Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 апреля 13:27Распечатать

Валерий Емельянов. САМОУБИЙСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Цивилизационный конфликт приобретает все более реальные очертания, чреватые самоубийством человечества...


Взрыв на автостанции в Тель-Авиве 17 апреля, за который демонстративно взяли на себя ответственность организация "Исламский джихад" и одновременно "Бригада мучеников аль-Акса", а правящий в Палестине ныне легитимный ХАМАС столь же демонстративно пытался его оправдать, – не просто террористический акт. Это событие - не что иное, как первый звоночек реальной войны цивилизации. И в этом убеждает, прежде всего, контекст событий, в котором произошла эта пасхальная трагедия.

Начнем с весеннего обострения израилефобии у иранского президента. Только теперь не надо нас убеждать, что он просто хотел сказать одно, а вышло несколько другое. Нет, теперь очевидно, что в речах этого деятеля активно муссируется самая настоящая юдофобия (поскольку ненависть к сионизму и Израилю плавно в речах Ахмадинежада перетекает в юдофобию уже потому, что он затрагивает тему Холокоста - святую для каждого еврея), которая, с учетом ядерной программы Ирана, как раз к месту. Юдофобия способна подогреть в иранском и вообще в мусульманском сообществе настроения настолько, чтобы оно дозрело до этого самого… конфликта цивилизаций и потребовало применения ядерной бомбы.

Причем чем больше эмоций у тегеранского деятеля, тем меньше в них логики. Ну, в самом деле, как соединить озвученную им идею о том, что существование Израиля есть угроза исламскому миру, и одновременное утверждение, что эта страна – "гнилое и мертвое дерево"? Как может "гнилое дерево" с населением в шесть млн. человек представлять собой угрозу для полуторамилллиардного мусульманского мира?

Текущий момент демонстрирует еще одну особенность. Как известно, большинство войн начиналось между двумя сторонами из-за некоего третьего фактора. В Троянскую войну это была неподеленная Елена Прекрасная, во Вторую мировую – требование Молотовым контроля СССР над Балканами и проливами. В нынешнем противостоянии Востока и Запада этим третьим фактором будут явно Израиль в частности, и евреи вообще. В случае дальнейшего развития событий по экстремальной линии, присущий определенной части мусульман антисионизм скоро и окончательно станет банальным антисемитизмом.

Кроме того, надо учитывать, что Израиль, "угрожающий" мусульманскому миру, сегодня изрядно ослаблен. В нынешней ситуации, когда под боком у Израиля к власти пришли бескомпромиссные исламские фундаменталисты, был необходим прорыв. Под этот прорыв был задуман проект "Кадима" ("Вперед"). Вперед, конечно, с Шароном! Но ему, увы, не судьба. В результате мартовские парламентские выборы в этой стране ничего не решили, а только еще раз показали, что в Израиле складывается ситуация "постсионизма", или, проще говоря, застой. Минувшие выборы, во-первых, были рекордно низкими по явке избирателей, при том, правда, что проходной балл в израильский парламент составляет всего 2 % голосов избирателей. Во-вторых, все традиционные сегменты израильского общества проголосовали за свои традиционные партии – религиозные ортодоксы-харедим за "Яадут-а-Тора" и партию национально-религиозного единства, сефарды – за "Шас", партию хоть и не религиозную, но имеющую в своем составе совет духовных наставников, "русские" – за "Наш дом - Израиль". "Кадиме" все эти слои общества отдали по 2-3 % своих голосов, и эта партия прошла в результате лишь за счет электората в Тель-Авив-Яффо. И набрала она всего лишь 28 мандатов, хотя ей предсказывали их количество за 40. Маловато мощности для локомотива. Тем более, в условиях давящего роста исламистского экстремизма.

В этих же самых условиях нужно будет, воленс-ноленс, делать шаги по "дорожной карте", обязательно установить четкие границы страны. Сейчас по Израилю (точнее, по местным СМИ) "гуляет" несколько вариантов будущего размежевания страны в формате географических карт. Автор этих строк видел одну из них. На ней нынешний Израиль поделен на еврейский Запад и долину Иордана, а также на анклавы в палестинской середине (в том числе и Иерусалим). Но, как опять же учит история, "лоскутное" государство, как правило, слабое. У приемлемого варианта – "границы 1967 года" есть камень преткновения – Иерусалим, по вопросу статуса которого, в отличие от всего остального, существует консенсус в израильском обществе, в том смысле, что это - "вечная и неделимая столица Израиля". Фактор этот, по определению цивилизационный, а, значит, проблему может разрешить только "конфликт цивилизаций"?

Только вот понимают ли любители юдофобской риторики в "исламской" упаковке, что такое развитие событий в сторону насилия может оказаться рубкой того сука, на котором "сидит" и Иран, и некоторые другие ближневосточные страны. Если сейчас они просто в кризисе, то в случае войны произойдет катастрофа. Опыт Ирака это наглядно демонстрирует. В этом драматическом контексте тегеранским ораторам остается только посоветовать обратиться к опыту, пожалуй, самого выдающегося мусульманского политика последних лет – бывшего премьер-министра Малайзии д-ра Мохаммада Махатхира. Он несколько лет назад выступил в Джидде с программной речью, в которой также "проехался" по евреям, "захватившим" мир. Но при этом он призвал учиться у них, а не стирать с лица земли их государство.

Есть еще два момента, на которые хотелось бы обратить внимание. По логике, некое действие должно вызывать адекватное и равносильное ему противодействие. В нашем ближневосточном узле это может означать приход на смену внутриизраильской демократии некоей силы религиозно-фундаменталистского толка и тоталитарной направленности. Таковые в израильском обществе имеются, например "Беад Арцейну" ("За Родину") раввина Аврома Шмулевича. Только вот анализ ситуации в стране, некоторые беседы с израильтянами, дают серьезное основание полагать, что скорее исчезнет Израиль, нежели его население согласится поступиться демократией. А посему идее иудейской империи, видимо, придется так и остаться утопией. В отличие от реальной угрозы политического исламизма.

Чем больше и громче во всей этой глобально-конфликтной ситуации слышится религиозной риторики (больше всего мусульманской, меньше – христианской и еще меньше – иудейской), тем больше задаешь себе вопрос: а в религии ли тут дело? Ведь если посмотреть на обе стороны этого планомерно разгорающегося конфликта в воображаемый социологический микроскоп, то можно увидеть, что по обе стороны пока, слава Богу, еще невидимого цивилизационного фронта есть и христиане, и мусульмане, и даже иудеи. Значит дело не в религии, не в цивилизации? Тогда в чем?

Речь идет скорее о конфликте не религий, не цивилизаций, а подходов к общественному устройству, социально-политических укладов. Есть страны с развитой демократией, пытающиеся неуклюже навязать ее всему остальному миру (это не очень хорошо), есть страны с развитой демократией, никому ее не навязывающие, открытые для людей доброй воли (это нормально), есть сегодня и страны, исповедующие тоталитарную общественную систему и активно пытающиеся ее навязать, причем под квазирелигиозным соусом (это очень нехорошо), и есть страны, обращенные в самое себя, самодостаточные в цивилизационном отношении, с буддийско-конфуцианской невозмутимостью взирающие на суеты этого мира.

Но этот мир, информационный мир, сегодня, как никогда, тесен. И подобное навязывание своего, только одного "единственно верного", подхода может оказаться самоубийственным как для того, кто его навязывает, так и для остального мира. Символично, что все, практически все, проявления того, что можно обозначить как противостояние цивилизаций, происходят в форме актов самоубийц, по какому-то недоразумению именуемых шахидами.

Так значит не конфликт, не столкновение, а самоубийство цивилизаций?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования