Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 апреля 13:56Распечатать

Михаил Ситников. ТРОПАМИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОСЛАВНОГО ПРОИЗВОЛА. Цинизм, с которым московские чиновники расправляются с Обществом сознания Кришны, опозорил Россию и россиян в глазах всего цивилизованного мира


Пресс-конференция руководителей Общества сознания Кришны (ОСК), приуроченная к решению арбитражного суда, который 20 марта 2006 г. в очередной раз отклонил иск Московского общества Сознания Кришны (МОСК) к правительству Москвы, оставила горькое чувство. Как известно, речь идет о давней тяжбе между московскими вайшнавами (кришнаитами) и чиновниками столичной мэрии на предмет выделения участка под строительство Центра ведической культуры и кришнаитского храма. Московские бюрократы не раз уже принимали "окончательные" решения о предоставлении МОСК возможности создать такой Центр, приличествующий городу, который громко претендует сегодня на высокий культурный уровень. Однако каждый раз дело кончалось банальным обманом доверчивых верующих в Кришну, ютившихся ранее в двухэтажке барачного типа в районе метро Полежаевская. А теперь, изгнанные и оттуда, кришнаиты не только лишились отведенного ранее участка под строительство, но и вообще выбрасываются на улицу из железных вагончиков на пустыре на обочине Ленинградского шоссе.

История мытарств российских приверженцев одной из самых гуманных и миролюбивых религий была продемонстрирована в 15-минутном фильме, показанном перед началом конференции. Не прибегая к дешевым приемам "брать на жалость", авторы ролика просто показали экскаваторы, крушащие убогий барак, где был обустроен было кришнаитский храм. Еще более тоскливо выглядели пустырь около шоссе, и несколько вагончиков на его окраине, где Центр Обществ Сознания Кришны в России (ЦОСКР) находится теперь. Показали в фильме и верующих кришнаитов – их радостные толпы в праздник, и грустную их вереницу выносящих в московскую слякоть из сносимого барака свои святыни... Москва в снова прославилась ‑ это было первое в истории разорение индуистской святыни, какое не случалось до сих пор ни в одной из относительно цивилизованных стран.

Президент МОСК Сергей Андреев, сообщил журналистам о сути и основаниях последнего отказа в иске, и назвал единственной видимой перспективой обращение в судебные инстанции с кассациями до тех пор, пока не восторжествует справедливость. Однако, адвокат МОСК Андрей Рахмилович, не скрывает, что если тенденция безбоязненного нарушения законодательства московскими чиновниками сохранится и дальше, то добиваться в этом отношении справедливого разрешения ситуации придется еще долго. Доказательством того можно считать, в частности, последнее аннулирование решения Правительства Москвы, совершенное с прямым и демонстративным нарушением закона.

20 января 2004 года мэром Лужковым было подписано распоряжение о выделении земли московскому ОСК под строительство первого в России индуистского храма. В то время, в принятом в 2001 году Земельном кодексе по странной случайности отсутствовала статья о предоставлении религиозным организациям участков в бесплатное и бессрочное пользование, которая была добавлена только в октябре 2004 года. То есть, решение мэра о выделении земли для строительства храма за восемь месяцев до дополнения кодекса соответствующей статьей было принято безосновательно. А 7 октября 2005 года Лужков, не объясняя причин, неожиданно отменил собственное решение, в то время, как все основания для его законности уже имели силу. До восстановления в Земельном кодексе ранее упущенных положений, ОСК исправно выплачивало земельный налог, значительно превышавший возможную арендную плату. И, казалось, что было бы проще для объективного суда, чем учесть выполнение кришнаитами всех своих финансовых обязательств перед городом, и в соответствие с заявленным ими иском к мэрии о восстановлении решение мэра, утвердить его на восстановленных же законом основаниях. Однако арбитражный суд счел более "законным" сослаться на старые, отмененные к тому времени положения Земельного кодекса и в иске МОСК отказать.

Особенности современного российского правосудия, которое руководствуется в большей степени "политическими нуждами текущего момента", нежели законом, впрочем, хорошо известны. Поэтому кришнаиты не строят себе особых иллюзий на возможность скорого чуда и готовятся к долгому отстаиванию справедливости, гарантированной, в частности, действующей пока (долго ли еще?!) Конституцией Российской Федерации.

Тем не менее, главным во всей этой нелепой ситуации представляется не столько правовой, сколько этический аспект. Ведь, об антикультистских тенденциях в современной России известно всему миру. Вот и Конгресс США озаботился этой проблемой и принял 15 марта специальную резолюцию по этому поводу. Ее автор Кристофер Х. Смит, конгрессмен от Республиканской партии из Нью-Джерси. Эта резолюция призывает правительство России "обеспечить полную защиту свобод всех конфессиональных сообществ без какого-либо различия, будь-то зарегистрированных или незарегистрированных, в соответствии с положениями российской Конституции и международных стандартов". Правда Резолюция выражает только мнение Палаты и не носит обязательного характера.

Сейчас сплошь и рядом сталкиваешься с предвзятым отношении местных администраций, ставших внезапно патологически русофильскими, ко всему, что не укладывается в рамки их странных эстетических представлений. При этом административная неприязнь чиновников ко всему непонятному им, отчего то не распространяется на засилье кича, безвкусицы и откровенно низкого качества заполонившей все жизненное пространство коммерческой рекламы или грандиозных проектов строительства комплексов "нео-сталинского" стиля, причем еще и в пластико-бетонном исполнении (один уже текущий по всем швам храм Христа Спасителя с пластиковыми церетелиевскими рельефами и глазуновской росписью чего стоит). Вероятно, все это и призвано, по их разумению, олицетворять собой "духовное возрождение великой державы". А, вот, до реальных шагов в направлении общекультурного созревания, хозяйствующие на Руси субъекты-администраторы, пока, как видно, не доросли.

Древняя культура Востока, во многом питавшая развитие культуры Руси, неразрывно связана с религиозным восприятием мира. Кришнаизм (правильнее – вайшнавизм), будучи одной из ветвей индуистской религии, таким образом, не обособленное, не локальное явление, а одна из составных частей общекультурного целого древней восточной цивилизации. Собственно, и сам "храм Кришны", как называют эту невоплощенную мечту московские вайшнавы, видится им и живущим в нашей стране индусам культурным центром широкого профиля, в котором будут присутствовать музей, школы восточной живописи и музыки, выставочный зал, театр и т. д. Роль же религиозного присутствия в этом центре и в самой индийской культуре корреспонденту "Портал-Кредо" сформулировал Президент ЦОСКР Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев): "Религия в Индии, это изначально интегральная часть всей культуры и пронизывает все ее сферы. То есть, индийская культура по самой своей сути религиозна. Все культурные мистерии, драмы - Рамаяна, Махабхарата, Бхагавадгита – все они основаны на религиозных сюжетах. Именно на них, на этой древней мудрости строится вся культура, и люди воспитываются на ней, впитывают ее такую с молоком матери. И у нас, российских кришнаитов, безусловно очень сильно именно в таком виде восприятие культурном аспекте всех сторон жизни. Мы уделяем огромное внимание искусству - создаем спектакли, глубоко изучаем индийскую музыку и музыкальную культуру, танец, одновременно йогу, живопись, поэзию и прочие культурные направления. И, конечно же, в силу одного из главных принципов индуизма, никоим образом не ставим перед собой задачи какого-то "прозелитизма" или чего-то подобного. Популярность кришнаизма в нашей стране объясняется очень просто: людям свойственно тянуться к красоте, на всей планете им свойственен интерес к зрелым культурам, к древней мудрости Индии, Египта, Китая. И мы, конечно же, и обязаны и готовы делиться этой культурой с теми, кого она интересует. Делиться независимо от того, какой религиозной ориентации придерживаются люди, что вовсе не значит, что им надо становиться кришнаитами. Кстати, надо отметить, что абсолютное большинство российских кришнаитов пришли в эту религию только потому, что не исповедовали до тех пор никакой другой веры, не были укоренены в какой-либо другой религиозной традиции даже формально".

Миф о негативном восприятии кришнаизма россиянами, который усердно навязывается до сих пор антикультистами, воспринимается серьезно лишь чиновниками, да и то, лишь в процессе выполнения ими своих административных обязанностей. В частности, неадекватные измышления американского "профессора-сектоведа" Дворкина о "кровожадности" и "криминальных ритуалах" кришнаизма, могут восприниматься всерьез лишь окончательными невеждами и человеконенавистниками. В беседе с неким ответственным чиновником московского правительства, курирующим среди прочего религиозные организации, доводилось слышать и такое вынужденное признание: "Да, ясно нам, что они и мухи не обидят, ясно, что никакого вреда от них нет. Но, понимаете, сейчас такая политика, что не пришло еще время, когда их перестанут зажимать".

"В наших правилах не вести себя агрессивно или навязчиво, не хочется выглядеть какими-то скандалистами, выходить на улицу и так далее, – говорит Бхакти Вигьяна Госвами. Нашей религии, нашей этике не свойственно все это... Правда, проволочки и издевательства не смотря ни на что, не прекращаются. История с обманом повторяется с нами уже третий раз. Мы обращались к правительству за землей, нам выдавали разрешения, подписывали все, затем в самый последний момент отменяли. Потомопять выдавали, опять подписывали, опять говорили, что все решено и все будет хорошо, и опять отнимали... То же самое и в третий раз. Поэтому мы уже знаем, как подобное происходит. Но когда был хотя бы тот барак, в котором мы ютились, можно было терпеть, не придавать всему этому значения... А теперь мы оказываемся в самом буквальном смысле на улице".

Таким образом, можно констатировать наличие совершенно нелепого парадокса, при котором кришнаиты, известные своей благотворительностью на всю Россию, в том числе помощью мирному населению в "горячих точках", обществом воспринимаются с интересом и естественной доброжелательностью, а административными механизмами с подачи псевдхристианских ревнителей псевдоправославия подвергаются дискриминации по несуществующим основаниям. Причин такому недоразумению можно назвать немало. Но главная из них, все же в том, что именуется общественным равнодушием, отсутствием интереса у большинства людей к тому, что, как, почему и зачем происходит за пределами их собственных частных забот.

Замечательной иллюстрацией такого непонимания элементарных категорий гражданственности, кстати, можно считать вопрос, заданный одним из корреспондентов на пресс-конференции в РИА-Новости. "У вас отобрали и снесли дом, в котором был храм, сейчас отбирают вагончики, не выделяют земельный участок для строительства, вообще выгоняют на улицу... И куда же вы теперь будете деваться? Как вы будете устраиваться?"

Для того, чтобы подобный вопрос созрел в голове, таковая должна бы находиться на плечах у жителя крепостной деревушки в каком-нибудь "мохнатом" веке, но никак не у гражданина современного государства, считающегося правовым. Ведь, не кришнаитов в этой ситуации надо спрашивать о том, что они теперь будут делать, а нас – общество и правительственных чиновников – как мы докатились до жизни такой? Почему вообще возможно в нарушение Конституции и действующего законодательства, в надругательство над всеми мыслимыми моральными нормами, без каких-либо на то реальных оснований подвергать дискриминации за приверженность к одной из древнейших религиозных культур мира? Именно это происходит в столице России на глазах у общества, мнящего себя принадлежащим к высокоразвитой, духовной обогащенной и цивилизованной культуре.

На пресс-конференции не было ни одного представителя московской мэрии, которая, собственно, и являлась главным героем дня. Президент ЦОСКР прокомментировал для "Портала–Credo.Ru" и это обстоятельство: "Мы всегда держим московское правительство в курсе всех наших событий. Еще тогда, когда за религиозную сферу отвечал Михаил Мень, мы заранее аккуратно сообщали о то, что еще только намеревались предпринимать. Прежде, чем подать в суд, мы шли к нему и говорили "Михаил Александрович, мы собираемся обращаться с иском, но не хотим этого делать. Пожалуйста, попытайтесь нам помочь этого избежать..." Он отказывал и отказывал, а, в конце концов, уехал в Иваново губернатором. Сегодня чиновник мэрии, который занимается этими вопросами, гораздо более деловой на наш взгляд. Это бывший префект Юго-Западного административного округа, Валерий Виноградов, разговоры с которым проходят в более конкретной форме. Но, видимо, не от него, к сожалению, все зависит. И все равно мы продолжаем сообщать ему обо всем происходящем и намеченном. Известили и об этой пресс-конференции, сообщили о том, что будем подавать кассационную жалобу, хотя будем снова ждать до последнего момента с риском не уложиться в срок".

В заключение, стоит упомянуть о том, что скандальная ситуация, возникшая по вине столичных чиновников и "управляемого правосудия", приобрела широкую огласку и вызвала, в отличие от России, заметный общественный резонанс во всем мире. Разумеется, в первую очередь в Индии, со всеми проистекающими отсюда выражениями недоумения по этому поводу в официальной форме. Правда, получив еще 26 декабря 2005 года официальную ноту протеста МИДа Индии в связи с ущемлением религиозных прав индуистов, Правительство Москвы в соответствии с широко распространенной у нас "страусиной" традицией, молчит. Вероятно, по той же причине безмолвствует и президент Путин, с которым беседовал 7 декабря 2005 года на эту тему индийский премьер-министр Маномохан Сингх. Но, если у нас в силу вышеперечисленных фактов уже давно не демократия с присущими ей признаками уважения к закону, и даже не "псевдомонархия", при которой решения произвольно и единолично выносит правитель, то что же тогда?

Ответ напрашивается сам собой – административный произвол, опирающийся на псевдоправославны шовинизм.

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования