Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 декабря 17:42Распечатать

Сергей Мозговой, сопредседатель Совета Института свободы совести. ИНИЦИАТИВЫ ВО ИМЯ ПЕРЕМЕН. Заметки по поводу выступления Питера Туэйтса в Институте Европы


Этот материал представляет собой краткие заметки "на полях" выступления Питера Туэйтса (Сидней, Австралия) на тему "Достижение религиозной толерантности в рамках общечеловеческих ценностей, задач и устремлений" на международной научной конференции "Религиозная толерантность: политическое и историческое измерения", состоявшейся 23 ноября с.г. в Институте Европы РАН.

В своём выступлении П. Туэйтс рассказал об опыте международного движения "Морального перевооружения" (ныне "Инициативы во имя перемен"), которому в 1908 году исполнится 100 лет. Движение считается межрелигиозным. Большинство членов являются христианами, но есть индуисты, мусульмане и буддисты. В своей деятельности они опираются не на теоретическое богословие, а на практику, опыт и вопросы нравственной жизни.

В своей практике "Инициативы во имя перемен" проходят через ряд последовательных этапов своего развития. ПЕРВОЕ – это практика "Тишины" (получившая в последнее время широкое распространение в церкви и для многих ассоциирующаяся с молитвой). Это время в течение дня, отведенное для молчаливого размышления, обращения к Богу, молитвы, просьбы о наставлении, с последующей записью своих мыслей, что может привести к новым озарениям, новым решениям, новым инициативам. ВТОРАЯ ключевая идея – принятие безусловных нравственных норм в качестве отправных точек, вкратце сформулированных как честность, нравственная чистота, бескорыстие, любовь. Это проверка (испытание) мыслей, приходящих в молчании. ТРЕТЬЯ идея выражена в призыве "Начни с себя".

Безусловно, это важно. Как говорит П. Туэйтс, "такой подход помогает открывать души, раскрывать двери между людьми и создавать условия для понимания и терпимости, включая и терпимость религиозную".

Другой важный тезис заключается в преодолении религиозных, и претендующих на религиозность предрассудков. Впервые этоположение стало неотъемлемой частью религиозного учения Веры бахаи. А сегодня его берут на вооружение представители религий, политических и социальных движений, различных общественных сил и научных кругов.

Главная суть этой и других инициатив заключается по форме в призыве к "волкам" не есть "овец". Богатые и нищие, грабители и ограбленные, палачи и жертвы, "давайте жить дружно!". И выход предложен. Так, в Австралии, начиная с 1998 года, ежегодно 26 мая проводится Общенациональный день просьб о прощении. Отметим, что разных традициях есть такие дни. В России, это "прощёное воскресение". А бахаи, одним из методов содействия межрелигиозному пониманию предложили проведение совместных празднований, задача которых - продемонстрировать единство человечества. Так, с 1950 года бахаи каждый год предлагают всем верующим отпраздновать вместе в третье воскресенье января Всемирный День религий. Эту идею впервые выдвинуло Национальное Духовное Собрание бахаи США.

Это прекрасно. Призыв "Ребята, давайте жить дружно!" акт нравственный и заслуживающий всяческой поддержки. Только вот достаточно ли для созидания процветающей планеты, в этом противоречивом мире, следовать толстовскому принципу "непротивления злу…"? На наш взгляд – нет, хотясама идея хороша как эталон для подражания. И, тем не менее, подтолкнуть общество к следованию этим принципам может не только призыв "чистых" ("белых и пушистых") людей и религий, но, прежде всего, установление таких правил (правовой системы), которые бы мотивировали людей и политиков поступать так, а не иначе.

Одним из таких методов является придание гласности той деятельности, которая не всегда и не для всех очевидна, так как находится "под водой". Субъекты незрелой, антиконституционной или коррупционной политики должны знать, что любая неправовая их деятельность будет немедленно "торпедирована" общественным мнением и Законом.

Таким образом, тезис П. Туэйтса о том, что "мир может измениться только в том случае, если меняться будут отдельные люди" верен лишь отчасти, так как стимулом к изменению людей не всегда являются призывы ("инициативы морального перевооружения"). Особенно в политизированном обществе. Сегодня, в информационный век, люди подвержены политическим манипуляциям, как никогда ранее. Поэтому важнейшим условием и основой для изменения мира к лучшему, мы видим изменение политики. Необходимо добиваться того, чтобы она, как минимум, соответствовала правовым нормам. Политика должна отождествляться с понятиями СПРАВЕДЛИВОСТЬ и ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. Пока же она является синонимом понятия ИНТЕРЕСЫ "узких" политических групп, оттого, что служит интересам влиятельных, в т.ч. религиозных, корпораций. Можно согласиться с Питером Туэйтсом, что для того, чтобы "бороться против искушения деньгами, властью" и другими пороками "необходима открытость личности". Но не только! Для "преобразования несправедливых или устаревших структур и культур" необходима прозрачность и следование правовым принципам в деятельности всех субъектов общественных отношений, включая государственно-конфессиональные отношения.

В этом же заключается и проблема коренного населения Австралии, которое составляет примерно 2% и всё ещё находится в самом низу социальной лестницы. (П. Туэйтс ссылался на опыт Австралии). За этим стоит долгая история исключения из общественной жизни и плохого обращения с ним со стороны правительства и "белого", в большинстве своём христианского населения. Ещё 40 лет назад там проводилась политика Белой Австралии, и аборигены не имели австралийского гражданства. Из-за этой, именуемой сегодня "ошибочной" политики, в угоду существующим общественным теориям, многих детей смешанной крови отнимали у матерей, принадлежащих к коренному населению. Конечно, с точки зрения цивилизованных христиан, религия коренного населения, основанная на вере в духов, является примитивной формой религиозных верований. Однако санкционированная политическими институтами религиозная иерархия, со всеми вытекающими отсюда последствиями юридического характера для аборигенов, как недочеловеков, позволила совершать по отношению к ним антигуманные действия. Подобных примеров в мировой истории множество, в т.ч. по отношению к индейцам в Америке. Но сегодня, благодаря гласности и активности институтов гражданского общества эта проблема стала заметно меняться к лучшему.

В современной России благодаря действующему Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" 1997 г.и проводимой религиозной политики вероисповедных предпочтений из общественной жизни исключаются религиозные объединения, которые ставятся властью и религиозным истеблишментом в положение маргиналов. Это, прежде всего, религиозные меньшинства, но также и мусульмане, из-за исламофобии, "раздуваемой" политиками и идеологически ангажированными "исламоведами". В основе этой политики доминируют идеи "духовной безопасности" и деления религий на "традиционные-нетрадиционные", чем только провоцируется и умножается религиозная нетерпимость.

Что до методов успешного осуществления перемен, и в частности воспитания религиозной толерантности, то они разнообразны. Если наиболее оптимальным для верующих людей могут быть упомянутые выше идеи и практики "Инициативы…", то касательно политиков и религиозных лидеров - за ними необходим гражданский контроль.

Воспитание веротерпимости может быть успешно лишь на базе приоритета фундаментальных правовых принципов. Поэтому вектор научного дискурса должен переместится из плоскости следствий (ксенофобий) в плоскость причин их побуждающих (политики). Отсутствие толерантности - это в первую очередь следствие, а не причина. Однако серьёзный анализ причин всё ещё табуированне только в России, но и в мире. Отсюда методологические подмены,в результате которых телега ставится впереди лошади. Причину современных бед (экстремизма и международного терроризма) ищут в религиозных текстах, доктринах и установках религиозных авторитетов, наконец, в низкой культуре и невоспитанности населения. Однако корнилежат в неограниченной власти и несправедливом мироустройстве.

Именно в этом я вижу главную причину краха президентской программы формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе.

Будучи верующим христианином, Питер Туэйтс справедливо отмечает, что "Вера в Творца укрепляет наше упование на совесть человека и напоминает, что совесть – одна из важнейших сил, творящих добро в мире. Она не подменяет собой церковную традицию или учение, но взаимно они помогают лучше осветить сущность друг друга". Отсюда следует, что обеспечение свободы совести есть важнейшее условие и гарантия защиты человека от идеологического господства любых доктрин и структур, чем собственно и занимается Институт свободы совести.

Опыт показывает, что половинчатость в методах преодоления нетерпимости недостаточна. Поэтому оба подхода – нравственно-воспитательный и правовой - не отменяют, а дополняют друг друга. Будучи категорией комплексной (нравственной, правовойи политической), свобода совести, наряду с уважением свободы мировоззренческого выбора предполагает и обеспечение условий для этого выбора.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования