Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 января 16:20Распечатать

Михаил Ситников. ТВЕРДЫЕ В НЕНАВИСТИ. Мифология, поддерживающая юдофобию, на удивление живуча и заразна


"А я не чувствую его.
Я – абсолютно свой здесь человек.
Я могу дать отпор любым образом…
Матом, криком, кулаками"

(Евгений Рейн в ответ на вопрос об антисемитизме)

Помнится, совсем недавно главный раввин Берл Лазар заявлял, что антисемитизма в России не существует. Словно в ответ на это безответственное заявление, которое политически, разумеется, вполне оправданно, юные акселераты с антисемитским уклоном избили в Москве раввина Александра Лакшина. Избили за то, что он еврей.

Можно допустить, конечно, что раввин просто оказался не так крут, как Евгений Борисович Рейн и не умеет ругнуться, а тем более крепко приложить своей далеко не боксерской ладонью или кулаком. Но что это меняет? Антисемитизм в России есть. Более того, он разгорается заодно со всеми остальными видами ненавистничества – "кавказофобией", "негрофобией", "вьетнамофобией" и Бог знает чем еще. Он торжествует не только в подворотнях и подземных переходах, как в случае с Лакшиным, но на всех уровнях общества. Мне доводилось наблюдать "интеллигентные" проявления антисемитизма в беседах с одним из нынешних вице-спикеров Госдумы, со знаменитым писателем, которого никак нельзя упрекнуть в недостатке образованности и воспитания, с одним из дюжины наших самых-самых митрополитов. Этот антисемитизм не искусственен и не представляет собой отдание дани какой-то болезненной неписаной этике, вроде общепринятой матерной ругани в государственных учреждениях федерального уровня. Он органичен и воспитывается в более или менее деликатной форме с малых лет практически во всех социальных группах русских. В том числе (а может быть и особо изощренно) в околоцерковных.

Мифология, поддерживающая юдофобию, не смотря на все развенчания фальшивок, вроде "Протоколов сионских мудрецов" и немалое количество серьезных публикаций, касающихся морали и этики, не смотря даже на более, чем прозрачное освещение отношения к человеконенавистничеству в Священном Писании ‑ на удивление живуча и заразна. И ни в какие рамки здравого смысла эта наша общенациональная болезнь не укладывалась бы, если бы не была катастрофически застарелой. Если не была бы она въевшейся в народный характер так глубоко, что для излечения ее теперь потребуется появление абсолютно новой формации людей, вместо старой советской и нынешней постсоветской.

На то, что антисемитизм можно считать в России одной из ее патологических традиций, указывает немало документов. В частности, читателю, вероятно, будет небезынтересно ознакомиться с несколькими выдержками из рукописи русского писателя Николая Лескова, представленной им в 1884 году комиссии под председательством графа Палена:

(после высочайшего дозволения евреям получать высшее образование и занимать должности)

"Евреи в образованных еврейских профессиях снова показались столь же или еще более опасными, как ив шинке. …В так называемой образованной среде нашлись люди, которые в появлении евреев на службе увидели то же самое, что орловские "кулаки" заметили на подвозных трактах к своим рынкам".

(о еврейских погромах)

"Евреи не зовут отмщения Немезиды, они заодно с христианами верят, что "Бог поруган не бывает" (Гал, 6,7), а в том, что делалось в последние годы над еврейством, есть прямое поругание самых священных чувств, возжженных в сердце человека, "эллина же яко иудея". Во время разграбления евреев в Нежине и Балте было указано, что евреи в некоторых случаях "могли бы дать отпор, но не дали его", ‑ русская газета заметила: "еще бы!", т.е. "еще бы" евреи посмели защищаться! – хотя, однако, защищать себя от нападающего насильника дозволяется и не вменяется в преступление"

(о журналистах, осуждающих антисемитизм и насилие над евреями)

"Защиту евреев в "Московских ведомостях" г. Каткова представляют нечистою со стороны бескорыстия этого журналиста; о Стасюлевиче прямо напечатано, что у него "жиды взяли пай", а третьему журналисту, Л. Полонскому, за слово в пользу евреев тоже печатно указано, будто он когда-то распространял польские прокламации. Кто поручится, что завтра человек, имеющий не злое мнение о евреях, не будет таким же образом заподозреваем в секретном изготовлении фальшивых денег или динамита?"

"До чего доходит подобная бестактность, видно из того, что когда недавно один из еврейсих органов, выходящих в России, попробовал было представить ряд очерков, свидетельствующих о мужестве и верности долгу воинской чести русских солдат из евреев в русских войнах, то это встречено было насмешками… воодушевительные примеры были русскою газетой осмеяны и оскорблены самым обидным подозрением".

"Так же надо судить с точки зрения русских патриотов, которые в своих воззрениях на народность, тем настойчивее требуют всяких предпочтений для одних русских. Да, они именно требуют не равноправия, а предпочтений. Такие претензии выражались и столь умными людьми, как покойный Ю.О.Самарин, и многими другими, не идущими с Самариным ни в какие сравнения. Все эти русские писатели требуют "предпочтений" русским за одно их русское происхождение, и никто их за это не осуждает. Но еврею предосудительно любить и жалеть еврея. Почему? Или христианский апостол не дело говорил, внушая людям заботиться "о своих" прежде, чем о чужеверных?"

(о газетных издевательствах по поводу изнасилования двух еврейских женщин и девочки)

"Вести себя так, чтобы шутить по поводу таких злодейств, значит – ругаться сердцу человека. Указываемый нами возмутительный цинизм не оставался без отражения в народной массе: буйная чернь производила последние свои бесчинства над евреями в Ростове в те самые дни, когда коленопреклоненная Москва перед лицом представителей всех европейских держав молилась Всевидящему о благополучии всех людей, над коими помазан царствовать наш нынешний император!"

(о религиозном фундаментализме)

"Слепое кичение еврейского невежды в законе вменяется в вину всему еврейскому племени, а то же самое в соответственном человеке христианской веры даже не ставится в счет. О таковом со всяким снисхождением и теплотою говорят, что он тверд в вере"

(цитируется по изданию: Н.С.Лесков, Евреи в России, несколько замечаний по еврейскому вопросу. Москва, "Путь", 1994)

Так выглядел антисемитизм в России в "серебряном веке". Когда дамы и господа, мужики и бабы – по меньшей мере через одного ‑ благочестиво крестили лбы и худо-бедно, боялись Бога. Во что способно вылиться человеконенавистничество в нынешнее откровенно обезбоженное время, предположить трудно. Зато нетрудно допустить, что антисемитизм – явление псевдо-религиозной природы. Что-то, вроде классовой ненависти или врожденной завистливости к чужому успеху, возведенных в обыденно-бытовой культ. Да и чем, кроме боязни богоизбранного народа можно объяснить насчитывающие не один век гонения на евреев на Святой Руси?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования