Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 октября 14:14Распечатать

Роман Лункин. ФИГУРА МИТРОПОЛИТА КЛИМЕНТА КАК ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ. Официальное православие видит угрозу своему существованию в светском обществе


Одной из центральных фигур церковной жизни России в 2003-2005 гг. явился митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), ставший управляющим делами Московской патриархии в 2003 году. Однако даже после того, как владыка Климент, второй человек в РПЦ МП после Патриарха Алексия II, вошел по указу президента в Общественную палату РФ 30 сентября 2005 года, личность этого архиерея не стала более открытой для общества. В прессе не появилось ни подробных интервью митрополита Климента, ни статей, где бы излагались его взгляды на Церковь, власть и общество в целом. Владыка Климент остался осторожным и закрытым политическим деятелем, хотя все-таки существует одна тема, которой митрополит уделяет особое внимание почти в каждом своем выступлении.

Тема эта - "моральное разложение современного общества" и, в частности, граждан России. Но парадоксальным образом изменению людей к лучшему, по мнению владыки Климента, мешает само общество, так как оно "дехристианизовано". Именно поэтому в секуляризованном российском обществе, как считает митрополит Климент, государство обязано законодательно вводить преподавание православных предметов в школе, отдать под контроль Церкви средства массовой информации и поддерживать такие православные проекты, как телеканал "Спас", куратором которого владыка Климент является. В одном из интервью митрополит заявил прямо: "Мы не должны ждать, когда наше общество станет православным. Мы его должны делать православным" ("Интерфакс", 5 февраля 2005 года).

В политическом измерении идея митрополита Климента о том, что надо сделать людей церковными помимо их воли, воплощается в путинском призыве к построению вертикали власти в обход демократии. Именно после 2000 года стремление улучшить общество сверху – с помощью верховной власти, а не снизу – с помощью народной демократии, стало политической идеологией российского государства. Заявления владыки Климента и его неприметная биография вполне соответствуют наступившей эпохе. Это время возвращения к советским методам управления, советской риторике и к подозрительному, если не отрицательному, отношению к демократическому пути развития России.

В ельцинскую эпоху архиепископ Климент совсем незаметно участвовал в политической и экономической деятельности Московской патриархии. В начале 90-х гг. он первый раз был членом Общественной палаты при президенте РФ. А в 1996-97 гг. архиепископ Климент являлся председателем Комиссии МП по вопросам гуманитарной помощи. В 1997 г. работа этой комиссии подвергалась резкой критике в широкой печати за то, что она организовывала импорт табака и алкоголя без обложения налогами и пошлинами, в качестве гуманитарной помощи. Впрочем, вся критика досталась тогда главе Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС МП) митрополиту Кириллу (Гундяеву), а владыку Климента на посту председателя этой комиссии сменил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). С идеологом православного евразийства и церковным олигархом митрополитом Кириллом владыка Климент был связан вплоть до 2003 года, когда из заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата вырос до управляющего делами РПЦ МП.

Неожиданный выход митрополита Климента после десятилетий молчания на политическую арену не случаен. Как, к примеру, и нынешний президент России Владимир Путин, владыка Климент представляет собой тип постсоветского чиновника (только церковного), который способен затаиться в слишком бурную эпоху, а затем появиться в общественной жизни вновь. Причем, Климент неожиданно появился с явным стремлением перепрограммировать существующее общество, вернуть его назад – к идейному контролю сверху – ввиду его порочности.

В своих выступлениях и интервью владыка Климент регулярно высказывается как консерватор, видящий причины морального и культурного разложения общества в его открытости и в существующей свободе выбора. В калужской и общероссийской печати владыка Климент не раз выступал против "развращающих" норм секулярной культуры, а также призывал власти ограничить деятельность религиозных меньшинств. Символами развращающей светской культуры для Климента служат иногда довольно неожиданные события. В частности, примером "нравственной подмены", по словам владыки Климента, может служить празднование "дня святого Валентина". В феврале 2005 года митрополит заявлял в калужской прессе о том, что этот праздник, чуждый православию и проповедующий "плотскую греховную любовь, широко распространен на Западе. Он именуется в честь католического священника, который, как известно, тайно венчал влюбленных, имевших канонические препятствия к совершению церковного брака".

Высказывания против молодежной культуры в целом были подкреплены даже требованиями официально запретить некоторые издания для подростков. Так, 19 марта 1999 года архиепископ Климент направил губернатору Калужской области В.В. Сударенкову и председателюЗаконодательного собрания областиВ.М. Колесникову письма с просьбой запретить распространение в Калужской области журналов для подрастающего поколения "Cool" и "Coolgirl", которые, по словам архиепископа, действуют развращающе на души подростков. Наряду с этим, Климент не раз высказывался за духовный контроль над радио и телевидением, за запрет абортов, за ограничение потребления пива, а также рекламы и фильмов на телеканалах, "которые развращают молодежь" и способствуют сокращению численности населения.

К примеру, во время круглого стола, посвященного работе Церкви с наркоманами, в марте 2005 года, митрополит Климент нарисовал следующее впечатление о стране, поставленной на грань выживания. Острой проблемой митрополит назвал наиболее распространенный среди молодежи пивной алкоголизм, к которому человек привыкает очень быстро: "Ребенок в 12-13 лет побоится пить крепкие напитки, а пиво выпьет". Девочки, по мнению Климента, даже более склонны употреблять пиво в школьном возрасте, так как не хотят уступать парням: "Девушка должна стать матерью, любящей своих детей и прививающей им любовь к Родине, а она развивает нематеринские чувства любви к наркотикам и к определенным напиткам". Отрицательную роль в современном обществе, по словам владыки Климента, играют школа, не способная воспитать здорового гражданина, и телевидение, где реклама и фильмы повсеместно преподносят "образы греха" (Кто поможет наркоманам и алкоголикам – православие или секты?).

Особую роль в мировоззрении владыки Климента играет стремление оградить россиян от любых иностранных влияний. В декабре 2003 года архиепископ Климент, к примеру, заявил в интервью "Православной народной газете", издаваемой самарским приходом преподобного Сергия Радонежского, что российские телеканалы прививают подрастающему поколению симпатии к католичеству и протестантизму. Владыка выразил озабоченность тем обстоятельством, что накануне Рождества Христова в рекламных роликах очень часто начинают звучать американские рождественские мелодии (как, например, "американская протестантская" песенка "Jingle bells…"). По его мнению, таким образом, создается широкая прослойка молодежи, готовая обратиться к западным культам, в том числе и к "тоталитарным сектам". Как утверждает Климент, "симпатия к западной антиправославной культуре" внедряется в сознание незаметно вместе с американскими фильмами и телепередачами. Это "по капельке подтачивает православную Церковь, а в результате молодой человек, указывая на Запад, заявляет: там моя культура, моя Церковь, моя вера". В устах митрополита Климента ценности западного общества на российской почве приобретают мистический сатанинский оттенок. В интервью "Интерфаксу" (от 16 февраля 2005 года) Климент, например, заявил о том, что детские души заполняет молодежная субкультура, "ориентированная на западную массовую культуру и имеющая в своей основе антихристианские ценности". Эти ценности, по мнению митрополита, отражаются и в детских компьютерных играх, которые "построены по законам демонического мира, где торжествуют жестокость, коварство, предательство и ложь". В качестве альтернативы телевизору и игровой приставке Климент предлагает "игры на воздухе".

Митрополит Климент также считает, что верующие "должны противостоять неправославным влияниям в церковной среде", то есть жестко бороться за чистоту своих рядов, защищая их все от того же секулярного общества. Как отмечал владыка в одном из интервью ("НГ-религии" от 03.03.2004), "мы не имеем ни сил, ни интеллектуального потенциала, чтобы защищать себя и паству от иноверия, которое размывает грани религиозного восприятия, приводит к некоему духовному безразличию". Самой большой опасностью в современной ситуации Климент считает "внутренних врагов", а не тех людей, которые открыто не признают себя верующими. Митрополит полагает, что из церковной среды надо вытеснять тех "православных пастырей, которые проповедуют или на деле являют пример секуляризации православного сознания, изнутри разлагая нашу Церковь".

Столь непривычный для постсоветской России строгий стиль высказываний владыки Климента стал притчей во языцех в Калужской епархии. В то же самое время средневековая мрачность и своеобразный фатализм митрополита не мешают владыке Клименту проявлять дипломатичность и политическую осторожность в богатой традициями православного подвижничества и интеллигентской культуры Калужской области. Про Калужскую епархию нельзя сказать ни то, что церковная жизнь там бедна, ни то, что православие отличается там открытостью и изобилием ярких священнослужителей.

Образ главы епархии в калужском обществе скорее даже противоречит картине культурного многообразия Калуги. Об этом свидетельствуют, например, слова главного специалиста отдела по связям с общественностью администрации губернатора Калужской области Игоря Береснева. В интервью автору в конце мая 2005 года (автор был в командировке в Калуге, проходившей в рамках русско-английского научного проекта (руководители – Сергей Филатов и о. Майкл Бурдо) "Энциклопедия современной религиозной жизни России") И. Береснев отмечал способность архиерея даже в самый светлый праздник произнести проповедь о катастрофе и моральном падении современной культуры. Своеобразие епархиальной жизни и трудности в установлении контактов РПЦ МП с обществом и властью Береснев видит в жестких рамках, которые установил владыка Климент для своих подчиненных. Без благословения в епархии не делается ничего, а пользующийся авторитетом среди калужской общественности викарный архиепископ Людиновский Георгий (Грязнов) ограничен в своих правах и также не имеет полномочий решать какие-либо вопросы. Это, по мнению И. Береснева, создает проблемы в отношениях с интеллигенцией, которая "существует отдельно" от епархии.

Кроме того, епархия не проявляет никакой толерантности по отношению к другим христианским конфессиям. В отношениях с властями митрополит Климент часто ведет себя бесцеремонно. По словам И. Береснева, областные власти часто помогают епархии, когда она просит о материальной поддержке, хотя и не со всеми требованиями РПЦ МП чиновники согласны, но "они вынуждены идти навстречу". Калужская общественность и музейные работники были, в частности, возмущены действиями епархии в отношении Литературного музея в Оптиной пустыни. Музей в результате остался без помещения, часть экспонатов была размещена в Калуге, а часть в Козельске. Как отметил И. Береснев, "интеллигенция была, мягко говоря, удивлена, так как епархия могла бы поступить и поизящнее". В калужской и козельской прессе появились статьи, в которых давалась категоричная оценка епархиальным акциям, а сами насельники Оптиной пустыни назывались мракобесами. Конфликт, по словам И. Береснева, произошел из-за давления митрополита Климента, хотя сам губернатор Анатолий Артамонов не хотел создавать проблем и пытался организовать музей на паритетных началах с епархией. Под давлением епархии губернатор А. Артамонов, который заявляет о том, что он православный человек, предлагал принять дискриминационный Закон о регулировании миссионерской деятельности, такой же, какой действует в Белгородской области, который ограничивал бы свободу проповеди неправославных христианских конфессий и т.п. Но правовое управление администрации области дало отрицательное заключение на проект этого закона, и инициатива митрополита Климента провалилась.

Владыке Клименту не удалось установить жесткого авторитарного режима в епархии, где интеллигенция, действительно, является активной частью православной жизни, прежде всего, в Калуге и в Обнинске, где регулярно проходят Рождественские чтения, существуют духовно-просветительский центр и православный театр. Невозможность установить контроль надо всем многообразием независимой деятельности мирян, находящихся около Церкви, а также критика самых обскурантистских инициатив митрополита Климента в прессе, привели, по существу, к личному конфликту между архиереем и обществом. Нынешнее состояние общества для Климента хуже, чем советское. В 2005 году в интервью "Православной газете" (печатному органу Екатеринбургской епархии РПЦ МП) Климент заметил: "Над нами более семидесяти лет ставили атеистический эксперимент, а затем навязали западные ценности".

Еще в конце 90-х гг. многие священнослужители РПЦ МП признали тот факт, что Церковь не смогла наладить полноценный диалог с обществом и стать средоточием народного православия. Наступающая эпоха митрополита Климента – и как второго лица в Московской патриархии после Патриарха Алексия, и как возможного главы РПЦ МП в будущем – ярче всего показывает, что Церковь легче налаживает диалог с верховной властью и старается воспользоваться ее силой. Идеи митрополита Климента являются логическим продолжением еще того – прошлого - диалога Церкви с советской властью. В глазах современного общества высказывания митрополита Климента выглядят архаично, и если линия Климента окончательно победит в российском православии, то безнадежно архаичной в сознании общества станет и сама Русская Православная Церковь.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования