клятва - это именно клятва Именем Б-га.

Вот еще из "Сефер-ха-мицвот" относительно клятв:
"61-я заповедь - запрещение преступать слова клятвы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не клянитесь Моим Именем ложно" (Ваикра 19:12).
Имеется в виду так называемая "изреченная клятва" (швуат битуй), когда человек клянется совершить какое-либо действие, не запрещенное Торой, или, наоборот, клянется не совершать это действие. Мы обязаны выполнять подобную клятву и нам запрещено ее нарушать, как написано: "Не клянитесь Моим Именем ложно".
В трактате Швуот (21а) сказано: "Что такое "ложная клятва"? Это клятва, противоречащая совершившимся фактам (например, человек поклялся: "Я не ел этого", - а сам ел)". И там же исправляют это определение: "Скажем, что это клятва, отвергаемая последующим действием", - например, человек клянется совершить определенный поступок, а в действительности совершает действия, противоречащие своей клятве. И там же, в третьей главе трактата Швуот, и в трактате Тмура (36) разъясняется, что ложная клятва - это нарушение и невыполнение швуат битуй (изреченной клятвы).
И далее (там же) мудрецы Талмуда исследуют, может ли быть ложная клятва, за которую наказывают бичеванием даже в том случае, когда нарушитель не совершил никакого поступка, противоречащего своей клятве. И сказано: "Если человек поклялся, что не будет есть данную еду, а сам съел - тут есть поступок, отрицающий клятву. А если он поклялся, что съест, но пока не съел - разве в таком случае наказывают бичеванием (ведь, возможно, он еще съест)?" И, в конце концов, в результате анализа вариантов, мудрецы приходят к выводу, что такая ложная клятва будет в случае, "если человек поклянется: "Я съел это", а на самом деле, не съел" (т. е. мы видим, что ложная клятва может относиться и к уже совершенному действию, и к действию, которое только предстоит совершить).
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а невольно преступивший запрет приносит жертву, зависящую от достатка согрешившего, как разъяснено в 72-ой заповеди "Делай". И так сказано в третьей главе трактата Швуот (21а): "За умышленное невыполнение "изреченной клятвы" нарушитель карается бичеванием, а в случае невольного нарушения клятвы он обязан принести жертву, зависящую от его достатка". И там же разъяснены законы, связанные с выполнением этой заповеди.
И знай, что хотя мною сказано: "Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием", это вовсе не значит, что существует какое-то преступление, за совершение которого наказывают бичеванием, даже в случае, если оно было совершено неумышленно. Но знай: в любом месте, где я говорю, что за то или иною преступление наказывают бичеванием, всегда имеется в виду только случай, когда преступление было совершенно при двух свидетелях, предупреждавших преступника о запретности его действия, т. е. при соблюдении тех условий, которые разъясняются в трактате Санхедрин (21б). Но если человек нарушил запрет неумышленно, если он был принужден к этому силой или был введен в заблуждение, он не наказывается за это вообще - ни бичеванием, ни каретом, и, уж тем более, его не приговаривают к смертной казни. Пойми этот принцип - он относится ко всем заповедям.
Однако в комментарии к некоторым заповедям мы все же уточняем и говорим, что умышленно нарушивший данный запрет карается бичеванием или смертью, - и это в тех случаях, когда неумышленно нарушивший запрет должен принести жертву, ведь жертва приносится далеко не за все неумышленные грехи.
Если же сказано просто, что нарушитель данного запрета карается, согласно приговору суда, бичеванием или смертной казнью всегда имеется в виду, что преступление было совершено при свидетелях, предварительно предостерегших преступника, ведь это предостережение служит именно для того, чтобы отличить умышленное преступление от неумышленного. Пойми это, и не жди от меня дополнительных разъяснений по этому поводу".
"62-я заповедь - запрещение клясться напрасно, и об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Не произноси Имени Ашема, своего Б-га, попусту" (Шмот 20:7). Имеется в виду клятва, противоречащая реальности (например, в середине дня человек клянется, что сейчас ночь), клятва, подтверждающая существование того, что не может существовать, а также клятва, обязывающая человека преступить какую-либо из заповедей Торы. И еще, если человек клятвенно подтверждает то, что известно всем, - никто в этом не сомневается, и никто об этом не спорит, - например, он клянется, что при отсечении головы любое животное умирает, - это тоже "произнесение Имени... попусту".
Сказано в Мишне (Швуот 29а): "Что называется "напрасной клятвой?". Поклялся, отрицая общеизвестное, что этот каменный столб - из золота, что этот мужчина - женщина и что эта женщина - мужчина; поклялся, что существует несуществующее: мол, видел верблюда, парящего в воздухе...; поклялся, что не выполнит заповедь: не будет жить в сукке, не будет благословлять лулав, не будет накладывать тфилин, - все это "напрасные клятвы".
Умышленно преступивший этот запрет карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания, как мы разъясняли в отношении всех заповедей "Не делай" (НД 61). И в той же мишне трактата Швуот (там же) сказано: "...Все это "напрасные клятвы", и тот, кто дает такую клятву умышленно, карается бичеванием, а неумышленно нарушивший запрет - свободен от наказания". И там же разъясняются законы, связанные с выполнением этой заповеди".

"57. 212-я - плодиться и размножаться". Тут может возникнуть некоторое недоумение относительно примечания Рамбама:
"И эту, 212-ю заповедь, женщины не обязаны выполнять".

Разве тут не возникает противоречия? Ведь без участия женщины невозможно выполнить эту заповедь. Такая наиважнейшая заповедь, оказывается, не обязательна к исполнению для женщин, при том, что ее исполнение непременно требует участия совместного участия и женщины, и мужчины. Но мир вообще анизотропен, неоднороден и нелинеен. Он, разумеется, справедлив - но что на самом деле есть - надо учиться понять, всматриваясь в законы, покоторым мир работает, в том числе и в галаху. Полного равенства по всем направлениями, в частности, равенства прав и обязанностей между полами, быть не может в принципе - ибо это есть смерть. Разделение же на мужское и женское - одна из основных констант. Мужчина и женщина различны - и различны их права, обязанности и обязательства. В том числе это проявлено и в галахе.Различна и их биология и психология. Проявляется это и в том, что многих женщин (да практически всех, это норма) в определенном возрасте неодолимо тянет обзавестись ребенком, и женщина осознанно и неосознанно действует в этом направлении. Таким образом, заповедь выполняется при ее участии, но как бы сама собой. Принуждать же к материнству женщину, которую НЕ тянет стать матерью, означает сознательно делать несчастной и ее, и ребенка. Кроме того, обязать женщину "бегать за мужчиной" противоречило бы основам скромности. Мужчине же, вероятно, требуется сказать: "Сделай!", апеллируя напрямую к сознанию, т. к. отцовство, в отличие от материнства, не самоочевидно, и требует формальных, осознанных социальных действий. Если же мужчина бесплоден – тогда он лишен возможности ее исполнить - как безрукий не может исполнить, например, заповедь возложения тфилин на руку.

"214-я заповедь - повеление, чтобы муж оставался вместе с женой в течение первого года их супружества, и не отлучался из города без нее, и не отправлялся с войском в завоевательные походы, и не принимал на себя других обязательств, связанных с разлукой (см. "Н.д." 311), - но радовался с ней полный год со дня, когда он впервые вступил с ней в близость. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: "Если кто взял жену недавно, ...пусть он будет свободен для своего дома один год и пусть веселит свою жену" (Дварим 24:5)".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования