Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 октября 16:48Распечатать

Федор Маринин. БЕССМЕРТНОЕ ТЕЛО. Можно ли захоронить Ленина "по-христиански"?


Раздавшийся из "штаба революции" призыв "похоронить Ленина по-христиански", вложенный в уста бывшей "комсомольской богини" и коммунистки, а ныне – хозяйки Смольного Валентины Матвиенко, многие восприняли как озвученную позицию "верхов". Известно, что губернатор Санкт-Петербурга ничего такого, что не согласовывалось бы с мнением президента, не выскажет.

Верноподданический вопрос ИТАР-ТАСС вероятно не был срежиссирован, но вписался в общий фон актуальных тем, ответы на которые, в общем, заранее известны. Незадолго до В. Матвиенко, тему, муссируемую с начала 1990-х годов, вновь, как по команде, подняли инициаторы перезахоронения праха Антона Деникина и Ивана Ильина. А они-то – полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и "государственный режиссер" Никита Михалков – знают, что, где и как сказать.

Проартикулировать – легко. В головах у россиян уже давно засело, что выставленная напоказ на главной площади страны мумия - это безумие, продолжающееся десятки лет. "Мы не Египет" – образно выразилась В. Матвиенко. Но каким ей видится христианское погребение главного атеиста страны и возглавителя чудовищных гонений на Церковь ХХ века, губернатор не пояснила. Надо, мол, создать государственную комиссию, пригласить специалистов.

Похоже, в Кремле, в связи с перемещением тела Ленина боятся лишь разделения в обществе и обещанных Геннадием Зюгановым "массовых акций неповиновения". Между тем предстоит решить новую проблему так называемых государственно-церковных отношений. Что натворила подобная госкомиссия "по перезахоронению останков императора Николая II и членов его семьи" (в которую входили и представители РПЦ МП), мы хорошо знаем. В святом месте Санкт-Петербурга появились лжемощи, а процесс их захоронения стал карикатурой на "обретение" церковных святынь.

Глубину проблемы еще в 1993 году обозначил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). В ответ на громогласные и эффектные призывы первого мэра Ленинграда - Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и режиссера Марка Захарова "вынести Ленина из Мавзолея" и тем самым "подвести черту под коммунистическим прошлым страны", владыка заявил, что похоронить мумию, конечно, надо, то только не в городе трех революций (документально оформленного завещания, о котором почему-то твердят, нет), а в Симбирске (до сих пор носящем имя Ульяновск). Где родился, там пусть и упокоится, рядом с отцом, скромным педагогом, который, крестя новорожденного сына, и представить не мог, кем тот станет.

Должны ли православные священники отпевать атеиста, путь и крещеного в детстве, но отвергшего веру и восставшего на Бога? Ответ ясен, но только не тем, кто твердит, что "похороны будут достойными" и "пройдут по православным канонам". Митрополит Иоанн предупреждал, что панихида по вождю пролетариата может быть только гражданская, да и то без почестей, и что "ни один православный священник не может молиться об упокоении Ленина", иначе он просто не может называться таковым.

Вспомним, с каким трудом обеспечила "церковное сопровождение" похорон екатеринбургских останков РПЦ МП. Ее иерархи отказались участвовать в погребении, а назначенным-таки служить панихиду митрофорным протоиереям Санкт-Петербургской епархии пришлось молиться о неизвестных - "их же имена же Ты сам, Господи, веси".

Но даже если непослушным "церковникам" не станут выкручивать руки и освободят от повинности поминать "раба Божия Владимира", остается много вопросов. За гробами генсеков шли новые генсеки - это мы наблюдали в "пятилетку пышных похорон". Кто пойдет за гробом Ленина? Коммунисты, демократы, режиссеры, полпреды, губернаторы, и, наконец, президент? Или, может быть, глава государства только пришлет венок на могилу, как было на недавних перезахоронениях А. Деникина и И. Ильина в Донском монастыре?

Оттуда, между прочим, всему миру объявили о "возрождении России" и "начале окончания гражданской войны". В надгробной проповеди Патриарх Алексий II (а он тоже знает, что, как и когда сказать) рассуждал о "завершающемся восстановлении единства нашего народа". Закладной камень часовни он освятил, пообещав, что здесь появится "символ примирения".

Что будет сказано в надгробной речи о Ленине? Что вообще может произнести в такой ситуации нормальный человек? Если о "начале конца" гражданской войны уже сообщили, то, по логике, похороны Ленина возвестят о "конце конца". Но кто поверит таким заверениям? Как устроить панихиду, пусть гражданскую, но "без почестей" и при этом "достойно" проводить в последний путь творца русской смуты, организатора невиданной братоубийственной бойни и христоненавистника, анафематствованного святым Патриархом Тихоном вместе со всей его партией?

Мастеров самопиара, жаждущих надеть шляпку с черной вуалью и принять скорбную позу, как это было на "исторических" похоронах в Петропавловском соборе, остальное не волнует. "Из болгарского мавзолея вынесли и захоронили Димитрова, в Монголии вынесли из мавзолея и захоронили Сухэ-Батора, вот мы оказались гораздо, как говорится, святее Папы Римского, и ни Монголия, ни Болгария нам не указ", – с пафосом подхватила вдова А. Собчака сенатор Людмила Нарусова на редкость свежую идею Валентины Матвиенко, что Россия - не Египет. И призвала "предать тело земле по христианскому обычаю" (он, кстати, и иудейский, и мусульманский тоже). И где же? "В намоленном месте на Волковом кладбище"! Ильич, якобы, сам его "намолил", посещая могилу матери.

Между тем Волковское кладбище в Санкт-Петербурге (за ним и впрямь может закрепиться зловещее прозвание Волково) – это погост, на котором было пять храмов. Три из них снесли ленинцы. Возле одного из уцелевших, Воскресенского, превращенного в музей, и предлагают захоронить их вождя. Не повторятся ли здесь митинги и демонстрации, в которые с 1880-х годов выливались посещения революционно настроенной молодежью могил Виссариона Белинского, Николая Добролюбова и прочих властителей вольных умов? В беспорядках на кладбище, ставших проблемой для тогдашней полиции, участвовал и готовивший цареубийство Александр Ульянов. В том, что захоронение его брата нарушит здешний покой, сомневаться не приходится.

За похоронным психозом, время от времени охватывающем страну, мы не задумываемся о главном. Приснопамятный петербургский архиерей рассуждал так: вот лежит злодей посреди России и нет ему места в родной земле, которую он залил кровью. Не принимает его родная земля. Осознание страшной кары Божией, постигшей злодея после смерти, – это путь к очищению от грехов.

Бессмертный – это бес-смертный – гласит народная мудрость. Бес-смертное тело – напоминание о вечных муках ада для грешников. Для члена "партии Ленина" навечно забальзамированная мумия – символ "бессмертия" идей ленинизма. Для антикоммуниста, пусть неверующего, – зримое доказательство безбожного происхождения этих идей. Образно об этом рассказал фильм-символ перестроечной эпохи "Покаяние". В нем труп злодея Варлаама Аравидзе хоронили, как требует тот самый богоустановленный обычай, но всякий раз он оказывался выкопанным. Тогда тело сбросили с горы и, летя в пропасть, оно билось о скалистые выступы, вызывая все нарастающий грохот камней.

"Зачем дорога, если она не ведет к храму?" - этим вопросом заканчивается фильм. Зачем все российские дороги, если они ведут к главному "храму" коммунистов? "Красная площадь – это мистический центр нашей страны. Там чудесным образом уживаются красные звезды, орлы, православные кресты", - лукавит лидер КПРФ. И тут же заявляет: "Мы не позволим надругаться над нашей святыней". Эту фразу до него не раз повторяли новомученики, умирая за Христа под пулями разъяренных большевиков, выносивших из храмов святые мощи и грабивших церковные ценности.

Нынешние "православные коммунисты" – те, что захаживают в храм на Пасху и ставят свечку, конечно, не лягут штабелями на путях к Мавзолею с дорогими для них "мощами". Сии "ценности" ложные. Но их мистическая центральность в русской истории заставляет медлить и откладывать дерзновенные помыслы о дне "очищения, радости и грусти". Для самих политиков и режиссеров его сценарий туманен. И может ли допустить светское, атеистическое государство, может ли допустить мир, приближающий приход антихриста, чтобы на главной площади России остались только орлы да кресты?

"Тело Ленина живет и побеждает!" - это шутливое выражение-перифраз родилось в народе, который почти полтора десятилетия наблюдает на экранах ТВ политических некрофилов, проникнувшихся лицемерной жалостью к лысому мертвецу, твердящих о его нелегкой посмертной судьбе и призывающих к ее "гуманному" и "христианскому" концу.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования