Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 декабря 14:47Распечатать

Павел де Рико. МЕЖ РАБСТВОМ И СВОБОДОЙ…
О взаимоотношениях Русской Православной Старообрядческой Церкви и Русской Православной Церкви Московского патриархата.


Приход к власти В.В.Путина в 2000 году ознаменовал начало государственного строительства в эпоху послеперестроечной разрухи. Это строительство выразилось в укреплении так называемой "вертикали власти" и обретении идеологического союзника, способного поддержать власть своим авторитетом, а может быть и стать носителем государственной идеологии.

В такие союзники еще в ельцинские времена была запланирована Московская патриархия Русской Православной Церкви (РПЦ МП). В связи с этим администрация президента осуществляла как широкую поддержку самой Московской патриархии (в том числе и за бюджетный счёт), её конфессиональных мероприятий типа саровско-дивеевских юбилеев, так и демонстрацию через СМИ единства "Церкви" и власти, регулярно показывая встречи иерархов МП с президентом РФ и его представителями.

В процессе такого "государственного строительства" выяснилась неадекватность идеологического союзника (МП) возлагаемой задаче. Среди выявленных несоответствий было усмотрено, от почти поголовного если не атеизма, то уж, по крайней мере, материализма недавних советских людей, составляющих потенциальную паству МП, до неидентичности на сегодняшний день православия и православной Церкви. Выяснялось, что православных Церквей в нашем отечестве существует много. Совсем уж плохо, что эти Церкви взаимно не признают друг друга православными и даже Церквами. Зарубежная Церковь считала МП безблагодатной по причине прежнего альянса с большевиками. Катакомбники, которых оказалось очень много, не признают как МП, так и друг друга. А есть ещё и древнее Православие, не вполне грамотно называемое старообрядчеством, представители которого не признают как Зарубежную Церковь, так и всех вместе взятых катакомбников, и уж конечно МП.

Это обстоятельство делало почти непригодным МП для использования в качестве идеологического стержня режима. Поэтому, второй срок президентства В.В. Путина означился попытками ликвидировать эти проблемы. Это обеспечивалось, с одной стороны, продавливанием так называемых курса "Основ православной культуры" в общеобразовательной школе, что должно сделать понятийный аппарат православия доступным для неверующего электората, а с другой -попытками примирением Церквей.

Было ещё и усмирение художников, осмелившихся продемонстрировать своё религиозное вольномыслие в Центре и музее им. академика А.Д. Сахарова. Но наибольшая активность власти проявилась в области соединения Церквей (РПЦ МП с Зарубежной Церковью). Кроме этого были отмечены ещё аналогичные шаги и в сторону старообрядцев.

Первый сигнал к действию прозвучал ещё в прошлом году в Андреевском Вестнике (АВ), выпускаемом Одесской духовной семинарией. В "тонком сне" тайные намерения администрации президента были явлены ректору семинарии архимандриту Евлогию (Гутченко). В его статье "К проблематике наших отношений со старообрядцами" читаем: "Кровоточащей раной Русского Православия является раскол ХVII века, который вот уже более трех столетий разделяет православных русских людей. Необходимо отметить, что в настоящее время недостаточно внимания уделяется этому вопросу, хотя в последние десятилетия много внимания и сил уделялось диалогу с католиками и протестантами…. Наступило время, когда православные двух обрядов должны предпринять усилия для поиска путей восстановления единства…" (АВ № 2 (8), 2003 г.).

В следующем году чтение мыслей начальства на расстоянии продолжилось Отделом внешних церковных связей (ОВЦС МП) по случаю избрания Освященным Собором РПСЦ новым предстоятелем Московской митрополии владыки Андриана (Четвергова): "Со старообрядцами нас связывает единая православная культурная традиция, и мы приветствуем любое сотрудничество в самых разных областях с христианами, наиболее близкими нам по духу и по догматике". А патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер), видимо находясь "в духе", и вовсе неоднократно и публично заявлял о "неоправданных в прошлом гонениях на последователей старых обрядов" и выражал надежду на сотрудничество.

Вскоре после массового "прозрения" никониан состоялись и непосредственные встречи представителей конфессий. Результатом этой встречи были публикации на сайтах Одесской епархии и Одесской семинарии. Там содержалась информация о заявлениях, приписываемых новому митрополиту Московскому и всея Руси Андриану (РПСЦ), якобы имевших место при встречах с иерархами РПЦ МП.

В старообрядческом сообществе об этом всё ещё мало кто знает, но изложенное в пресс-релизе, выпущенным структурами МП, было настолько сенсационно, что могло вызвать самую бурную реакцию. Там сообщалось "Предстоятель старообрядцев откровенно заявил о том, что у них есть определенные проблемы с исправлением книг и канонов. По его мнению, настала пора кое-что в них пересмотреть. И тут он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны Русской Православной Церкви…" [1]. Среди прочего говорилось: "что в июне 2004 года у него (митрополита Андриана) запланирована даже встреча с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой они и обсудят все возникающие проблемы взаимоотношений наших церквей". (Встреча не состоялась).

Такое форсированное сближение крайне насторожило старообрядцев, столетиями видевших в никонианах (МП) гонителей православия. А необходимость даже вполне прагматических переговоров на столь высоком уровне с руководством Московской патриархии, по мнению подавляющего большинства информированных старообрядцев, весьма сомнительна.

В происходящем староверы увидели другие цели, кроме тех, что заявлялись официально. По мнению комментаторов общестарообряческого интернет-форума "Старая вера", "страна идёт к созданию национальной идеологии, повторяя то, что уже было после прихода к власти большевиков: устраняются попутчики и уклонисты". Кроме того, публикуемые после встреч пресс-релизы так вульгарно знакомили общество с произошедшими встречами, что в это выглядело скорее как желание скорее подставить РПСЦ в глазах старообрядческого, да и всего христианского сообщества, чем в желании примирения. А причина такого недружественного пиара староверы видели в желании освободить место для единственного носителя госидеологии – РПЦ МП.

Такое мнение старообрядцев отнюдь не лишено смысла. Если же посмотреть на происходящее с точки зрения самой МП, то тема церковного диалога и сближения в свете созидания национально-государственной идеи собственно МП совсем не нужна. Ведь подлинное сближение российских религиозных сообществ, в силу исторической критики сервильности, как и многого другого внутри РПЦ МП со стороны оппонентов МП, может отодвинуть руководство МП от реального лидерства в уже сложившейся пастве, и критика староверов здесь не исключение. Поэтому МП предпочитает не примиряться, а усыплять, а затем поглощать и переваривать конкурирующие деноминации, как это произошло с историческим единоверием.

Кроме того, при взгляде на некоторые итоги поездки первоиерарха РПЦЗ(Л) Лавра, пошедшего на контакты с Московской патриархией, можно было предположить, что задумывалось сие действо как диалог равного с равным, т. е. переговоры предстоятеля западной (РПЗЦ) части Церкви с предстоятелем восточной (РПЦ МП). Но вот то, во, что эти встречи вылились, и как это было обставлено, заставляет лишний раз задуматься тех, кто собирается сближаться. Сделав реверанс на белогвардейскую тему в виде совместного моления на Бутовском полигоне в присутствии десяти тысяч участников, которые были привезены откуда-то на спецавтобусах, патриарх Алексий отправился в Богоявленский (Елоховский) собор, где отслужил панихиду по митрополиту Сергию (Страгородскому). После панихиды патриарх выступил с речью о мудрости покойного: "Мы отдаем дань глубокого уважения и благодарной памяти Святейшему Патриарху Сергию за то, что он в тяжелейших и труднейших условиях бытия Церкви в 30-е годы ХХ века провел корабль церковный и сохранил Церковь Русскую среди треволнений бурного житейского моря". Можно только гадать, как митрополиту Лавру пришлось объяснить своим единоверцам на Западе, что ничего сергианского он в Москве не приметил.

Впрочем, светские власти, в свете визита президента Путина в США к предстоятелю лавровской ветви Зарубежной Церкви, более РПЦ МП заинтересованные в сближении Церквей, показали по федеральным каналам несколько передач с участием Николая Сванидзе (и без оного), где рассказывалось о нехороших большевиках, убивавших простых и непростых русских людей, что должно было несколько успокоить митрополита Лавра после подобных панихид.

По меткому наблюдению одного из главных аналитиков старообрядческого интернет-форума "Старая вера" Dude, "патриарх на заключительном межцерковном собеседование снова вернул митрополита Лавра с небес на землю. Встреча прошла в большом зале, где среди цветов стоял Т-образный стол (для планёрок), который встречается в кабинетах всех руководителей СССР-России. Патриарх занял место во главе стола, а по обе стороны стола расселись приглашённые, при этом зарубежники сели напротив сотрудников ОВЦС. Таким образом, встречи равных не получилось, так как уровню Лавра в этом случае соответствовал митрополит Кирилл (Гундяев), возглавляющий всего лишь один отдел патриархии. То есть протокол указывал на неравенство встречающихся сторон и патриарх в данном случае как руководитель выступал в роли верховного арбитра.

Вконец Лавр был окончательно добит обращением Алексия: "Приветствую представителей обеих делегаций…!", тем самым, уравняв ОВЦС с РПЦ(З). Это действо было незамедлительно показано по федеральным каналам на всю страну. Можно предположить, что с митрополитом Андрианом при встрече с патриархом Алексием поступят аналогично. "Чёрный пиар", обкатанный опубликованием сенсационных пресс-релизов после визита митрополита в Одесскую семинарию, даёт основание к этому.

Собственно договорённости и предмет обсуждения возможной встречи "в верхах", по сути, значения не имеют. Говорить можно будет о чём угодно, хоть о погоде. Реальная задача подобной встречи заключается в нескольких фотографиях и удачно подобранном и скомпилированном видеоряде с закадровым сопровождением и транслированным на всю страну.

Дальше останется возмущаться тенденциозностью подачи информации. В отношении к старообрядцам происходящее представляется составной частью некоего проекта, целью которого ставится нейтрализация РПСЦ как наиболее представительной деноминации, способной привлечь традиционно (православно) настроенную часть нынешней патриархийной паствы и недовольную нестроениями в РПЦ МП. В этом контексте представляются вполне логичными встречи ретро-крыла РПЦ МП со старообрядческим предстоятелем, мгновенно получающие своеобразную медийную окраску. Дискредитация может иметь два вектора:
1) Направленный на старообрядческую аудиторию, не приемлющую никаких книжных справ, и призванный предотвратить объединительные процессы внутри старообрядчества (например, зарождающийся диалог между Русской Древлеправосланой Церковью (РДЦ) и РПСЦ, конфессиональные различия, между которыми полностью отсутствуют).

Сильное и единое старообрядчество, несмотря на всевозможные миролюбивые заявления РПЦ МП, противоречит её главному догмату о канонических территориях. Кроме того, намного удобней иметь дело с кучкой разрозненных деноминаций.

2) Направленный на новообрядцев - потенциальных кандидатов на переход в старообрядчество. Ради сохранения целостности паствы РПЦ МП".

Но помимо вышеупомянутых причин церковных сближений, есть ещё и встречный ход внутри старообрядческой митрополии. По словам Иосифа Виссарионовича, кадры решают всё! Советская система выпестовала своеобразную генерацию людей, обладающих удивительной способностью успешно вписаться, на первый взгляд, в абсолютно различные системы. Не было обойдено вниманием и такое важное направление, как укрепление кадрами руководство Церквей. Выдвиженцы от власти могли одинаково успешно трудится в РПЦ, РДЦ, РПСЦ, у беспоповцев, баптистов и т.п. В советское время такие люди выполняли представительские функции внутри церкви, осуществляли координацию международных контактов и, соответственно, выезжали за рубеж. В отличие от других областей, в религиозной сфере, находившейся под особым вниманием государства, непроверенные люди от внешних контактов были полностью оттеснены. При всей своей конфессиональной пестроте, эти люди прекрасно ладили друг с другом и со временем образовали некое внутреннее сообщество, действующее по своим неписаным правилам. В целом, они были весьма сервильны и не отличались религиозным горением. Представляется, что именно эти кадры, унаследованные религиозными сообществами из приснопамятных советских времён, и есть та сила, посредством которых заказчики (власть) проводит в жизнь нужные ему решения.

Подводя итоги прошедшего года, можно сказать, что в Московской (старообрядческой) митрополии, несмотря на смену предстоятеля, идея расширения контактов между РПЦ МП и РПСЦ с удивительным постоянством возникает в её недрах. Локомотивами такого сближения и являются люди упомянутого типа. Связано это как с заказом "сверху" (для кого-то), так и по-человечески понятным желанием получения "благ" связанных с такой унией. Некоторым трудно удержаться от соблазна, когда рядом столичное духовенство РПЦ МП живёт на широкую ногу.

В своё время те же причины вызвали к жизни "Окружное послание" (1862 г.), так как понадобилось богословское оправдание дружбы с (никонианской тогда) властью. Старообрядчество чуткое к неискренности позиции духовного руководства, рвущегося к благам союза с главной деноминацией, отреагировало на это "неокружническим" расколом, преодолённым лишь в советскую эпоху. Сегодня Русская Православная Старообрядческая Церковь вряд ли выдержит такое сближение, поскольку в руководстве митрополии нет желания отстаивать свою независимость.

Это можно заключить, основываясь на нежелании очередного Освященного Собора РПСЦ рассматривать дело главного идеолога "православного экуменизма" - автора "открытого письма Освященному Собору РПСЦ об отношении к иным конфессиям" - священноинока Симеона (Дурасова). И хотя на сегодняшний день волна церковного сближения несколько отступила, но едва ли это означает прекращение объединительных усилий. Власти для осуществления идеологического проекта слишком нужна единая для всех "ЦЕРКОВЬ", а существование параллельных с МП церквей сводят такой проект на нет. Поэтому старообрядчество ещё ждёт трудный выбор меж рабством и свободой…

Приложение:

1) Из пресс-релиза РПЦ(МП)

"... Митрополит Андриан поблагодарил владыку Агафангела за теплый прием, оказанный ему на одесской земле. По словам владыки Андриана, он знал, что едет сюда к друзьям. Митрополит Андриан заявил о том, что все процессы, направленные на улучшение отношений должны продолжаться. И он, как предстоятель Старообрядческой Церкви, будет делать все возможное, чтобы уврачевать рану давнего раскола.

Владыка Андриан подчеркнул, что, приступая к первосвятительскому служению, он имеет большое желание открыто решать совместные проблемы, встающие перед всеми православными людьми, в том числе и в сфере исправления церковных книг. Предстоятель старообрядцев откровенно заявил о том, что у них есть определенные проблемы с исправлением книг и канонов. По его мнению, настала пора кое-что в них пересмотреть. И тут он готов выслушать все предложения на этот счет со стороны Русской Православной Церкви.

Митрополит Андриан проинформировал собравшихся о том, что в июне у него запланирована встреча со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе которой он и обсудит все возникающие проблемы взаимоотношений наших Церквей. В книге почетных гостей семинарии митрополит Андриан сделал памятную запись о своем посещении: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Господь наш Иисус Христос един. Свет Его учения просвещает всякого человека, грядущего в мир. Но пути к Его познанию весьма различны. Дай Бог, чтобы все пути объединились и направились в единый Храм Христов". Смиренный Андриан, митрополит Московский и всея Руси".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования