Всеправославный собор епископов, завершившийся сегодня в Константинополе, лишний раз напомнил о значимости Вселенского престола для христианства. Позиции Константинопольского патриархата в последнее десятилетие в мире заметно усилились. Однако у себя, в Стамбуле, он находится на положении бедной родственницы. Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в храме св. Георгия на Фанаре на Божественной литургии. Торжественные входы, приличный хор, великолепный иконостас не могут скрыть от постороннего взгляда печальный факт: стамбулиотов среди прихожан практически нет, и вся публика, в основном, из Греции. Греческая тусовка, к тому же малоцерковная: даже во время анафоры многие входят и выходят или тихо перешептываются. Вселенскую кафедру в фундаменталистских кругах нередко характеризуют как "обновленческую". И действительно, какие-то элементы обновленной традиции на Фанаре есть. Писание, к примеру, читается в центре храма. Но при этом чтец выделывает такиефиоритуры, что это напоминает больше призывное пение с минаретов, чем внятное обращение к народу. Интересно, что анафора (при открытых вратах и молящемся рядом с мирянами Патриархе) священником читается тихо, очень тихо: "аминь" народа явно не предусматривается. В жалком положении находятся православные святыни Константинополя. В монастыре Феодора Студита царит мерзость запустения, и найти его без помощи специалиста практически невозможно. Ненамного лучше обстоят дела со знаменитым Влахернским храмом. В древней церкви св. Ирины, где проходил один из Вселенских Соборов, недавно устроили выставку мод. И даже храм св. Софии – сердце второго Рима - оставляет впечатление некоторой заброшенности. В 1923 году священник Сергий Булгаков писал о византийской святыне как зримом воплощении Премудрости Божией. Тогда здесь была мечеть, и русский беженец увидел в мусульманах местоблюстителей святого места. Христиане, рассуждал он, должны преодолеть филетизм. И над куполом снова засияет крест: Нет колебаний, нет лукавых, Противостать не сможет враг - Святая сила православных Стамбул зажавшая в кулак. Сегодня в храме св. Софии – музей. И этот музейный статус, похоже, лучше не менять. Потому что всякое изменение во времена этнорелигиозных разборок чревато гибелью. В те же 20-е годы турки уничтожили прекрасную церковь с мозаиками в Никее. Так они отомстили грекам-христианам за свои временные неудачи на поле брани. Ислам – и это видно в Стамбуле со всей определенностью – абсолютно не заинтересован в христианстве. Напротив, это христиане подпадают под его притяжение, и иногда путают путь спасения с мусульманским благочестием. Но в отличие от последователей Мухаммеда, стамбульские христиане предельно закрыты. Эта закрытость связана со страхом – иногда обоснованным, а иногда и не очень. Храмы обычно стоят под замком. Даже на острове Халки на территорию монастыря пускают только в воскресенье. Очень мало христианской литературы, а на турецком языке ее, похоже, вовсе нет. Православные совсем не заинтересованы в миссии среди титульной нации. И этим они сильно отличаются от последователей новых религиозных движений. Скажем, адепты NewAge раздают свои листовки прямо в университетском дворике, рядом с дискотекой. И кровожадные янычары их не трогают. К сожалению, Вселенская патриархия всерьез и надолго замкнулась на греческую идентичность, на продвижение панэллинских идей во всем мире. Подлинное вселенское православие Константинополь волнует не больше, чем Москву. Просто в отличие от последней, второй Рим сделал ставку на "вашингтонский обком". И в силу этого имеет прекрасные перспективы. Собственно, с влиянием "вашингтонского обкома" связаны надежды Константинополя и на открытие богословской школы на о. Халки, и на свое безопасное существование, чем-то напоминающее жизнь Московской патриархии при советской власти. В свое время знаменитый проповедник и богослов о. Александр Шмеман говорил о конце константиновской эпохи. Действительно, классическая симфония властей – светской и духовной – уходит в прошлое. Неудачные, с церковной точки зрения, попытки возобновить ее в белокаменной напоминают об этом. Но с концом константиновского периода верующие не оказываются по мановению волшебной палочки у своих истоков, свободными от политики и этноконфессиональных противоречий. И опыт Вселенской патриархии лишний раз свидетельствуют о поистине мучительных путях православия в современном мире. |