Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 марта 18:51Распечатать

Всеволод Луховицкий. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ СВОБОДЫ УБЕЖДЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Выступление в Центре им. Андрея Сахарова на круглом столе «Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России» 25/02/2005


15 и 16 января в Москве состоялась общественно-педагогическая конференция "Свобода убеждений в образовательном пространстве школы". В конференции приняли участие педагоги и правозащитники из Азова, Барнаула, Дзержинска (Нижегородской области), Йошкар-Олы, Калуги, Калининграда, Красноярска, Москвы, Новочеркасска, Перми, Рязани, Санкт-Петербурга, Томска, Чебоксар, Тамбовской и Псковской областей. Организаторами события выступили члены Инициативной группы "Учителя против клерикализации и милитаризации школы", созданной весной 2004 года. Экспертную и финансовую поддержку конференции оказали Научно-методический центр "Гуманист" и Московское бюро по правам человека.

Основная опасность для свободы убеждений в школе сегодня связаны с попытками внедрения идеологии, в основе которой лежит разделение людей на "своих" и "чужих", создание "образа врага" и беспрекословное подчинение "старшему", будь то военрук или священник.

О конкретных проявлениях этих негативных тенденций говорили не конференции и московские эксперты, и участники из других регионов страны. Во многих школах России сегодня де-факто вводятся обязательные религиозные курсы, которые, по сути, являются изучением Закона Божьего. Детей принуждают к участию в мероприятиях и обрядах, проводимых религиозными организациями. Пятидневные военные "учебные" сборы стали в большинстве регионов практически обязательными для старшеклассников. Обеспокоенность педагогов и правозащитников вызывает и содержание школьных учебников по гуманитарным предметам, рекомендованных и допущенных к использованию Министерством образования. Во многих из них ставится знак равенства между православием и духовностью, подчеркивается неразрывная связь между национальностью и конфессиональной принадлежностью, допускаются некорректные высказывания относительно представителей других национальностей и религий. На первый план выдвигается воинская доблесть как чуть ли не единственная форма проявления патриотизма. Подобному пониманию роли военной службы способствует и реализация "Программы патриотического воспитания на 2001 – 2005 гг.", которая фактически подменяет понятие "патриотическое воспитание" "военно-патриотическим".

Способы защиты свободы убеждений стали предметом специального обсуждения на конференции. В настоящий момент попытки введения в государственных школах обязательных религиозных и военных курсов не имеют под собой достаточных правовых оснований и противоречат как существующей Конституции, так и Федеральному закону "Об образовании". Однако ситуация может измениться в самое ближайшее время. Уже появились сообщения о том, что в весеннюю сессию Государственная дума будет рассматривать предложения о возвращении обязательного курса "Начальная военная подготовка" в школы.

Одним из итоговых документов конференции стало Обращение к министру образования и науки А. А. Фурсенко, в котором педагоги и правозащитники призвали министра принять меры по устранению вопиющих нарушений Конституции и закона "Об образовании" в части соблюдения принципа добровольности занятий по военной подготовке. В Обращении предлагается приказом министра ввести норму об обязательном письменном согласии детей и родителей на участие в военных сборах и любых мероприятиях военного характера. Финансирование военных сборов, в строгом соответствии с законом, должно осуществляться за счет средств заинтересованного ведомства, то есть Министерства обороны. По мнению участников конференции, также необходимо пересмотреть содержание программы по Основам безопасности жизнедеятельности и заменить раздел "Основы военной службы" (изучение которого в отдельных случаях занимает до 70 процентов учебного времени) разделом "Защита жизни и здоровья граждан в условиях вооруженного конфликта".

Для организации дальнейшей совместной работы было принято решение создать и зарегистрировать межрегиональную общественную организацию "Учителя за свободу убеждений".

Основная цель организации – обеспечение неукоснительного соблюдения в школе свободы убеждений, гарантированной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании" и иными законами.

Своими главными задачами организация считает:

1. Создание системы гражданского контроля над образовательной политикой:

Организацию постоянного мониторинга образовательной политики с целью оценки соблюдения принципа свободы убеждений, выявления тенденций милитаризации и клерикализации школьного образования. Публикация результатов мониторинга в федеральной и региональной прессе, а также в специальных педагогических и иных изданиях с целью организации широкого общественного обсуждения сложившейся ситуации.
Разработку принципов и проведение независимой общественно-педагогической экспертизы учебных и методических программ и пособий, в первую очередь на предмет соответствия их содержания принципам плюрализма в образовании, толерантности и свободы убеждений. Организация общественной дискуссии по результатам экспертизы
Обеспечение всеми доступными средствами соблюдения принципа свободы убеждений в государственных и региональных программах, имеющих отношение к системе образования.
2. Создание системы защиты свободы убеждений в образовании:

Создание условий для устранения выявленных в результате общественно-педагогической экспертизы нарушений принципа свободы убеждений в учебных программах и пособиях, в том числе, организация кампаний за исключение наиболее тенденциозных учебно-методических комплексов из числа допущенных органами управления образованием к применению в массовой школе.
Всестороннее содействие разработке и внедрению учебников и учебных пособий, содержание которых соответствует принципам толерантности, плюрализма и свободы убеждений.
Разработку и внедрение методики педагогического и общественного противостояния тенденциям клерикализации и милитаризации в образовательном пространстве. Создание системы обмена опытом такого противостояния в педагогической практике.
Ведение просветительской работы по проблемам реализации принципов свободы убеждений и других прав человека в системе образования.
Налаживание системы взаимодействия и ведение просветительской работы по проблемам свободы убеждений с Попечительскими советами, Школьными советами и другими органами школьного самоуправления.
Организацию общественных кампаний и использование иных доступных средств с целью прекращения действия нормативных документов, провоцирующих нарушения принципа свободы убеждений, светского характера государственной школы и способствующих милитаризации системы образования.
Организация выражает готовность к конструктивному взаимодействию с органами управления образованием, иными органами государственной власти и местного самоуправления, влияющими на образовательную политику в России.

Организация объявляет себя независимой от каких-либо партий или религиозных организаций, в то же время выражает готовность действовать совместно с другими общественными и профсоюзными организациями, а также участвовать в объединениях и коалициях общественных организаций.

На конференции были определены основные случаи нарушения свободы убеждений в школе и возможные способы защиты.

Нарушения свободы убеждений в школе:

·введение обязательного курса "Основы военной службы"

·снижение оценки по основам НВП или ОБЖ за отказ прикасаться к оружию

·лишение диплома/аттестата за отказ от изучения основ военной службы по убеждениям

·государственная поддержка или участие государства в конкурсах с националистической,конфессионально- или военноориентированной идеологией

·санкции за невыполнение программ патриотического воспитания в ее "военной" части

·критика со стороны учителей или администрации идей АГС в оскорбительной форме

·навязывание министерством или органами образования некорректных учебных пособий

·принудительный сбор сведений об учащихся определенных национальностей или конфессий

·дискриминация ребенка по религиозному признаку

·навязывание учителем определенной идеологической точки зрения ученику

·совершение религиозных обрядов в школе, принуждение детей к совершению религиозных обрядов вне школы (поездки "по святым местам")

·обязательное празднование религиозного праздника одной из конфессий

·введение как обязательного курса основ одной из религий

Учитель-предметник (классный руководитель) может, работая со своим классом:

·решить, является ли для него свобода убеждений базовой ценностью

·четко решить для себя - что я делаю: удовлетворяю требования начальства или интересы детей?

·изучить Конституцию РФ, законы "Об АГС", "О военной службе", "Об образовании","О свободе совестии религиозных объединениях" - знать законы лучше чиновников и администрации; помнить, что педагоги должны в своей работе руководствоваться Конституцией и законом "Об образовании"

·опираться на родителей (законные представители ребенка), просвещать, предлагать писать заявления в случаях нарушения свободы убеждений

·от директора в случаях сомнительных с правовой точки зрения просить подтвердить распоряжения в письменной форме

·обращения к педсовету - просить помощи у коллег

·форма открытого противостояния возможна, только если продумана система защиты (и учителя, и детей, чьи права учитель хочет защитить) и есть поддержка общественности (родители, СМИ, НКО)

·изучить с детьми (старшеклассниками) российское законодательство, заниматься правовым просвещением детей и родителей

·на своих уроках воспитывать уважение к иному мнению, принимать разные точки зрения, не совпадающие с его собственной

·использовать опыт советских учителей (тихо саботировать указания "сверху", может быть, их еще отменят; говорить детям на занятиях одно - в журнал писать другое и т. д.)

·метод "итальянской забастовки" - выполнять все строго в соответствии с имеющимися инструкциями (например, если заставляют вести новый курс типа "Основ православной культуры", требовать полноценных курсов переподготовки, новых апробированных учебников с грифом министерства и т. д.)

·изучить санкции за невыполнение распоряжений администрации (не переоцениваем ли мы силы "противника"?)

Работа с коллегами - учителями:

·создание разумного самоуправление в школе (ученики, учителя, родители),"развитой демократической среды" (Тубельский) - иначе все будет малоэффективно

·сверить школьный устав с законами; создать в школе локальные правовые акты, запрещающие, например, изучение основ религии

·возможно, введение специальной фигуры школьного омбудсмана

·создавать ассоциации директоров школ разных уровней, чтобы постепенно показать управлениям образования кто здесь хозяин

·на методических объединениях разных уровней информировать коллег о проблеме нарушения свободы убеждений, предлагать варианты совместных действий

·разрабатывать учебные модули для различных курсов повышения квалификации учителей-предметников и классных руководителей, в том числе по правам человека, по религиоведению, по ОБЖ

·организовывать семинары, "мастер-классы" для педагогов и школьной администрации (например, по теме "Какие знания о религии и как можно преподавать учащимся светской школы?")

Работа с родителями:

·родители - самые надежные союзники в защите свободы убеждений детей, любовь к своему ребенку должна быть поставлена на защиту прав человека

·просвещение, информация о правах родителей в случае введения курса НВП

·организовать родительские собрания (собрание - потом написание заявлений, либо наоборот,заявления пишутся на собрании); необходима максимальная открытость с родителями и учениками (пример с учебными военными сборами)

·организовать действия родителей по защите учителя, который может пострадать, защищая свободу убеждений детей

·организовать психологическую помощь родителям и детям при конфликтных ситуациях (перед этим - работать с самим психологом)

·отработанные механизмы действия через родительский комитет класса, школы, района, даже города; сейчас в большинстве школродительские комитеты нужны только для сбора денег и организации торжественных мероприятий, а надо, чтобы родительские комитеты защищали и обеспечивали права участников образовательного процесса (пример – организованный в Томске круглый стол "Родительский комитет и защита прав участников образовательного процесса", после которого действует городской родительский комитет,состоящий из учителей, завучей, директоров, представителей родительских комитетов)

Работа с гражданским обществом и с органами власти

·координировать свои действия с другими организациями, причем не только правозащитными

·использовать СМИ потому, что чиновники часто бояться огласки, а печатающегося уважают

·работа с исполнительными органами - партнерские отношения, либо диалог, либо давление на органы власти

·работа с региональными и федеральными Думами – разработка необходимых законопроектов,

·открытость всех мероприятий, приглашение всех заинтересованных лиц (методистов, военкомов, священников)

·использование традиционных форм общественных акций (пикеты, митинги, листовки)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования