Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 декабря 21:56Распечатать

Александр Зорин. ПОЛЬСКИЕ ЗАМЕТКИ. Свежие впечатления писателя-христианина из России


Поражает приветливость поляков: в транспорте, в магазинной толчее, в лесу… Да, и в лесу. Я прожил этот ноябрь в Изабелине, местечке, окружённом лесами. По воскресеньям на лесных дорожках встречаются велосипедисты, бегуны, а то и ходуны с лыжными палками – модный вид спорта. «День добрый», - слышится отовсюду. Варшава в 20 километрах, и горожане не упускают возможность подышать азоном Мазовецкой пущи.  Мне казалось, что даже лоси, не пугаясь моего чужеземного происхождения, глядят приветливо. А вот кабаны - нет. Рыхлит мордой землю чёрный поросёнок, хрупает попавшими на зубок грибами, а как заметит тебя, шарахается в сторону и - дёру.

Людям грибы собирать запрещено. Так же, как убирать рухнувшие деревья или вырубать молодняк. Специальная правительственная программа предписывает: пусть природа поживёт без вмешательства человека. Пусть сама удерживает экологический баланс хотя бы в пределах заповедника…

Густой листопад осыпает безымянную могилу в глубине леса. Каждый день кто-то сметает листья и зажигает толстые восковые лампады у подножия креста. На кресте табличка: «Повстанцам 1863 года». Ксёндз Мирослав, настоятель францисканского монастыря «Семья Марии», говорит, что это, может быть, не настоящая могила, а символическая. Памятник. Никто не будет делать раскоп в этом месте, а документов, увы, не сохранилось…  Известно, что в этих лесах шли жаркие бои последнего польского восстания в ХIХ веке. Вглубь России были высланы десятки тысяч повстанцев и помогавших им семей мелкой шляхты. Это к тем, девяноста тысячам семей, высланным после восстания 1831 года. Вспоминаются многие польские фамилии, укоренившиеся в русской культуре.

Да и в городе тоже не шарахаются от русского языка. Я как-то в супермаркете обратился к соседу по-русски. «Я когда-то помню русски, – ответил мне пожилой господин, –  dzisiaj zapomnialem («сегодня забыл»)». Но охотно объяснился по-английски, помог найти в концентратах «Barszcz czerwony», свекольник. Вкуснейший, между прочим, продукт - с российским концентратом несравним.

Эльшбета Янус, профессор Варшавского университета, лингвист, говорит, что в 90-м году, как только Польша высвободилась из объятий старшего брата, русский язык отпал сам по себе. Молодёжь от него как током отшибло. А сейчас потихоньку реабилитируется, несмотря на политические трения в верхах. Культура многое ставит на своё место. Отделение русистов в Варшавском университете снова полное.

В метро дежурный голос не напоминает пассажирам, что нужно уступать места пожилым людям и беременным женщинам. Элементарный инстинкт срабатывает без подсказки. И ещё пикантная подробность в мире метро: на каждой станции бесплатные туалеты. Забота о человеке учитывает все неожиданности, вплоть до лифта, который может понадобиться колясочникам, не способным подняться по эскалатору. Я уж не говорю о бесплатном проезде на общественном транспорте не только пожилых соотечественников, но и иностранцев, включая загородные маршруты. Словом, живя в Польше, о России не забываешь.

Верующие люди считают, что местная Церковь (Костёл) в чём-то потеряла свой авторитет, в сравнении с советским временем. Например, в микрорайоне с населением в 15 000 тысяч человек на воскресную мессу ходят менее полутора тысяч. Раньше приходило значительно больше. При коммунистах Церковь была скрытым стержнем сопротивления. Сейчас вроде бы сопротивляться некому… Внешние преграды к полноценной жизни рухнули. Но… остались внутренние - не менее, а, может быть, и более коварные. Так или иначе, но за последние годы из Польши эмигрировало около четырёх миллионов человек, в основном - молодёжь.

Церковь реагирует на болезненные социальные симптомы. Она ввела особые дни и ночи исповеди. Священник неотлучно, с перерывом на обед, находится в храме с утра до ночи. По интернету можно узнать, где какой священник исповедует, в какие часы. В Старом городе, в храме Св. Христа, на Краковском Предместье, на Медовой улице… Популярны Доминиканцы – к ним очереди, много молодёжи. И особенно много молодых людей в «ночь покаяния». В студенческом храме св. Анны при университете очередь не убывает до утра. Новый обычай прижился и в других городах: в Гнездно, в Познани, в Кракове…

Польша - европейская страна. Масс-медиа обсуждают все проблемы, все религиозные или общественные недуги. После советской эпохи их осталось немало. Но открытость раны, доступность к ней свежего воздуха  способствует исцелению…

В прошлом году осенью вышел фильм Владислава Пасиковского и Дариуша Яблонского «Последствия». В основу фильма взята книга Яна Гросса «Соседи». Сюжет - неизжитая трагедия. В местечке Едвабне, что находится в 85 милях от Варшавы, 10 июля 1941 года польские жители собственноручно уничтожили половину населения – своих соседей-евреев. Убийцы во главе с мэром были правоверными католиками. Убили для того, чтобы захватить их земли, дома, имущество. Злодеяние, конечно же, не могло быть абсолютно сокрытым. Оно напоминало о себе, как дышащая земля (шевелилась несколько дней) над недострелянными жертвами в Бабьем Яру или в Катыни. О нём многие знали и… молчали. Но рано или поздно скрытое становится явным. Наступает кризис, ломка общественного сознания. Или оно переборет болезнь в свете правды, или загонит её глубже…

Антисемиты всячески грозят создателям фильма и актёру, главному герою, заступнику евреев. Им возражают трезвые голоса, видящие проблему в общечеловеческом масштабе. Ненависть, зависть, мстительность и прочие пороки не замыкаются в национальном характере. Трагедия Холокоста не изжита во многих европейских странах. Знаменательно то, что в Польше эта трагедия обсуждается. Что она открыта, что язва, можно надеяться, не перейдёт в гангренную стадию.

И вот, другой пример. Ирена Сендлер, польская немка, умерла недавно в возрасте 98 лет. Она спасла из Варшавского гетто более двух с половиной тысяч еврейских детей. Она устроилась туда сантехником-сварщиком. И вывозила детишек в своём грузовичке. На дне сумки для инструментов - малышек, в мешке - детей постарше. В кузове держала собаку и натаскала её лаять, когда охрана впускала и выпускала машину. Немцы всё-таки засекли её. Но не знали, сколько детей она вывезла. Не убили. Но искалечили, перебив руки и ноги. Вела детям счёт, список хранила в стеклянной банке, закопанной у себя во дворе. Надеялась, что после войны родители найдут спасённых детей. Увы… Но ведь отзывались тысячи семей, приютивших этих детишек. И детские дома, куда она тоже обращалась… Некоторые из спасённых живы сегодня.

11 ноября - День независимости. Парад на площади, где в 1978 году выступил Папа Иоанн Павел II. Это был ощутимый духовный импульс, считают поляки, к возникновению Солидарности.  

Я возвращаюсь в Изабелин и вижу, как по деревенской улочке на велосипеде в сторону магазина едет монашка, сестра Елена. Едет или летит? Полы её тёмносинего хабита вздымаются как крылья. Впереди металлическая корзинка для продуктов. Но велосипед в монастыре не только хозяйственный транспорт. Но и прогулочный. В сарае велосипеды стоят внушительным табунком.

А во дворе монастыря кипит работа, сёстры собирают листья в целлофановые мешки. Если плотно набивать, мешки получаются тяжёлые. Сёстры знают, что я вернусь к вечеру и перенесу мешки за ограду, откуда утром их заберёт машина. Водитель отсчитает равное количество пустых мешков, взамен наполненных, и рулон укрепит на калитке.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования