Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 июля 19:53Распечатать

Монахиня Ксения. А МОЯ СУДЬБА ЗАХОТЕЛА НА ПОКОЙ? Еще раз об объединении «осколков»


Идет верующий, видит — на мосту парень, прыгать собрался.
Верующий кричит ему:
— Стой! Не надо!
— Меня никто не любит, — отвечает парень.
— Неправда! Бог любит тебя. Ты веришь в Бога?
— Да.
— Ты христианин или иудей?
— Христианин.
— Я тоже! Протестант или католик?
— Протестант.
— Я тоже! Какой деноминации?
— Баптист.
— Я тоже! Южный баптист или Северный баптист?
— Северный баптист.
— Я тоже! Северный консервативный баптист или Северный либеральный баптист?
— Северный консервативный баптист.
— Я тоже! Северный консервативный баптист регионального Озерного союза церквей, или Северный консервативный баптист Восточного регионального союза?
— Северный консервативный баптист регионального Озерного союза церквей.
— Я тоже! Северный консервативный баптист регионального Озерного союза церквей Собора 1879 года, или Северный консервативный баптист регионального Озерного союза церквей Собора 1912 года?
— Северный консервативный баптист регионального Озерного союза церквей Собора 1912 года.
— Умри, еретик! — восклицает верующий и толкает собеседника через ограду моста.

* * *

Эта протестантская притча была актуальна для истинно-православных в России лет десять назад. Сейчас уже не так. Все устали от войны. Все труднее объяснять новым людям, почему поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. И почему эта ссора имеет такие безнадежные последствия, что приехав в соседний город, нельзя причаститься в другой ИПЦ, которая исповедует такую же точно веру.

Практически каждый епископ в современных «осколках» РПЦЗ был либо извергнут кем-нибудь из сана, либо рукоположен извергнутым или запрещенным епископом. Но в отношении себя у него найдется множество объяснений. А в отношении остальных?

Канонически тут все просто. При отсутствии Поместной Церкви в России все епископы равны и не обязаны сохранять административное единство. Они могут образовывать свои собственные группы. Об этом говорит и указ Патриарха Тихона номер 362, на основании которого была создана сама РПЦЗ. Этот указ разрешает епископам существовать вне единой «патриархии». Как временная мера это вполне допустимо.

Но допустимо ли при этом считать других раскольниками? А если нет раскола и нет ереси, то почему надо настаивать на запрете причащения? Ведь можно сохранять свою группу епископов и признавать таинства других «осколков» РПЦЗ, если вера общая. Политические и стилистические различия не могут быть причиной разделений.

Но «осколки» действительно получились стилистически разными. А людей другой культуры всегда трудно понимать и принимать.

Апостолы у Христа тоже происходили из разных социальных слоев. Не все они были простыми рыбаками. Апостол Матфей до призвания работал сборщиком пошлин, или, современным языком говоря, был налоговым инспектором. Апостол Лука происходил из интеллигенции. Савл, будущий апостол Павел, и вовсе принадлежал к тому, что примерно соответствует коммунистической партии — но вопреки такому мрачному прошлому он стал первоверховным апостолом.

Все они, такие разные, вместе были христианскими епископами.

Так и в современной ИПЦ: хорошо, если находящиеся в общении «осколки» РПЦЗ будут разными. Ведь Бог нужен очень разным людям. Одному важен монархизм, другому не дает покоя экзистенциальная фрустрация, третий просто ищет «доктора с лекарством в чистой руке или священника, с которым он мог бы говорить на одном языке». Каждый из них должен найти свою дорогу в Церковь.

В книгах о путешествиях в одной команде оказывались совсем разные люди — вспомните Жюль Верна. Вспомните сказку «Волшебник Изумрудного города» («The Wonderful Wizard of Oz»), где Страшиле не хватало мозгов, Железному дровосеку было нужно сердце, Лев мечтал о смелости, а Элли с Тотошкой просто хотели вернуться домой. У них все получилось, но именно благодаря тому, что они были разными и умели не ссориться.

Но путешествия и приключения — это для детей, а быть как дети, наверное, неприлично. Взрослый и степенный дяденька с бородой скажет слова, предсказанные поэтом:

А моя судьба захотела на покой,
Я обещал ей не участвовать в военной игре.

Или, для заграничного «осколка», получится пенсионерское

No alarms and no surprises
pleeeeease…

В притче о талантах даже самый неуспешный раб сумел полностью сохранить переданное ему серебро, но в итоге он был назван ленивым и лукавым. А как назовут тех, кто получил в наследство большие куски развалившейся РПЦЗ или сотни российских приходов ИПЦ, но рассеял и расточил это богатство? Может быть, что-то пошло не так?..

Можно ничего не делать и просто ждать, когда придет из Московской патриархии очередной поругавшийся с начальством батюшка. Можно пытаться жить, как епископ РПЦЗ времен ее расцвета в США, когда десятки тысяч эмигрантов поддерживали своих архипастырей. Но сейчас другая ситуация и другая страна…

А можно попытаться для начала простить и принять тех, кто рядом. Бог исправит, если что-то получится не так, ведь для Него «блаженны миротворцы».

Ну и напоследок православная история для тех, кто боится:

Придя домой из Воскресной школы, сын вдруг спрашивает папу:
— Папа, а чего ты боишься больше всего в жизни?
Отец отвечает:
— Ну… ну, больше всего я боюсь стоматологов и темноты.
Сын удивленно:
— Папа, ну я еще понимаю насчет стоматологов, но темноты?! Ты ведь уже взрослый и верующий!
Отец наклонился и отвечает шепотом на ухо сыну:
— А, кто его знает, сколько там, в темноте, этих стоматологов?..

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования