Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 мая 18:31Распечатать

Михаил Пожарский. ЧТО ПРОТИВОПОСТАВИТЬ ВАЛЬПУРГИЕВОЙ НОЧИ? Пытаться создавать отечественные аналоги Хэллоуинам, Дням св. Валентина и Вальпургиевым ночам – натянуто и комично. Но что-то создавать все-таки надо…


В последнее время в среде "правильно", "православно" и "традиционно" убежденных людей вошло в моду критиковать всяческие западные псевдо-религиозные праздники, как то День святого Валентина, День святого Патрика или Хэллоуин. Очевидно, что праздники эти давно превратились в светские увеселительные мероприятия и находятся скорее в контексте всей той массовой культуры, что в огромных дозах перекочевала к нам в период "экспресс-демократизации" страны.

К сожалению, на практике подобная критика сводится к попыткам обрядить в отечественные валенки и косоворотки все те же западные праздники. В целях же реального "сохранения культуры" необходимо иметь столь же реальную, а вовсе не комично-лубочную альтернативу. Насколько реальна у нас такая альтернатива, можно усмотреть на примере недавнего совпадения. Совпадения Пасхальной ночи с ночью Вальпургиевой.

Вальпургиснахт – германский праздник. Наравне с британским Хэллоуином, он считается временем, когда смыкаются сезонные циклы и через открывающиеся границы между мирами на землю лезет всяческая нечисть. Как и многие другие празднества, он происходит из древних языческих традиций встречи весны и пастушьего сезона. В период "христианизации" он влился в христианскую традицию и получил имя популярной Св. Вальпургии, день которой на Западе отмечается первого мая. Хотя на фресках она изображается в компании собаки – спутницы многих языческих богинь, на фоне лип – деревьев богини плодородия Фригги, но чудотворные деяния святой никак не связаны с тем, как обычно описывается сама Вальпургиснахт.

Упоминания о ней сохранились и в отечественных источниках. Например, А. Афанасьев ("Поэтические воззрения славян на природу") пишет: "Ежегодно на первую майскую ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш (Вальпургиева ночь). В нем принимают участие и оборотни, и давно умершие развратные женщины - подобно тому, как в полете неистового воинства участвуют неприкаянные души усопших. Каждая ведьма является на празднество вместе со своим любовником-чертом"; "затем, при свете факелов, возженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкновенной музыки"; "любопытного, который пришел бы посмотреть на их игрища, схватывают и увлекают в вихрь своих плясок; но если он успеет призвать имя Божие, то вся сволочь мгновенно исчезает".

Последнее предложение особенно интересно в свете "правильно" и "православно" убежденных людей, которые сетуют на то, как молодежь увлекается в "вихрь бесовских плясок", и стремятся крестным знамением оные развеять. Как известно, средневековая инквизиция, не смотря на все усилия, не смогла искоренить "языческие пережитки", уходящие корнями в дохристианскую Европу. Но эти попытки не прекращаются до сих пор. Как же поступает современная инквизиция? Например, в городе Ростове просто-напросто запретили празднование Вальпургиевой ночи, а местные казаки дежурили около места проведения. Место проведения празднования – Дворец спорта - стоит на захоронениях – странно, что "достопочтенные отцы города" задумались об этом факте только в контексте Вальпургиевой ночи. Такие меры, конечно, смешны, но сам факт совпадения Пасхи с Вальпургиснахт интересен тем, что неосознанно ставит людей перед выбором на стыке двух культур. Само собой, что в сегодняшней Вальпургиснахт и в помине нет ничего "сатанинского" – она давным-давно превратилась в мирный бюргерский увеселительный праздник. В Европе в этот день проходят дискотеки (видимо, те самые бесовские пляски) и прочие, лишенные всякой религиозной направленности, мероприятия. Но дело в другом. Видимо, на Западе считают, что потребляемое "всем цивилизованным миром" есть самое правильное и должно потребляться и восточными варварами. Тот факт, что у восточных "варваров" есть собственная культура с многовековой историей, как-то не учитывается.

Пасхальную службу посетило столько-то человек. Сколько же людей посетили мероприятия посвященные Вальпургиснахт? Для молодежной субкультуры готов – это второй международный праздник после Хэллоуина. Празднование проходило в Московском клубе "Точка", вместимость которого, а это полторы-две тысячи человек, была практически исчерпана. Питерские готы отмечали её в RedClub’е, тоже отнюдь не маленьком заведении. Кроме субкультуры готов, есть также множество людей, для которых мероприятия, посвященные ведьминскому празднеству, явились просто очередной веселой клубной тусовкой. Можно сказать, что момент совпадения двух праздников, одного условно исконного и второго современного и западного, явился некой "точкой ноль", которая поставила многих людей перед выбором. Но на деле, всё, скорее всего, обстоит гораздо проще. В современном российском обществе, которое очевидно лишено всякой объединяющей идеи, разные слои населения находятся в совершенно разных культурных потоках. И совпадение праздников просто дало возможность численно измерить глубину пропасти.

Конечно, крайне неумно пытаться отвести людей в церковь за ручку или грозным перстом пытаться научать их родной культуре. Тем более что страна наша, как известно, многонациональна, многоконфессиональна и поликультурна. Но когда одна часть людей простаивает ночь в храме, а другая в это время весело выплясывает в клубе на бывшем "ведьминском" празднестве – в этом явно угадывается некоторый символизм. Символизм же этот говорит, в сущности, о самых простых и банальных вещах.

Когда я только начинал учиться в институте, на первой лекции по востоковедению нам дали определение понятия цивилизация – поле, на котором господствуют одни и те же культурные архетипы. Если в стране отсутствует главный объединяющий архетип, то она неизменно распадается на культурные кластеры. И этот пресловутый архетип содержится вовсе не в официозных прокламациях или громких лозунгах, которые летят по ветру, как только заканчивается торжественная линейка. Нет, он должен быть глубже формальных конфессий и официальных линий, внутри, впитанный с воспитанием, невербально, но абсолютно очевидно.

Этот архетип есть у той же Америки, которая, как правило, выступает в качестве примера мирового бескультурья и распространителя тлетворного влияния на всю Ойкумену (на Третий Рим, в особенности). Но на любой из "всеамериканских" праздников собирается огромная толпа людей, включающая в себя как распоследних панков, так и самых респектабельных представителей американского общества. Все неизменно с флагами и с неизменным ощущением межнационального и межрелигиозного единства. Возвращаясь к теме религии, немаловажно то, какой культурный ажиотаж нагнетается вокруг сугубо американского варианта протестантских праздников. Рождество и День благодарения неотступно преследуют рядовых американцев, а заодно и весь цивилизованный мир, в сонме фильмов, песен и множестве мелких бытовых "традиций". Хочешь - не хочешь, но образ Санта-Клауса (Св. Николая) маячит над головой даже самого далекого от религии человека. Определенно, есть чему поучиться.

Конечно, можно возразить, что американская культура де приводит к девальвации ценностей, и это действительно так. Но никто не предлагает слепо копировать западные методы культурного пиара. Напротив, необходимо создавать что-то свое, находить собственные пути в собственном богатом идейном резервуаре. Очевидно, что современное российское общество находится в поисках. Мечется от полюса комичного славянофильского мракобесия к полюсу оторванного от российских реалий западничества. В итоге получаются готы на Вальпургиевой ночи и бабушки на Пасхальной. Пытаться создавать аналоги западным Хэллоуинам, дням Св. Валентина и Вальпургиевым ночам – натянуто и комично. Оголтелые запреты, как то произошло в городе Ростове, явно не решают вопрос. А решать его все-таки надо.

Михаил Пожарский,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования