Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 ноября 19:04Распечатать

Светлана Вайс. ОТЛОЖЕНИЕ ЛЕСНЫ. Почему старейший русский монастырь в Западной Европе перешел из Русской в Сербскую ИПЦ


27 сентября сего года Свято-Богородицкий Леснинский монастырь, находящийся во Франции в городе Провемон, обратился к своему священноначалию, коим являлся Синод Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ), с просьбой предоставить монастырю канонический отпуск для перехода в другую Поместную Церковь. Синод спустя месяц с небольшим ответил категорическим отказом. Но несмотря на это, 7 ноября в «Википедии» уже можно было прочитать, что Леснинский монастырь находится под омофором Сербской Истинно-Православной Церкви.

А еще говорят «церковные дела – неспешные»! Бывало в истории по сто лет ждали - кто автокефалии, кто омофора. Но сегодня иной темп жизни, и церковной в том числе. В ситуации с отложением Лесны, из трех составляющих этого события – монастыря и двух церковных юрисдикций, лишь монастырь вызывает у автора этих строк сочувствие и интерес к его дальнейшей судьбе. Две крохотные Истинно-Православные Церкви, официально признанные лишь друг другом и невидимые на карте «мирового православия», в дальнейшей истории будут вспоминаться по преимуществу в связи с Леснинским монастырем.

Женский Богородицкий монастырь вырос из маленькой общины, которую в 1885 году основала графиня Евгения Борисовна Ефимовская, будущая игумения Екатерина, в местечке Лесна – ныне это территория Польши, а тогда - территория Российской империи на границе с Австро-Венгрией. В связи с упразднением унии Святейший Синод принял решение о восстановлении и укреплении Православия на западных рубежах и направил в эту епархию, объединившую Варшаву, Холмщину и Подляшье, архиепископа Леонтия. Главной опорой Православия архиепископ считал монастыри и прилагал все усилия к их учреждению и строительству. Графиня Евгения Борисовна была в то время известна как автор  статей о «деятельном монашестве», и ей было предложено воплотить свои идеи при создании женского монастыря. Благословение на строительство обители она получила от преп. Амвросия Оптинского и св. прав. Иоанна Кронштадтского.

В 1863 году в этих местах произошло антиправительственное и антирусское восстание, в котором также участвовали монахи-паулины. В качестве наказания они были выдворены со своей территории. И так как отъезд для них оказался неожиданным, то в спешке они не успели, а, возможно, и побоялись, забрать чтимый чудотворный образ Богородицы. Эта икона была обретена православными в 1683 году и переходила в своей истории несколько раз от православных к римо-католикам и обратно. Все местные жители знали и почитали этот образ. Судя по всему, леснянки обнаружили икону в храме, оставленном монахами-паулинами, и стали там молиться. Сегодня эта икона известна как Лснинский чудотворный образ Богородицы и находится в обители.

Монастырь задумывался как «деятельный», где, помимо молитвы и созерцательной жизни, насельницы будут работать на благо социальной сферы и образования. И через два десятилетия леснянками было построено уже пять монастырей, в которых проживало 500 монахинь и обучалось 700 детей! Строились храмы, аптека и фармацевтическая лаборатория, больница и амбулатория, мельницы, рыбные пруды и животноводческие фермы, макаронная фабрика и пекарни, школы и сиротский приют. На праздники собиралось до 30 тысяч паломников! Вы можете себе представить размах деятельности?!

Первая мировая война погубила все практически разом. Насельницы были вынуждены покинуть Лесну, начался трудный скитальческий путь сестричества по дорогам Европы между двумя войнами и кровавой революцией. Об этом периоде монастыря достаточно много написано и снято видеосюжетов. До современного места нахождения обители в Нормандии дошло лишь несколько монахинь, которые уцелели в странствиях и потом рассказали, каково это было. А был это настоящий подвиг православного сестричества, которых оберегала Сама Богородица и вела Ее чудотворная Леснинская икона. Иначе совершенно непонятно, как им удалось выжить, не умереть с голоду и от болезней, избежать депортации в Советский Союз из Югославии, вовремя справить документы и уехать во Францию, купить и обустроить именье в Провемоне.

С 20-х годов, где бы ни жили сестры, их монастырская община становилась прибежищем и утешением для бесконечного числа эмигрантов, которыми заполнялась Европа. Получилось так, что леснянки возродили сербское женское монашество, уничтоженное турками и австрийцами во время оккупации Сербии. Все женские монастыри, существующие сегодня в Сербии, ведут свое начало от леснинских сестер. Еще при жизни матушки Екатерины возродилось три сербских женских монастыря, основанных ее ученицами. Кстати, в это время и сам Леснинский монастырь находился под омофором Сербской Церкви.

Но, безусловно, Леснинский монастырь считается частью истории и жизни эмиграции, хранителем русской культуры, православной веры и традиций. Во Франции в 1950 году он перешел под омофор Русской Православной Церкви Заграницей. Многие десятилетия Леснинский монастырь был не просто верным РПЦЗ, но и деятельным участником церковной жизни русского Православия в рассеянии.

В Провемоне созывались два Архиерейских Собора РПЦЗ, ежегодно, с 1996-го по 2000 год, проходили духовно-певческие съезды, здесь восемь лет был правящим архиереем, а затем три года жил на покое, помогая сестрам принимать православных паломников со всего мира, архиепископ Серафим (Дулгов), часто гостил брат Иосиф Муньос с мироточивой Иверской иконой.

В 2007 году сестры во главе с игуменией Макриной (Холмовой) отказались поддержать Акт о каноническом общении РПЦЗ с РПЦ МП и 2 мая заявили о своем переходе в Русскую Истинно-Православную Церковь.

«Вы сообщаете о Вашем печальном решении перейти под омофор так называемой „Русской истинно-православной церкви“, что Вы и осуществили в канун Преполовения Пятидесятницы. Очень жаль, что Вы так поступили, я и многие, кто любили и почитали Вашу обитель, огорчены Вашим таким легкомысленным поступком», - написал митрополит Лавр (Шкурла) в ответном письме игумении Макрине.

Сестры остались непримиримы к сергианству и экуменизму РПЦ МП и не последовали в ее лоно вместе с РПЦЗ(Л). После рассмотрения различных вариантов они обратились в РИПЦ.

Кто ж мог предполагать, что через достаточно короткое время в истории этой Церкви появится такое понятие как «неосергианство»! Что Церковь, декларирующая себя наследнице Катакомбной, стоящая в истинной вере, не допускающая никаких компромиссов с властью, расколется и частично поддержит чудовищные государственные акции - войну в Донбассе, оккупацию Крыма?

Но наибольшую обеспокоенность в монастыре вызывало явление, которое сестры назвали «уклонением РИПЦ в сторону сектантства», «самоизоляции и внутренней замкнутости», где только три епископа являются православными, а принадлежность к Православию остальных вызывает сомнение. В монастыре считают, что такое положение вещей связано с отречением от «пути РПЦЗ», который леснянки ценят за «умеренность».

Разногласия по «украинскому вопросу» накалили и без того уже осложнившиеся отношения между монастырем и Синодом РИПЦ, в какой-то момент исчезли взаимопонимание и доверие. Решающим мотивом к разрыву оказалось принятие Синодом РИПЦ документа, который осуждает традиционную «умеренную» экклесиологию РПЦЗ. А последней каплей стало решение Синода о захвате Духовно-просветительской миссии при монастыре и желание контролировать всех леснинских прихожан в Европе.

История современной иерархии РИПЦ неглубока – она начинается в 1982 году и умещается на 3-4-х страницах «Википедии». Впрочем, сама РИПЦ воспринимает себя как продолжательницу Церкви русских катакомб, доказательством чему служат не только находящиеся в ее составе старые катакомбные общины, но и личность ее первого первоиерарха Схиархиепископа Лазаря (Журбенко, + 2005), сидевшего за веру и неприятие сергианства еще при Сталине. В основу идеологии РИПЦ положена непримиримость к ереси экуменизма, который нарушает мистическую природу Церкви. Очень подробно и с особым чувством прописан в Церкви акт обязательного покаяния для мирян и чин хиротесии для клириков при переходе из РПЦ МП. В Церкви семь епархий, включая иностранные – в Европе и Австралии плюс самостоятельный округ в Северной Америке. Возглавляет Церковь Архиепископ Омский и Сибирский Тихон (Пасечник), управляется Церковь Синодом, который в последние годы созывается в подмосковном Дмитрове. В 2008 году насчитывалось порядка 200 общин. Синод собирается на свои встречи также в Одессе и в Вустере (шт. Массачусетс, США).

И для довершения картины выдержка из «Википедии», которую никто не опровергает: «Резонанс в РИПЦ имел поступок епископа Гермогена (Дунникова), который осенью 2009 года совершил над собой неизвестное православию «восполнение водной стороны» чина крещения через троекратное погружение. Первоначально РИПЦ не предавало это огласке, но решением Синода РИПЦ от 18-21 декабря 2012 года он был запрещён в священнослужении на год».

Почему Леснинский монастырь выбрал в 2007 году омофор именно этой Церкви, остается для почитателей и друзей монастыря не совсем ясным. Но это был их собственный, никем не продиктованный выбор. «Сама Богородица опекает наш монастырь», - утверждают сестры и, собственно, возразить им нечего, так как этому много подтверждений в непростой истории Леснинской обители.

Итак, Сербская Истинно-Православная Церковь приняла Свято-Богородицкий женский монастырь. Расположена обитель на севере Франции, в Нормандии, в местечке Провемон, окрестности которого увековечены на холстах Клода Моне. В обители находится именье с домом загородного дворцового типа, постоянно требующее заботы и ремонта, а также дворовые постройки, сад и кладбище. Следует уточнить, что собственность оформлена на общество «Друзей Лесны» и частных лиц. Куплено именье было в 1967 году и с тех пор трудами сетричества, численность которого едва ли превышает полтора десятка монахинь и послушниц, монастырь живет самостоятельно на собственном обеспечении.

О том, что в православном мире существует Сербская Истинно-Православная Церковь, мало кто знает. В 1995 году ее образовали три афонских монаха сербского происхождения, подвизавшиеся в монастыре Эсфигмену. Сплотили их радикальные настроения по отношению к экуменизму. За восстановлением иерархии для своей Церкви они обратились к Синоду Церкви Истинно-Православных Христиан Греции (ЦИПХГ).

Возглавил Церковь один из трех монахов – о. Акакий (Станкович), который с 1996 года поселился на территории Сербии в местечке Врдник, где сразу же организовал мужской монастырь в честь святых Кирилла и Мефодия. Одним из иерархов ИПЦ Греции он был рукоположен во иеромонаха. В 2002 году состоялся первый Церковно-Народный Собор Сербии, а в следующем году к Церкви присоединилась группа монахинь во главе с игуменией Евфросиньей (Николич), которые образовали Иоанно-Предтеченский монастырь Новый Стеник.

Между русским и сербским женскими монастырями, в силу исторических традиций, наладилось духовное и молитвенное общение, а также паломнические поездки друг ко другу.

Тем временем отношения между Истинно-Православными Церквами Сербии и Греции испортились. Сербская Церковь осталась без епископского окормления, а собственного епископа у них не было, так как Акакий находился в сане иеромонаха. Неудивительно, что о. Акакий (Станкович) обратился в Синод РИПЦ, которая окормляла Леснинский монастырь, и 15 августа 2011 года на территории монастыря в Провемоне он был хиротонисан во епископа Ресавско-Шумадийского иерархами РИПЦ. Греки, естественно, зафиксировали отпадение в раскол, а русские ввели Акакия в свой Синод.

Теперь вернемся в Лесну – именно к епископу Акакию (Станковичу) сестры обратились за окормлением теперь. Кстати, титул его изменился на Утешителевский, в связи с образованием второй епархии СИПЦ и собственного Синода (Епископского Совета). За несколько лет общения между монастырем и сербами установилась дружба и взаимоуважение. И вот пришло время доказать слова делом и не убояться последствий – сербы понимают, принимая Леснинский монастырь в свою юрисдикцию, что, судя по всему, они потеряют в лице РИПЦ единственную, какую ни есть, но все же признавшую их церковную структуру.  Снова будет раскол местного значения и споры о претензиях на чужую каноническую территорию.

На этом пока все. Дальше будет видно. Несомненно одно – жизнь монастыря, его уклад не изменятся от того, что за литургией будет поминаться сербский владыка. Но сознание того, что Лесна смогла выразить свое неприятие неосергианства и агрессивной политики российского правительства, а также посягательств на свою веру и паству, безусловно, вызывает, как минимум, понимание.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования