Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 мая 15:31Распечатать

Владимир Ойвин. ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ОТМЕТИЛ ЮБИЛЕЙ МОЦАРТА. И у гениев не всегда бывают только удачи


Второй спецпроект Пятого Московского Пасхального фестиваля состоял из двух концертов Камерного хора Шведского радио и Таллинского камерного оркестра под управлением Фредрика Мальмберга, посвященных 250-летию Вольфганга Амадея Моцарта. Первый концерт прошел в Большом зале консерватории, второй – в Концертном зале им. Чайковского. Центром обоих концертов был, конечно, моцартовский "Реквием". Его преддверием была "Увертюра" Йозефа Мартина Крауса (1756 – 1792) к спектаклю "Олимпия" и моцартовские же "Коронационная месса" и "Литания к таинству Святых Даров".

Что касается увертюры Крауса, то это просто малоинтересная музыка, грамотно написанная в стиле своего времени, но бедная по музыкальным мыслям. В течение всей увертюры без конца в том или ином варианте "жуются" две музыкальные фразы. Казалось, что это было скучно не только слушателям, но и музыкантам оркестра.

"Коронационная месса", C-dur, написана Моцартом к одному из главных зальцбургских церковных праздников – увенчанию короной чудотворной иконы Богородицы, покровительницы Зальцбурга, которая находится в одном из городских соборов. Эта месса, хотя и названа в буклете фестиваля одной из самых популярных среди месс Моцарта, является образцом того, что и у гениев, когда они пишут по заказу, случаются "проходные", не слишком значительные опусы.

Таким же неярким было и исполнение. Хотя и в "Коронационной мессе" есть своя изюминка – сопрановая ария, мотив которой с некоторыми изменениями позже был использован Моцартом в арии Графини Розины "Porgiamor" в "Свадьбе Фигаро". Кристина Ханнсон исполнила ее очень неплохо – хоть и не очень большим голосом, но чисто и изящно.

"Литания к таинству Святых Даров", Es-dur, сочиненная Моцартом в 1776 году, показалась гораздо интереснее по музыке. Сочинение разнообразно по использованным музыкальным приемам. Да и исполнена она была гораздо живее. И здесь центральным музыкальным эпизодом стала колоратурная ария сопрано "Dulcissimumconvivium".

СПРАВКА: Литания (греч. litaneia - моление), в латинском обряде разновидность молитвы, в которой различные призывания Бога и святых дополняются повторяющимися прошениями (в византийском обряде родственной формой молитвы является ектения). Возникла в Антиохийской Церкви в IV в. (или немного ранее) и вскоре распространилась в разнообразных формах по всему христианскому миру.

Многочисленные литании широко используются в богослужении и индивидуальной молитвенной практике у католиков, англикан, лютеран и некоторых других западных христиан. Одной из наиболее древних литаний в обиходе Католической Церкви является Литания всем святым; она читается или поется, в частности, при крещении, рукоположении и елеосвящении, чем подчеркивается единство Церкви небесной и земной. С 17 в. особой известностью пользуются Литания Пресвятой Богородице (или Литания Лоретанская по имени города Лорето в Италии, являющегося одним из самых знаменитых на Западе святых мест, связанных с Богородицей).

В последующие века приобрели популярность еще несколько литаний (в частности, Имени Иисусову, Сердцу Иисусову, Крови Христовой, святому Иосифу). В ряде стран сложился обычай в мае ежедневно совершать службу прославления Девы Марии с включением в нее Литании Пресвятой Богородице, а в июне Сердцу Иисусову с соответствующей литанией (подобная практика существует во многих католических общинах Польши и России). На тексты литаний писалась музыка, например, Моцартом были написаны две "Литании Лоретанских" и две "Литании "Святым Дарам".

Исполнение моцартовского "Реквиема" в "C-moll", тоже трудно отнести к удачам нынешнего Пасхального фестиваля. Плохим его, конечно, назвать нельзя. Просто на таких фестивалях отсчет идет от определенного уровня, заданного предыдущими годами. А уровень этот был не низок! Достаточно вспомнить хотя бы позапрошлый фестиваль, посвященный Иоганну Себастьяну Баху, когда "Страсти по Матфею" были исполнены Collegium Vocale Gent из Бельгии под руководство знаменитого дирижера Филиппа Херрвега, а все шесть Французских сюит исполнил Владимир Фельцман – один из лучших современных исполнителей клавирной музыки Баха. Или редко звучащую редакцию баховских "Страстей по Иоанну", исполненную Кёльнским камерным хором и оркестром старинных инструментов Collegium Cartusianum под руководством Петера Нойманна.

Возвращаясь в год нынешний, к исполнению "Реквиема" шведскими и эстонскими музыкантами, я бы применил к нему эпитет "невозмутимость" (чтобы избежать определения "вялость"). Вспомнились мифологемы о прибалтийской и скандинавской выдержанности и внешнем спокойствии. Здесь они получили некое свое подтверждение. Все, или почти все исполнение оба дня было выдержано в замедленных темпах и нарочито размеренных ритмах. Во второй день, в Зале им. Чайковского, проблеснули некоторые попытки оживления, но они благополучно почили под звуки заупокойной мессы.

Солисты: Кристиана Ханнсон (сопрано), Кристина Хаммарстрём (меццо-сопрано), Суне Херрильд (тенор) и Стафан Альветег (бас) – обладают весьма неплохими для ораториального жанра голосами. (Правда, в буклете указано, что К. Ханнсон собирается исполнять партию Царицы ночи в "Волшебной флейте" в Шведской королевской опере – с той колоратурой и не слишком высоким и звонким тембром ее голоса, который она продемонстрировала в Москве, это кажется проблематичным, но это не наша проблема, а будущего.)

Все солисты пели весьма корректно, но не более того. Камерный хор Шведского радио серьезных замечаний не вызвал, но и особых восторгов или восхищений не стяжал.

Таллинский камерный оркестр вызвал больше претензий. Но и требовать с него слишком многого нельзя – ведь его создателем и дирижером является, хотя и великолепный по давним впечатлениям, но все же хоровой дирижер, Тону Кальюсте. Как показывает практика, а именно она – критерий истины, каждый должен заниматься своим делом: хоровой дирижер – хором, камерный – камерным оркестром, симфонический – оркестром симфоническим.

Смешение жанров редко кому удается – примеров тому ныне тьма, особенно в дирижировании. А сегодня что? Кто палку взял – тот и капрал! В нашем случае – дирижер. Палки, правда, у них разные, но результат, как правило, один и тот же – неудачный. Сейчас кому не лень – становятся за дирижерский пульт: хоровики, инструменталисты, вокалисты. А ведь дирижер, что камерный, что, особенно, симфонический – профессия сугубо, как говориться, штучная. Она требует и особого образования, и чувства формы, и, главное, особых и редких психологических качеств. Все сказанное относится и к дирижеру Фредрику Мальмбергу. Видимо, он этими качествами пока не обладает. Но ведь быть хорошим хоровым дирижером тоже почетно.

Этот концерт показался, может быть, более бледным, чем был на самом деле, потому что прошел на фоне действительно блестящих выступлений в Москве на этом фестивале Валерия Гергиева с программами музыки Дмитрия Шостаковича. С такими феноменами соперничать трудновато.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования