Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 октября 17:55Распечатать

Федор Конев. ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ ПО-СТАРООБРЯДЧЕСКИ. Сработают ли методы мирской предвыборной пропаганды в традиционно консервативной старообрядческой среде?


Современное общество давно привыкло к избирательным кампаниям. Рассованные по почтовым ящикам миллионы рекламирующих и компрометирующих листовок, глянцевых буклетов и журналов, заказные телепередачи, смакующие подробности общественной и личной жизни кандидатов, использование административного ресурса, подкуп избирательных комиссий и самих избирателей стали неприглядной, но, увы, неотъемлемой частью российской жизни в предвыборный период. Как показывает практика, немногим лучше выглядят и церковные предвыборные баталии. "Митрополичьи войны", сотрясающие РПЦ МП, подковерные схватки синодальных бульдогов за наследство еще живого Патриарха – лишнее тому подтверждение.

На этом фоне, ситуация в Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) долгое время казалась островком спокойствия и христианской пристойности. Выборы митрополита на Освященном соборе в феврале 2004 года и епископов на Освященном соборе ноября 2004 прошли на удивление спокойно. Конечно, без споров и серьезной дискуссии не обошлось. Однако главной чертой состоявшихся выборов стало отсутствие как таковой избирательной кампании, войны административных и финансовых ресурсов, схватки рекламы и компромата.

Ситуация стала резко меняться после упокоения предстоятеля РПСЦ митрополита Андриана. Уже в первые дни в околоцерковные и светские СМИ была вброшена информация о возможных кандидатах и последствиях их избрания. Вне всякого сомнения, часть этих сообщений предназначалась для целевой аудитории – старообрядческих избирателей.

Прошедшие после упокоения митрополита месяцы отчетливо указали направления предвыборной деятельности, как самих вероятных кандидатов на митрополичий престол, так и групп их поддерживающих. Первое, что в этой связи можно заметить это сохранение большинством участников процесса традиции скромности и отказа от предвыборной агитации.

Местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Иоанн почти все это время продолжал оставаться на кафедре Костромской и Ярославской епархии. Небольшое повышение активности владыки было связано, главным образом, с его обязанностями местоблюстителя и руководством поминальными службами. Встреча архиепископа Иоанна с губернатором Костромской области В.А. Шершуновым и спикером областной думы В.П. Ижитским прошла в рамках вопросов епархии и практически не затронула общецерковных проблем.

Еще менее заметной в "избирательный" период была деятельность Корнилия, епископа Казанского и Вятского. 14 сентября он возглавил группу христиан, собравшихся из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Костромы и Кирова для того, чтобы накануне сорокового дня установить памятный крест на месте преставления митрополита Андриана. После этого владыка отбыл в Казанско-Вятскую епархию.

Преосвященный Саватий (Козко), епископ Киевский и всея Украины, отслужив 1 сентября молебен преподобному Сергию, открыл второй учебный год духовного училища Московской митрополии и принял участие в Дне духовных знаний. После этого киевский предстоятель совершил кратковременную поездку на Алтай, где посетил места, связанные с именами древлеправославных святых.

Несколько иным образом выглядела в этот период деятельность епископа Донского и Кавказского Зосимы. Пожалуй, впервые в современной истории старообрядчества вокруг его имени завертелась полноценная предвыборная компания. Все последние месяцы епископ Зосима находится в Москве, где не только возглавляет богослужения в Покровском кафедральном соборе Рогожского кладбища, но и проводит активные консультации с членами московских старообрядческих общин, собеседования с влиятельными священниками и мирянами, приехавшими из провинции. В российских средствах массовой информации опубликован ряд обращений с призывом поддержать епископа Зосиму на предстоящих выборах митрополита. Одно из них, подготовленное родственником епископа Зосимы, пришло в адрес "Портала–Credo.Ru", где и было опубликовано.

Не остались в стороне и чисто внешние атрибуты первосвятительской власти. Когда тело покойного митрополита привезли в духовный центр старообрядческой Церкви, епископ Зосима, к большому удивлению присутствующих, встречал траурную процессию уже облачившись в мантию усопшего первосвятителя. С этого момента он неоднократно служит, облачаясь в ризы покойного предстоятеля Церкви. Кавказский владыка нашел способ заставить прихожан Покровского храма слушать свои проповеди от начала и до конца. Так он внес изменения в богослужебный устав и отменил исходные поклоны, положенные по окончанию литургии. Сегодня эти исходные поклоны читаются только после выступлений владыки Зосимы. Одновременно на старообрядческих интернет-сайтах началась координируемая сторонниками епископа Зосимы информационная атака, направленная на других возможных кандидатов в митрополиты. На самом острие критики оказались епископ Казанский и Вятский Корнилий и местоблюститель митрополичьего престола архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн. Обвиненные в экуменической ереси, они, по мнению авторов этих публикаций и посланий, должны быть запрещены в служении.

В одном из последних обращений, помещенном на популярном старообрядческом ресурсе "Семейские", говорится следующее: "Будет несправедливым упустить, не востребованное и давно ждущее своей епитимьи, братское лобызание с еретиком архиепископа Иоанна 27 марта 2004 г. … Экуменическая деятельность священноиерархических лиц, должна, наконец, получить соборно-каноническую оценку".

В стороне от компромата не остались и другие, менее вероятные кандидаты в митрополиты. Так нареченный епископ (т. е. избранный для поставления во епископы), иконом Костромской и Ярославской епархии протоиерей Валентин Новожилов был обвинен в личных прегрешениях. Епископ Киевский и всея Украины Саватий – в том, что возводил в священный сан кандидатов признанными епископом Зосимой в бытность его молдавским архипастырем "недостойными".

Безусловно, факты использования современных избирательных технологий стали новшеством в информационном пространстве Старообрядческой Церкви. В современном светском обществе активная избирательная компания одного кандидата в условиях пассивности остальных гарантирует сокрушительную победу. Вот только сработают ли методы мирской предвыборной пропаганды в традиционно консервативной старообрядческой среде? Ответ на этот вопрос мы получим уже через несколько дней.

Федор Конев,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования