Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 декабря 18:00Распечатать

Дмитрий Панов. КЕСАРЮ - КЕСАРЕВО, А БОГУ?.. Что получила Воронежская епархия РПЦ МП вместо митрополита Мефодия (Немцова)


Противно, конечно, осознавать, что чиновники берут взятки; мерзко, когда молодежь матерится и переводит все разговоры на деньги. Но намного хуже, когда духовных ценностей людей лишают те, кто облечен высоким церковным саном.

…На одном из епархиальных заседаний в Воронеже было объявлено о том, что священники должны собрать средства на новую иномарку для митрополита Сергия (Фомина), поскольку старая епархиальная "Волга" тесновата, и не вмещает владыку. После того, как это предложение не нашло добровольного отклика, митрополит дал задание секретарю и духовнику епархии набрать нужную сумму, взимая деньги после исповеди, которую онипринимают у приходских священников. Рвение оказалось неожиданно большим. На собранные с батюшек деньги были приобретены целых три иномарки.

За последние годы в Воронежской епархии привыкли к поборам, ведь чтобы получить сан, епархиальную должность, доходное место или остаться на прежней работе, нужно заплатить немалую сумму.

"Овцы на одежду себе"

Митрополит Сергий (Фомин), сменивший на Воронежской кафедре митрополита Мефодия (Немцова), вступив в должность, сразу же щедро стал раздавать интервью, и из всех проблем выделил главную – денежную. "Я вижу, – заявил он в одном из своих первых интервью одной из воронежских газет, – недостатки Воронежской епархии, при всей обустроенности ее". Ипояснил эту мысль: "Отошла Липецкая область, более богатая, чем Воронежская. Она раньше помогала решать задачи…владыка (Мефодий – ред.) оставил Благовещенский собор. Там еще вкладывать и вкладывать. И все деньги туда идут". Нелегкое, по мнению митрополита Сергия, финансовое положение епархии также напрямую связано сдеятельностью предшественника. Виной тому, как он считает, персональный характер взаимоотношений митрополита Мефодия с влиятельными лицами Воронежской области – потенциальными спонсорами епархии. "Если учесть естественный процесс смены руководства: владыка Мефодий за 20 лет приобрел себе здесь друзей. А я знаю, что Воронеж – город осторожный. И пока ко мне присмотрятся, пока меня не почувствуют, сколько бы я ни говорил, что не увезу с собой собор, не увезу семинарию, все останется в Воронеже – этот аргумент действовать не будет", - сетует новый архипастырь.

Вместе с тем, "осторожный Воронеж" не без оснований усматривает у митрополита Сергия патриаршие амбиции. Неслучайно, что приехав в Воронеж, он первым делом стал налаживать связи с властными структурами. Причем, очень своеобразным образом. Говоря светским языком, неудачно пропиарил одного из кандидатовв мэры, разместив свою фотографию на одной из его листовок, зато появился на инаугурации другого кандидата - избранного мэра… Всякая власть стремится сблизиться с "официальной" религией, но не в Воронеже, где новая епархиальная администрация не стала равноправным партнером областной и городской администрации в решении социально значимых задач.

Впрочем, определенные успехи у митрополита Сергия есть. Прежде всего, это касается изыскания средств на завершение строительства Благовещенского кафедрального собора, объявленного "народной стройкой". Заботы по привлечению этих средств все же взяла на себя воронежская администрация, а не епархия. Было решено аккумулировать средства на счетах Фонда святителя Митрофана Воронежского в Центрально-Черноземном отделении Сбербанка, дабы каждая уходящая копейка выглядела "прозрачной".

Но, увы, даже эта мера не спасла епархиальную казну. 400 тысяч рублей, по официальной версии, собранных на строительства храма, при невероятных обстоятельствах исчезли из сейфа Покровского собора. По заявлению епархиального руководства, сделанному накануне кражи денег, было собрано намного больше - порядка полутора миллиона рублей. Ни у оперативников, ни у работников епархии не вызывает сомнений тот факт, что доступ к сейфу могли иметь только свои, а не посторонние люди. В основной версии следствия фигурировало имя одного из первых лиц Воронежской епархии, большого любителя игры в казино, который некогда задолжал в Москве несколько сот тысяч рублей, не смог расплатиться, и в спешном порядке перевелся в Воронеж…

В храмах непомерно взвинтились цены. Те же самые свечи, которые стоили два или три рубля, стали продаваться за 20 и 30 рублей, пока одна из московских газет не вступилась за обездоленный православный люд.

Но и это еще не все. Владыка отдал устное распоряжение о том, что епархиальный взнос должен быть увеличен от 300 до 10 000 процентов. Теперь отчисления собираются по трем "статьям": собственно взнос на нужды епархии, отчисления на строительство кафедрального собора (хотя, как уже было сказано, деньги на собор перечисляются на счет Сбербанка, процедуру курирует администрация области) и …в виде пожертвований на больницы и тюрьмы! Можно подумать, что церковные власти в перспективе намерены плавно переместиться из соборов, где они служат, туда, где небо в клеточку.

Метла – новая, проблемы - старые

В 2003-04 гг. произведены масштабные замены в руководстве епархии: сменили секретаря и практически всех руководителей отделов епархии – и не единожды, - настоятелей, священников кафедрального и более чем 60 приходских храмов, 6 благочинных, ректора семинарии и 2 проректоров. Новым управляющим епархией была поставлена заведомо невыполнимая задача "иметь в каждом селе храм, а в каждом храме – священника". Однако, несмотря на то, что с мая 2003 г. сан священника получили более 70 человек, кадровый дефицит не был восполнен и осложнился "бегством" полусотни опытных священнослужителей в другие епархии.

Не секрет, что обустраиваясь на новом месте, многие из руководителей стремятся окружить себя людьми лично преданными. Но обычно при этом все же соблюдаются здравый смысл и видимость приличий. В нашем случае все было иначе. "Мною лично и отцом Андреем (секретарь епархиального управления игумен Андрей – ред.) год был потрачен на то, чтобы укрепить понимание духовности. Мы начали с семинарии: поменяли руководство, пересмотрели преподавательский состав. С частью преподавателей вынуждены были проститься: они не соответствовали духу этого учебного заведения… Обратил внимание и на жизнь пастырей. Пришлось кого-то отлучить, лишить сана, кого-то запретить в священнослужении", – резюмирует митрополит в своем интервью.

В Воронеж митрополит Сергий прибыл с новой командой, которую возглавил его секретарь игумен Андрей (Тарасов). Именно этот вспыльчивый молодой человек, которому нет и 30 лет, полновластно, в традициях "новых русских", и приступил к реформированию епархии. Не допуская никого в резиденцию Сергия, где проживает и о. Андрей, он, собственно, и начал кадровую революцию. Более 80 сотрудников епархии, семинарии, монастырей и храмов были переведены или уволены безо всяких видимых причин, включая даже уборщиц и продавцов.

Самая скандальная в епархии история также связана с настоятелем Покровского собора и секретарем епархии игуменом Андреем. По сообщениям воронежских СМИ, он частенько появляется в ночном казино, где... играет в рулетку! До недавнего времени сопровождали его в этом экономки епархии вместе с ключарем кафедрального собора. Через их руки ежемесячно проходили и проходят финансовые потоки не менее, чем на несколько миллионов рублей. Прихожане, гуляющие по улицам, часто наблюдали, как бывший главбух собора направлялась то в казино, то в "Академию красоты", то на арт-тусовку в драматическом театре. Позже ее сменила дама с короткой стрижкой. Совсем недавно произошла третья смена в руководстве финансовой пирамиды епархии. Теперь все денежные потоки находятся в руках ближайшей родственницы игумена Андрея, выписанной из Москвы.

Неясной остается позиция митрополита Сергия, который по долгу своей пастырской совести должен блюсти интересы Церкви. Быть может, о. Андрей обладает большей властью, чем Сергий, поскольку он частенько бравирует именами своих покровителей в высших московских церковных и светских кругах?

Добавьте сюда сопутствующие атрибуты "красивой жизни": отдых на природе, иномарки, сленг, на котором игумен Андрей, не особо стесняясь прихожан даже во время архиерейской службы, может "послать". По этому поводу вспоминаются слова Патриарха Алексия, сказанные им на одном из заседаний Синода несколько лет назад: "Нельзя не сказать о тлетворном влиянии "духа времени" на некоторую часть нашего духовенства, которая стремится подражать стилю так называемых новых русских… Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, кичение иномарками, сотовыми телефонами – и это тогда, когда половина населения живет ниже черты бедности!"

Как известно, Церковь де-юре отделена от государства. И мне могут бросить упрек: дескать, зачем лезть в дела церковные, коли так, пусть сами с собой разбираются. Да вот в чем вопрос: РПЦ МП, де-факто, большей частью финансово держится на пожертвованиях властей, то есть, на средствах бюджета, а значит – нас, налогоплательщиков; добровольно-принудительных взносах предприятий, опять же по указке властей сделанных, или, что еще важнее, на последней копейке полунищих бабулек. И эта последняя копейка, на которую человек в рясе, ничуть не смущаясь, приобретает себе очередную иномарку, возопит не хуже слезы ребенка, так талантливо описанной писателем Достоевским. Унавозит ли собой этот бабулькин грош будущую религиозную гармонию? Упаси, Боже! Ведь согласитесь, если бы все здесь перечисленное происходило в миру, а не за глухой церковной оградой, то это бы называлось не иначе, как разбой средь бела дня, и квалифицировалось по конкретной статье УК.

Помнятся призывы митрополита Сергия "всем миром" собрать средства на Благовещенский собор… Строительство, начатое еще в 1998 году лично Патриархом Алексием, приезжавшим в Воронеж, сегодня остановилось, стройка заросла бурьяном. Изготовленные предшественником Сергия, митрополитом Мефодием, фарфоровый иконостас, литые люстры, закупленная для икон смальта и тонны мрамора на стены и полы для Благовещенского собора растворились бесследно.

Конечно, РПЦ МП, как и любой общественный институт, созданный людьми, всегда имела трудности. Еще 250 лет назад епископ Тихон Задонский обличал воронежских священнослужителей примерно за те же грехи, за сибаритство и невежество, и даже запретил монахам присутствовать на поминках вне стен монастырей… Но в те времена у многих архипастырей хватало духу и совести признавать очевидное. А сейчас?

Дмитрий Панов,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования