Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 января 14:48Распечатать

Сергей Бурьянов, юрист, сопредседатель Института свободы совести. ПАТРИАРХ И МОНЕТИЗАЦИЯ. Как сакрализация власти отражается на уровне жизни народа?


Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с проведением акций протеста в России вызвало определенный резонанс в обществе и государстве. Авторитетный религиозный лидер и политик высказался по вопросу новой системы социальных льгот (в форме их замены мизерной денежной компенсацией) в том смысле, что а) "эта политика должна быть справедливой и действенной", и б) "находить понимание у народа".

Так как почти весь текст посвящен обоснованию пункта а), то было ясно, что патриарх радеет за народ: "Преобразования ни в коем случае не должны лишить людей реальной возможности пользоваться транспортом и связью, сохранить свое жилье, иметь доступ к медицинской помощи и лекарствам".

Факт радения был подтвержден государственным телевидением. Утомленные праздниками "простые россиянине" – зрители 1-го канала телевидения, могли наблюдать, как депутаты Госдумы высказываются по этому поводу.

Но все же некоторые робкие сомнения возникли в связи с пунктом б) и призывом, содержащимся в последнем предложении – "хранить мирный дух, помогая справедливому разрешению возникших конфликтов".

Дело в том, что выплеснувшаяся на улицы проблема монетизации льгот это лишь капля в море социально-экономических проблем России. Вряд ли Алексий II ничего не слышал об неэффективности и деградации экспортно-сырьевой экономики, основанных на произволе бюрократии и безответственности власти перед обществом. Уже сейчас россияне убывают почти по 1 млн. человек в год, растет разрыв между богатыми и бедными, которых подавляющее большинство. А впереди еще плоды очередных людоедских "реформ": пенсионной, жилищной, реформы образования здравоохранения и науки.

Политическая "реформа" призвана окончательно закрепить безальтернативность политической системы и сложившуюся систему беспредельной личной власти. Есть основания полагать, что именно эта система породила экономические и социальные проблемы России.

Возникают вопросы: Следует ли ожидать новых заявлений патриарха РПЦ МП в защиту народа? Или заявления будут появляться только тогда, когда возникнет очередная угроза авторитету режима?

Социальная концепция РПЦ МП недвусмысленно намекает на "богоустановленность" власти и "помраченность грехом" человеческой личности. За период перманентного "демократического транзита" России поддержка Московским патриархатом правящего режима коснулась практически всех значительных событий, неоднозначно воспринимаемых в обществе, будь то чеченская кампания или гибель подводной лодки.

Предвыборная сакрализация власти заслуживает особого внимания. Анализ реальной ситуации показывает, что главными политическими игроками "электорального поля" являются власть и РПЦ МП. Взаимодействие между ними осуществляется в рамках религиозной политики и "специальных" отношений. В результате власть через устойчивую связь и прямую поддержку РПЦ МП получает от нее авторитет-освящение, что позволяет ее креатурам преодолевать демократические процедуры.

В данном случае, многие из 80 % православных, которые по версии митрополита Кирилла (Гундяева) "по факту рождения" принадлежат к РПЦ МП, оказываются "верующими" в В.В. Путина и его партию. И это, не смотря на то, что большинство из них не ходит в церковь, а некоторые не верят в Бога.

Результат прошедших президентских выборов в значительной мере был предрешен. Но была проблема явки избирателей. Естественно, Алексий II призвал народ к урнам, сам голосовал и даже агитировал, не смотря на запрет агитации в день выборов.

Проголосовав, Патриарх обратился к журналистам: "Я надеюсь, вернее, я даже убежден, что россияне сделают правильный выбор и по делам будут судить о кандидатах… Надеюсь, наш народ проявит единодушие в избрании кандидата. Какого - я не буду называть". Но все же не сдержался и назвал: "Если народ проголосует единодушно за нынешнего президента, то будет происходить и дальнейшее развитие нашей страны и нашего Отчества… Наш народ мудрый и сделает правильный выбор". В полной тишине, когда Патриарх уже удалился, немецкий оператор, почему-то взглянув на часы, произнес: "Правильно ли я понял, что Патриарх призвал голосовать за Путина?" [1].

Невозможно просчитать в какой мере "религиозная" поддержка помогла решить проблему явки, а значит и исход выборов. Но сам факт участия религиозных лидеров в предвыборной мобилизации говорит о многом. Тем более, что они не могли не понимать какую услугу и кому оказывают.

Предвыборные призывы религиозных лидеров, за редким исключением, не являются прямым нарушением избирательного законодательства. Однако, в данной ситуации религиозные организации показали себя в качестве неких корпораций, озабоченных усилением своего политического влияния и далеких от интересов гражданского общества. А значит, религиозные лидеры несут моральную ответственность за последствия политики, безоговорочно поддержанной ими власти.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Фаляхов Р., Кеворкова Н., Молина М., Матвеева А. Патриарх призвал голосовать за Путина // Газета. 15 марта. 2004.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования