Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 апреля 14:00Распечатать

Сергей Бурьянов. "ПРАВОЗАЩИТНИКИ" В МИТРАХ И ПОДРЯСНИКАХ. Защитит ли РПЦ МП права человека в России?


В современной России, визитной карточкой которой является перманентность "демократического транзита", "управляемость демократией", "вертикаль власти", безальтернативность политической системы и прочие атрибуты авторитаризма, неподконтрольное власти правозащитное движение как бельмо на глазу. Правозащитники уже давно наступают на "больные мозоли" и "портят" "светлый демократический образ" власти перед лицом мирового сообщества, непрерывно сигнализируя о сворачивании демократии и массовом характере нарушений прав человека в России.

После уроков украинской "оранжевой революции", которая состоялась во многом благодаря позиции неправительственных организаций (НПО), российская власть перешла в наступление. Принятый вопреки воле общества Федеральный Закон №18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", призван ограничить деятельность и поставить под контроль неудобные для власти правозащитные НПО. Однако со сдержанным оптимизмом можно предположить, что позиция мирового сообщества, сегодняшнее председательство России в "большой восьмерке" и ряд других факторов, не позволят пока репрессировать НПО по полной программе.

Понимая, что предотвратить правозащиту пока не удастся, власть предпринимает попытки ее возглавить, или, на худой конец, заболтать. Русская Православная Церковь Московского патриархата (РПЦ МП), в лице ее конфессиональной бюрократии, как проверенный младший партнер власти, взялась за эту сомнительную в плане общественной ценности, но явно нужную для "большого брата" работу.

Впрочем, партнерство сформировалось не сразу. С начала 90-х г.г. при попустительстве правозащитников, демократических партий и общества в целом, по нарастающей идет явная (прямое финансирование, передача недвижимости) и неявная (льготы, квоты и т. п.) передача государственных ресурсов Московской патриархии.

В качестве благодарности последняя, когда надо, поддерживает власть (например, в случаях чеченской кампании, гибели подлодки, массовых протестов в связи с монетизацией льгот и т. п.) и постоянно подсобляет властьи своим высоким авторитетом в контексте избирательных кампаний.

Вот и на X Всемирном русском народном соборе (ВРНС) "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке" нашлось место проблемному для власти правозащитному вопросу. Секция так и называлась "Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд". С главным докладом "Права человека и нравственная ответственность" выступил красноречивый заместитель главы ВРНС, председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

Митрополит начал издалека. "С 1991 года страны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепили права и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политических отношений. И сегодня этот выбор не ставится под сомнение".

Но на каждую бочку меда, у руководителя ОВЦС МП находится ложка дегтя. "Но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. Кроме того, в комплекс прав и свобод человека постепенно интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще традиционным моральным, представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства".

Против ценности человека известный митрополит также ничего не имеет. "В христианской культуре ценность человека незыблема и объективна. Человек принадлежит к творению Божию, о котором Господь сказал, что "этo хорошо" (Быт. 1. 25)". Вот только ценность человека "определяется его ценностью в глазах Божиих", представителями которого, судя по тексту выступления, являются только основные религии мира заповеди которых "совпадают между собой в определении добра и зла".

Далее митрополит Кирилл назвал свободу и права "большим достижением человеческой цивилизации", но при этом отметил, что государство должно учить граждан пользоваться этими правами с учетом нравственных норм в понимании доминирующих конфессий. Если вспомнить, что устам руководителя ОВЦС МП принадлежит тезис, что "у нас моноконфессиональная страна с религиозными меньшинствами" 80% жителей которой, "по факту рождения принадлежат к РПЦ", то становится понятно, кому в России будет дозволено определять критерии добра и зла.

Показательно, что борьба с "деструктивными сектами" является правозащитным приоритетом №1 РПЦ МП. Затем идут "вовлечение людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию". По мнению митрополита Кирилла"подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие поступки удаляют человека от его достоинства. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться наше общество, в эту борьбу должна включаться Церковь. С православной точки зрения в этом и состоит смысл правозащитной деятельности сегодня". Получается, что главным правозащитником по версии РПЦ МП является скандально известный "сектоборец" Александр Дворкин.

ВРНС это не первое мероприятие с участием РПЦ МП на правозащитную тему. Первое случилось 1 июля 2004 в гостинице "Даниловская", и хотя называлось круглым столом "Права человека: православный и либеральный взгляд", прошло в режиме брифинга без вопросов и ответов.

Круглый стол запомнился тем, что на нем председатель президентской Комиссии по правам человека и содействию институтам гражданского общества Элла Памфилова выразила готовность сотрудничать с РПЦ МП в "антисектантской" борьбе.

Затем была конференция "Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения", прошедшая 1-2 ноября 2004 г. в стенах Российской академии госслужбы (РАГС) при президенте РФ. На конференции в полном соответствии с замыслом организаторов состоялась скандальная "разборка" между "либералами" и "консерваторами".

А круглый стол "Религия и права человека", прошедший в рамках конференции "Глобальные процессы и религиозное многообразие" (РГГУ, 8 февраля 2006 г.), был посвящен непосредственно обсуждению "правозащитной" концепции РПЦ МП.

Напрашивается вывод что, любое серьезное обсуждение правозащиты от РПЦ МП является заведомо невыполнимой задачей. Дело в том, что в основе настоящей защиты прав человека лежит приоритет прав личности, чуждый природе моспатриархийной Православной Церкви. Разве не очевидно, что правозащитная деятельность в принципе несовместима с сакрализацией власти и борьбой с "сектами", присущими РПЦ МП?

Ведь именно сакрализация власти способствует ее беспредельности (авторитаризации) со всеми вытекающими деструктивными экономическими и социальными последствиями. А продвижение в жизнь общества и государства юридически некорректного идеологического оскорбительного социального ярлыка "секта" разжигает религиозную рознь, нетерпимость и насилие.

Иерархи РПЦ МП любят говорить: "Церковь отделена от государства, но не от общества". Но при этом они не договаривают, что чем дальше Церковь от государства, тем ближе к обществу. И наоборот.

Увы, на протяжении всей истории Церкви было "наоборот". Сегодня, как и прежде, РПЦ МП тяготеет к превращению в придаток государства и идеологическую служанку власти. Дело пришло к тому, что сегодня РПЦ МП фактически выполняет роль, аналогичную роли идеологического отдела ЦК КПСС. Есть основания говорить о завершении формирования государственной клерикальной идеологии – не терпящей никакой конкуренции и враждебной правам человека и демократии.

Понятно, что сегодня российская власть делает серьезную ставку на освящение себя, тем более, что экономических успехов и улучшения жизни народа не предвидится. Но может быть, иерархам РПЦ МП пора, наконец, осознать пагубность для развития России и самой Церкви средневековых привычек безоглядной сакрализации власти и выполнения идеологических заказов последней?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования