Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
26 декабря 12:40Распечатать

Михаил Жеребятьев. ОТЛОЖЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Об «окнах» возможностей и невозможном для «ОПКизационных» инициатив в России в 2016-м


Найденное ещё в далёких 90-х с помощью социологического опроса осовремененное название «Закона Божия» - «Основы Православной Культуры» - стало настоящей «палочкой-выручалочкой» для возвращения в школу религии по версии «титульной» Церкви Московской патриархии. С помощью ОПК устраняется, пожалуй, самое важное препятствие, связанное с общественным недовольством. Неприятие Закона Божия в массовом сознании оказалось настолько живучим, что его не смогло перебить даже массовое стремление возвратиться к «вере предков».

Доминировавший тренд на «воцерковление» определил многие события первого постсоветского десятилетия в России. Тогда вроде бы всё указывало: стоит уже вхожим в начальственные кабинеты иерархам и батюшкам только «поднажать» на своих главных партнёров, как религия вновь после 70-летнего перерыва вернёт себе положение главного школьного предмета, полностью вытеснив из сознания будущих поколений будто бы поверхностный слой атеистического мировоззрения. Именно атеизм и связанный с ним материализм самого разного свойства, а вовсе не советская власть, представлялись «титульной» Церкви явлениями, достойными скорейшего искоренения. Естественно, наиболее верным способом такого искоренения казался массовый религиозный всеобуч - что называется, не выходя из-за обычной школьной парты.

Вместе с тем, и через два десятилетия усилий объявить о триумфальном возвращении даже переименованного Закона Божия не получается…

На фоне года предыдущего - 15-го - с его непубличными и незаметными широкой общественности уступками образовательного ведомства, уходящий 16-й запомнится отчаянным рывком нового плана всеобщей «ОПКизации». В самый разгар лета в центре внимания оказалась Российская академия образования, неожиданно выступившая основным лоббистом РПЦ МП. В проекте РАО (формально факультатива, но в условиях перехода к системе полного дня пребывания учеников в школе, который заявлен минобразом в качестве приоритетной задачи на ближайшие годы) заложено 600 часов на сквозной курс с 1-го по 11-й классы, никак не меньше. Масштаб, воистину, поражающий воображение!

И тут один за другим посыпались сюрпризы. (Впрочем, остаётся непонятным, воспринимают ли спорность инициатив и если да, то до какой степени, сами вдохновители и лоббисты «ОПКизаторского» штурмунддранга?).

Вполне ожидаемо возмутились академики РАО. Мало того, что дважды дали отрицательный отзыв, ещё и при каждом новом повороте сюжета они, вопреки негласным правилам субординации, охотно комментируют предложение, поступившее от самогО руководства академии.

Последовавшие за информационным поводом журналистские расследования также дали результат не в пользу начинания. Оказалось, в настоящее время лишь треть российских семей, где есть дети, с недавних пор изучающие обязательный для учащихся ОРКСЭ, делают выбор в пользу ОПК… Показатель тем более скромный, если оценивать его, с одной стороны, с учётом исходных деклараций ревнителей православизации школы о существовании устойчивого общественного запроса на ОПК со стороны 80 % «православных по рождению» российских граждан, с другой - широкого спектра неформальных практик применения «административного ресурса», который имеет возможность реально использовать РПЦ МП в регионах с преобладанием этнических русских.

Что не менее примечательно, 1/3 отдающих предпочтение ОПК - цифра из области экспертных оценок, а не официальной статистики. Отыскать более точных показателей, которые бы свидетельствовали о востребованности конфессиональных модулей ОРКСЭ за последние пару лет (хоть государственных, хоть епархиальных, что на местном, что на федеральном уровне) или о динамике изменений в предпочтениях на протяжении 6 лет, непросто. К тому же, экспертная оценка, в отличие от статистики, не позволяет обрисовать социальные портреты и мотивацию российских семей, склоняющихся в пользу светских или вероисповедных модулей.

Получается довольно странная картина. Предмет объявляется едва ли ни самым важным мировоззренческим (воспитующим), «титульная» Церковь и ее лоббисты форсируют расширение существующего формата его изучения, тогда как в реальности никто в условиях рутинной повседневности даже не интересуется сегодняшним состоянием дел или, быть может, предпочитает не афишировать существующего положения?

Завершил год очередной всплеск родительского недовольства учебником «Истоки» - в котором люди обнаружили явные признаки слегка загримированного ОПК. Причём инцидент имел место не где-нибудь в Тьмутаракани, а под боком большого начальства - в Москве.

На фоне событий 16-го, свидетельствующих явно не в пользу не то что усиления «духовно-нравственной» составляющей учебного процесса, но и вообще самой образовательной инициативы РПЦ МП, планы проталкивания всеобщей ОПКизации выглядят крайне нелогично. Сомнительны они для крупнейшей деноминации и в репутационном отношении. Правда, что не менее показательно, патриархия от спорных инициатив не открещивается и никого не опровергает.
Если посмотреть на происходящее сквозь призму грядущих – главных -  выборов страны (планово – это март 18-го), которые могут проходить, судя по некоторым признакам, даже в усложнённом формате «Преемник-2», действия «титульной» Церкви и её лоббистов выглядят достаточно логично. При таких условиях, да ещё и в нынешних непростых экономических и социальных условиях, никто, конечно, в здравом уме не решится вбрасывать дополнительный раздражитель. Так что проект ОПК в расчёте на всеобъемлющий факультатив полного учебного дня пока остаётся факультативным и в переносном смысле - в качестве напоминания властям: «Вы там пока определяйтесь, а мы ещё с вами встретимся и поговорим на ту же тему через пару лет».

 

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования