Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
13 мая 12:34Распечатать

Борис Колымагин. ДЕНЬ СВОБОДЫ СОВЕСТИ. Ограничится ли он конфессиональным празднованием 100-летия распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища?


Столетие манифеста "Об укреплении начал веротерпимости" - юбилей провозглашения в России свободы совести. Жаль, что это знаковое событие не засветилось в общественном сознании так широко, как того хотелось бы, не стало поводом для проведения многочисленных конференций и круглых столов с участием представителей всех религий и правозащитников.

Напомним, что Указ 1905 года предоставил всем конфессиям право юридического лица, благодаря чему религиозное поле России резко увеличилось. С этого момента государство отказалось юридически преследовать своих граждан за переход из православия в другую конфессию или религию, и империя семимильными шагами двинулась в сторону демократии.

Может показаться, что Указ больно ударил по "господствующему вероисповеданию", оказавшемуся не готовым к такому повороту событий, не способным в условиях свободы успешно заниматься миссией. И итоги Миссионерского съезда в Киеве, на котором обсуждались меры по борьбе со староверами и инославными, вроде бы корреспондируют с таким мнением. Но, по сути, это не верно. "Удар" (нанесенный, напомним, святым императором Николаем II) пошел во благо самой Церкви, и в ней пробудились здоровые силы, которые начали искать церковные ответы на вызов времени.

Именно с Указа Российская Православная Церковь начинает путь к освобождению от железных объятий государства, к Поместному собору, к патриаршеству. И вскоре появляется знаменитая записка32 столичных священников о необходимости внутрицерковных реформ.

Конечно, больше всего обязаны императору за Манифест о веротерпимостистарообрядцы. И они по-своему чтят царя. Важно, что торжество распечатания алтарей приходится у староверов на вторую Неделю после Пасхи – на Неделю жен-мироносиц. Ангел, отваливший камень от двери Гроба святым женщинам, литургически рифмуется с государем, снявшего печати с алтарей. И крестный ход в этот день – продолжение этой рифмовки. Можно сказать, что гораздо раньше православных верующих старообрядцы стали чтить святость императора, хотя, понятно, формально и не могли внести "никонианина" в святцы.

До 1905 г. отношение государства к старообрядцам было негативное. Иногда, правда, случались "оттепели", и тогда староверы бурно развивались (по некоторым данным, около трети населения отходило от "никонианской" Церкви). Что произошло в советские годы – понятно. Но и в постсоветской России власть особой любовью к последователям протопопа Аввакума не воспылала. Скорее, неизменно демонстрировала равнодушие (хотя Русская Православная Старообрядческая Церковь – это около 300 приходов, около миллиона прихожан, то есть конфессия не маленькая и в плане социальной работы - перспективная). При этом власть не стеснялась приватизировать старообрядческие храмы. Например, в Москве приватизировали две старообрядческие церкви, в одной из которых - Тихвинской - сейчас находится ресторан.

Сегодня, похоже, отношения между властями и старообрядцами потеплели. О чем свидетельствует и первый за всю историю визит столичного градоначальника в Рогожскую слободу. Планы у господина Лужкова, что говорить, громадные. Правда,некоторые верующие высказывают опасения, что после лужковской реставрации "Рогожка" превратится в новодел. Но другого, не лужковского, пути возрождения исторического центра сторонников старой веры просто нет.

О плюсах этого реставрационного проекта и для Москвы написано уже немало. Думается, к этим плюсам можно было бы добавить возможность (пока чисто гипотетическую) перевести юбилей в формат ежегодных торжеств с участием властей и представителей всех конфессий. Старообрядческий Митрополит Андриан (Четвергов) относительно молод, коммуникабелен и вполне мог бы организовать в слободе своеобразный ежегодный праздник "свободы совести". Он же – День религиозного примирения и согласия.

На такое предложение трудно было бы не откликнуться и Московской патриархии, которая неизменно говорит о диалоге со староверами и которая на последнем заседании Синода приняла решение создать специальную комиссию по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Такая встреча оказалась бы хорошим поводом поговорить о соборности, о выборности священников и прочих благах "внутрицерковной демократии", почему-то сохранившихся у старообрядцев, но давным-давно исчезнувших в "государственном вероисповедании". Можно было бы обменяться мнениями о допустимых пределах сотрудничества с государством, с правоохранительными органами в частности. Ну, и т.д., и т.п. Душеполезные разговоры.

Борис Колымагин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования