Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
21 декабря 16:02Распечатать

Валерий Емельянов: ДИАЛОГ "ИСЛАМ – ХРИСТИАНСТВО". МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА? Пессимизм католического кардинала обусловлен узостью взгляда.


Да, это так, если судить по последним высказываниям немецкого кардинала Карла Лемана. Конечно, авторитета и веса его мнению добавляет то, что высказано оно носителем второго по значению после Папы духовного сана в Католической Церкви, президентом Национальной епископской конференции Германии, и архиепископом одной из наиболее древних епархий страны - города Майнца. Здесь, также, следует добавить, что кардинал Леман, наряду с рядом других иерархов, преимущественно из немецкоязычных стран, принадлежит к неформальной группе, возглавляемой кардиналом Йозефом Ратцингером, которых условно можно назвать "европейскими традиционалистами".

Нет, это не открытая оппозиция Ватикану, подобно приснопамятному архиепископу Марселю Лефевру, но группа, полагающая, что Католическая Церковь должна вернуться к духу и традиции тех времен, когда в словосочетании "римско-католическая" ключевым словом было "римская". Кроме того, по их мнению, именно Католическая Церковь является подлинным и полным выразителем европейской идентичности и духовности.

И вот один из авторитетов этой самой Церкви категорически заявляет, что диалог невозможен. Миссия невыполнима? Попробуем не возражать, а просто разобраться в этой проблеме.

Во-первых, сложно говорить о возможности или невозможности диалога с исламом, когда собственно к нему даже и не приступали. Были периодические призывы к нему, как со стороны христиан, так и со стороны мусульман (в лице иранского президента Хатами). Эта последняя попытка, предпринятая на рубеже тысячелетий, вполне могла иметь успех, ибо опиралась на поддержку ООН и ведущих мировых религиозных лидеров. К сожалению, попытка эта канула в небытие под грохот взрывов 11 сентября 2001 года, и последовавших затем событий в Афганистане и Ираке.

Официально-каноническое отношение Католической Церкви к исламу зафиксировано в "Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям". Ниже полностью приводится параграф, посвященный отношению к исламу: "Церковь также с уважением относится к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, творцу неба и земли, говорившему к людям. Они стремятся подчиниться всей душой Его определениям, даже сокровенным, как подчинился Богу Авраам, на которого охотно ссылается исламская вера. Хотя они не признают Иисуса Богом, все же они почитают его как пророка, и чтут девственную Его Матерь, Марию, иногда даже благочестиво призывают Её. Кроме того, они ожидают день суда, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они ценят нравственную жизнь и почитают Бога молитвой, милостыней и постом.

Хотя в течение веков между мусульманами и христианами возникали многие разногласия и вражда, Священный Собор увещевает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, а также вместе защищать и продвигать для всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу": (цит.по кн. Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации, Брюссель 1992 г.) Папа Иоанн Павел II, в книге "Переступая порог надежды", упоминает о достойном восхищения благочестии мусульман. Сам понтифик не раз во время визита в такие страны как Турция, Сирия, Египет активно словом и действием призывал ко всестороннему диалогу между христианами и мусульманами. Так, например, очень символичным в этой связи выглядело посещение Иоанном Павлом II мечети Омейядов в Дамаске, в которой, по преданию похоронен мусульманский пророк Яхья бен Закария, известный в христианстве как Иоанн Креститель...

Вернемся, однако, к нашим...кардиналам. Точнее, к одному из них – кардиналу Карлу Леману и его мнению. Когда читаешь его утверждения, что ислам это религия, основанная на принципах войны и завоевания, и мусульмане не считают других равными, невольно задумываешься об уровне религиоведческой образованности высокопоставленных иерархов Католической Церкви. Таким подходом его высокопреосвященство демонстрирует либо незнание, либо нежелание объективно узнать и понять другую великую авраамическую религию.

"Война и завоевания" присутствуют в исламском учении, но отнюдь не как его главная часть. Кроме того, нельзя подавать этот тезис вне целостного коранического контекста. При таком подходе и христианство можно увидеть как воинственную религию ("Не мир пришел я принести, но меч" (Мф. 10: 34), а также учение, направленное на разрушение семьи "Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать....ради Меня или Евангелия, (Мк. 10: 29)).

Что касается "неравноправного" отношения мусульман к представителям, в данном контексте, христианства, то это тоже не совсем объективное видение вопроса. Ислам свысока и непримиримо относится только к неверующим и язычникам. Иудеи и христиане относятся к "людям писания", верующие в того же Бога, что и мусульмане, и почитающих тех же пророков. Против чего действительно выступает кораническое откровение, так это против проявления своеобразного " эксклюзивизма" со стороны христиан и иудеев, полагающих, что только они являются носителями Истины.

Так что духовные предпосылки, и весьма солидные, для равноправного диалога имеются и весьма солидные. Касательно же, аргумента кардинала о том "что можно построить огромную мечеть в Риме, однако в такой стране как Саудовская Аравия у вас возникнут проблемы с совершением христианской службы" можно отметить вот что. Саудовская Аравия, хотя и является хранительницей двух главных мусульманских святынь, в отношении к другим религиям вовсе не является показателем для всего мусульманского мира. Даже в соседних Объединенных Арабских Эмиратах ситуация иная: там есть действующие христианские храмы. Ну а самой красноречивой иллюстрацией, опровергающей точку зрения кардинала, является величественный неоготический католический храм, возвышающийся в центре города Карачи, что в Исламской Республике Пакистан, хоть и построенный во времена английского владычества. но действующий по сей день.

Возникает вопрос, почему именно сейчас видный церковный сановник выступил со столь пессимистично-категоричным заявлением? Ответ лежит на поверхности - потенциальное вступление Турции в EC. Это значительно усилит в социальном, экономическом, и политическом плане европейскую турецкую диаспору, большинство которой проживает именно в Германии. Это тревожит "европоцентричную" и консервативную общественность в стране, рупором которой и выступают представители духовенства, придерживающегося тех же взглядов, что и кардинал Леман.

В принципе, проблема диалога и взаимопонимания между мусульманами и иной в вероисповедальном отношении частью населения Европы имеется, но лежит не в сугубо религиозной плоскости. Речь идет о трудностях экономической, социальной, и культурной интеграции выходцев из мусульманских стран в европейское общество с одной стороны, и предрассудках европейцев по отношению к мусульманам, вызванным опять же известными обстоятельствами политического, а отнюдь не религиозного характера.

Не следует также представлять, что в единой Европе существует некое гомогенное и интегрированное неприятие мусульман. Последние социологические опросы показывают, что наибольший уровень неприятия мусульман отмечается в Швеции, Нидерландах и Дании (соответственно75%, 72% и 67% опрошенных высказали свое неприятие мусульман). Две из этих трех стран - скандинавские. Скандинавия же на сегодняшний день отличается наименьшим уровнем интегрированности в Сообщество, наиболее высоким уровнем жизни, и вытекающей отсюда бытовой ксенофобией, подсознательной неприязнью: "понаехали тут", не только по отношению к мусульманам, но и вообще к мигрантам. Кстати, наибольший уровень толерантности выявлен в Великобритании (только37% опрошенных выразили неприятие мусульман).

В ведущих странах континента – Франции и Германии – есть проблемы с носителями мусульманской культуры, но у этих проблем совершенно разная природа. Во Франции это выражение противопоставления сложившегося за годы республики секуляризма любому ярко проявляющемуся проявлению религии в обществе, частным случаем которого является запрет на ношение хиджаба. В Германии в отношении немцев к туркам-мусульманам лежат мотивы, прежде всего, экономического, а отнюдь не религиозного характера - в турках видят, прежде всего, гастарбайтеров, вера которых не имеет значения.

Еще одна причина всплеска ксенофобских настроений среди части католического духовенства в Европе - это стремление отыграться за невключение упоминания о христианских корнях Европы в Конституцию Евросоюза. В нынешнем контексте такой тезис можно читать как "католические корни Европы". Но любому мало-мальски сведущему человеку понятно, что нынешнюю европейскую идентичность сформировали все три ветви христианства - католичество, православие, протестантизм. Свою историческую роль в этом сыграли также ислам и иудаизм. И вряд ли попытка таким образом установить "самую традиционную" европейскую религию будет полезна для укрепления культурной и духовной интеграции Старого Света.

Да и не все кардиналы так думают. Те, кто из стран поюжнее, настроены куда более толерантно. Видимо сказывается близость к другим цивилизациям и культурам. Вот что сказал, например, итальянский кардинал Франческо Помпедда, бывший префект апостольской сигнатуры в интервью итальянской газете "Корьерре делла сера": "Европейская конституция и в нынешнем виде вполне согласуется с христианским видением, ибо содержит упоминания о достоинстве человеческой личности и необходимости мира. В Конституции подразумевается признание принципов, проистекающих из универсальных моральных законов, которые могут быть применимы к любой культуре".

Отсюда выводы. Первый - ситуация в Европе, в том числе и в религиозно-духовной сфере, неоднозначна и многообразна для того, чтобы попытаться ее определить на основе столь узкого подхода, который продемонстрировал его высокопреосвященство. Второй – диалог возможен, ибо это должен быть многосторонний и многогранный диалог христиан и мусульман, а не только беседа с кардиналом Карлом Леманом, архиепископом славного города Майнца.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования