Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 декабря 14:09Распечатать

Павел де Рико. СТАРООБРЯДЧЕСТВО И «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


Всё чаще и чаще иерархи Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП) высказываются за включение так называемых "Основ православной культуры" в число предметов преподаваемых в общеобразовательных школах. Так, 4 июня 2004 г. в Москве в очередной раз патриарх Московский и всея Руси Алексий II снова высказался за преподавания в российских школах этих "Основ...". В ходе своего визита в Государственную Думу РФ глава РПЦ МП в беседе с депутатами заявил, что "Основы православной культуры" - это культурологический предмет, а каждый культурный человек должен знать историю своей культуры". По его мнению, и проживающим в Москве последователям ислама "тоже небезразлично знать культуру Православия, потому что ни одна религия не учит злу, а учит добру и учит нравственному воспитанию".

Подобные заявления вызывают озабоченность старообрядцев, крайне встревоженных попытками Московской патриархии (МП), пользуясь попустительством части чиновничества, протащить в светскую школу преподавание "закона Божия" в версии "Русской Православной Церкви", для них являющейся раскольнической. С XVII века и почти до революции 1917 года "никониане", позиционирующие себя как русская православная церковь, преследует староверов за их твёрдость в исторически преемственном, исповедание христианства.

Проблемы с образованием для староверов возникли очень давно. Как сообщает педагогическая энциклопедия, сразу после раскола XVII века и начала преследований старообрядцев, староверы не могли больше получать образование в существовавших тогда школах, так как оно сопровождалось религиозным давлением на детей. Поэтому старообрядцам пришлось организовывать свою школу. В обстановке гонений со стороны светской власти и синодальной Церкви формирование учебные заведений в старообрядческой среде первоначально происходило стихийно, а характер и объем преподавания во многом зависели от местных условий. В районах изолированного проживания староверов в XVII – XVIII вв. организовывалось обучение, ориентировавшееся на практику монастырских и приходских школ, существовавших на Руси до раскола.

Начало систематическому образованию детей в старообрядческих школах было положено основателем Преображенского (беспоповского) монастыря в Москве И.А. Ковылиным (1731-1809). В начале XIX века одном из зданий монастыря создана школа, в которой обучались мальчики из числа сирот, призреваемых в Преображенском богаделенном доме. В богословской подготовке особое внимание уделялось отличиям староверов от новообрядцев. Во 2-й четверти XIX века, с началом царствования Николая I старообрядческие школы были запрещены, в результате чего значительное число русских людей оказалось лишенным элементарного образования.

До 60-х гг. XIX века дети староверов обучались в секретных, подпольных школах. Численность учащихся в них обычно составляла 10-20 человек. При всех сложностях, вызванных преследованиями и ограничениями деятельности, старообрядческие школы достигли значительных успехов в обучении. Старообрядческое население практически повсеместно отмечалось высоким уровнем грамотности, как мужчин, так и женщин. Официально старообрядческие школы были восстановлены в 60-70-х гг. XIX века. А после выхода в 1905 году Манифеста о свободе вероисповедания, сеть старообрядческих учебных заведений существенно возросла. В 1912 в Москве году был открыт Старообрядческий институт.

И вот сейчас снова нависла угроза религиозного диктата в рамках общеобразовательной школы. То, что преподавание так называемого "Закона Божия" названо "Основами православной культуры" никого не введёт в заблуждение. Старообрядцам хорошо известно, что за введение в школах "Основ православной культуры" выступает Московская патриархия. Впервые вопрос о преподавании "Закона Божьего" в школах в качестве факультативного предмета начал обсуждаться ещё в 1992 году. На архиерейском соборе РПЦ МП 1994 года обсуждался вопрос о включении в светское образование предметов вероучительного цикла. 16 января 1999 года Патриархия и Минобразование РФ подписали договор "о сотрудничеств". Настаивая на целесообразности этого предмета, патриарх Алексий II неоднократно заявлял, что якобы "ученикам необходимо духовное просвещение", и, что "православие является ведущей конфессией России". В Московской патриархии убеждены, что так называемые "Основы православной культуры" должны преподаваться школьникам обязательно, то есть по существу подобный предмет должен быть в "сетке часов". В ряде российских регионов "Основы православной культуры" уже преподаются.

Заявления патриарха о необходимости знания русской культуры без сомнения были сделаны с учётом того, что старообрядцам, как и большинству культурных людей, дороги имена Осляби и Пересвета, Сергия Радонежского и Андрея Рублёва, памятники древнерусского зодчества, храмы Софии киевской и Покрова на Нерли и всё то, что составляет цвет нашей культуры. Но староверам совершенно не безразлично с чьих слов будет говориться о великой русской культуре. Как будет освещен подвиг мученика и исповедника за идеалы русского православия протопопа Аввакума и какова будет оценка петербургского периода истории русской культуры столь тяжелого для старообрядчества.

В связи с этим нелишне вспомнить, что в нашей стране школа отделена от Церкви, дети получают светское образование, поэтому в государственной школе обязательного религиозного обучения быть не может. Согласно Конституции РФ (п.4 ст. 43) "основное общее образование обязательно", то есть от него нельзя уклониться. Но как, в условиях конфессионального преобладания в школе религиозной концепции РПЦ МП, изложенной в пресловутом курсе "Основ православной культуры" или ином подобном творении, староверы смогут воспитывать детей согласно своих религиозных традиций, кстати, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод?! В ст. 2 Протокола № 1 сказано следующее: "Государство при выполнении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и обучение своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями".

Ситуация возникающая с преподаванием в общеобразовательных школах "Основ православной культуры" снова возвращает староверов на сто, может триста лет назад. Возможно, следует рассмотреть мировой опыт. Из мировой практике известно, что, например, в 1962 году Верховный суд США признал неконституционным обучение детей религии в государственных школах: Библия, Коран, Талмуд и другие религиозные книги были изъяты из школьных библиотек, исключены из учебных программ. В 2003 году правительство Испании сделало попытку включить католицизм в число предметов, по которым надо сдавать экзамены в вузы. Решение консервативного правительства вернуть в испанские школы "Закон Божий" вызвало критику практически всех оппозиционных партий, профсоюзов, ассоциаций родителей и других общественных организаций. Они заявили, что оно противоречит конституции Испании, в которой провозглашается свобода веры. Стоит ли теперь и России ставить общество на грань раскола?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования