Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
23 мая 21:11Распечатать

Светлана Вайс. ПОСЛЕДНЯЯ АВТОКЕФАЛИЯ. Непростая история ПЦА – в преддверие Всеправославного собора. Часть вторая


Начало - ЗДЕСЬ...

Создание Православной Церкви в Америке (ПЦА) описано день за днем, опубликовано и переписывается точь-в-точь во множестве исторических изысканий ежегодно. Есть фильмы, есть фотографии, есть воспоминания участников первых переговоров между РПЦ МП и представителями Американской митрополии, есть хроника вручения Томоса в Москве в 1970 году. Основателями ПЦА и авторами Томоса считаются, собственно таковыми и являются, протопресвитер Александр Шмеман с американской стороны и с советской стороны митрополит Никодим (Ротов).

Но даже при всем обилии информации, к сожалению, так и остается неизвестным: кто же первый произнес заветное слово «автокефалия»? Тогда, в 1963 году, все так хорошо начиналось: советская церковная делегация во главе с м. Никодимом посетила резиденцию митрополита Леонтия (Туркевича) в Сойосете, именно по этому поводу Леонтий сказал свое знаменитое «Receive them with love» ("Примите их с любовью"), были проведены первые переговоры. Но потом русские (советские) исчезли вплоть до 1967 года. А потом вдруг объявились и началась бурная деятельность по организации автокефалии. Единственным объяснением этого 4-летнего перерыва могут быть "хрущевские гонения" на Церковь начала 60-х годов и последующая брежневская «оттепель» после снятия Хрущева. Но очевидно, что идея создания своей церковной структуры в США Лубянку не покидала, поэтому при первой возможности в 1967 году м. Никодим сразу полетел в США уже с конкретными предложениями.

А что же в этот период делали государственные американские власти, от которых вряд ли могло ускользнуть строительство на их территории советского православного очага? Либерального и независимого, в противовес одиозной РПЦ МП в самом СССР. Такой экспортный вариант - «православие-лайт». Самым смелым предположением будет: наблюдали и не вмешивались. Наиболее реальным: участвовали в процессе незаметным скрытым образом.

Священноначалие Американской митрополии было озадачено исчезновением русских (советских) в 1963 году, но не опечалено. Канонический статус Греко-Кафолической Православной Церкви в Америке продолжал быть острой проблемой, которая требовала незамедлительного решения, и работа по его поиску продолжалась. И вот в мае 1966 года Священный Синод митрополии командирует отца Александра Шмемана в Стамбул для переговоров о судьбе митрополии со Вселенским Патриархом Афинагором (Спиру).

К тому времени Афинагор возглавлял "мировое православие" уже 17 лет (с 1949 года) и имел имидж влиятельного международного деятеля. Но до своего избрания на должность Патриарха он с 1930 года, как известно, был архиепископом и экзархом Северной и Южной Америки. То есть как никто другой был знаком с ситуацией православных диаспор в Америке. Именно он принял в юрисдикцию Константинопольского патриархата Украинскую Православную Церковь в Америке и Американскую карпаторосскую епархию. То есть, иными словами, дал канонический статус этим «иноплеменникам в варварских территориях» согласно 28-му канону Халкидонского Собора.

Направляя о. Александра Шмемана в Стамбул, Синод, судя по всему, рассчитывал на вступление в лоно Вселенской патриархии по аналогии с вышеназванными американскими православными этническими диаспорами. Вопрос, возможно, был только в широте автономии. Все сходится по логике вещей: диаспора интересуется насчет канонического статуса, а Вселенская патриархия, предоставляя этот статус, получает доходную епархию в Новом Свете, расширяя свое влияние. Ну, поди ж, плохо?! Вроде бы все сходится.

Но! Переговоры пошли по самому неожиданному сценарию. Здесь необходимо отметить, что об этих переговорах - Шмемана и Афинагора - написано только Шмеманом, других сведений нет. И все, что эти годы многократно цитировалось, – это слова о. Александра. Оснований не доверять ему нет, поэтому повторю то же самое. Когда о. Александр в разговоре с Афинагором поднял «американскую проблему», Патриарх ответил: «You are Russians, go to your Mother Church, for no one can solve your problem except the Russian Church…» ("Вы же русские, идите к своей Матери-Церкви, никто не сможет решить ваших проблем кроме Русской Церкви…").

И все. Никаких объяснений такого, более чем странного отказа Константинопольского Патриарха не последовало, причем до сего времени. А отказ принять в свое лоно целую юрисдикцию американских православных, которая была основана Русской Православной Церковью, основным конкурентом Вселенской патриархии за численность паствы и сферы влияния в мире, согласитесь, является очень странным действием. Объяснить этот отказ с церковной точки зрения не представляется возможным. Церковная геополитика на тот момент времени, как раз требовала присоединения - назло РПЦ МП. Но Афинагор отправил Шмемана обратно со странным месседжем, который впоследствии и заставил американцев пойти на сближение с советской РПЦ МП.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо внимательно взглянуть на политическую ситуацию в мире тех лет. Проанализировать отношения между Америкой и Турцией, СССР и Турцией, а, возможно, и еще с какими-то странами. И только тогда станет ясно, чью же сторону занял Вселенский Патриарх, делая шаг против интересов собственной Церкви – отказывая в благодати просящей пастве.

Кстати, за полтора года до этих событий, а именно 22 ноября 1965 года, Афинагор упразднил Русский Западно-Европейский экзархат, отказался от своей юрисдикции над ним и благословил его вернуться в лоно Московской патриархии. Созванное архиепископом Георгием (Тарасовым) Епархиальное собрание провозгласило бывший экзархат временно Автономной Церковью во Франции и Западной Европе, определив целью создание в будущем автокефальной Французской Православной Церкви. Зачем, а главное почему это сделал Афинагор, тоже не совсем понятно по настоящее время.

Картина вырисовывается приблизительно такой: по согласованию с кем-то Константинопольский Патриарх инициирует в ближайшем будущем создание двух автокефальных Церквей "под юрисдикцией" РПЦ МП – одну в Америке, другую в Европе. В Европе не удалось, а в Америке ПЦА была учреждена в 1970 году.

Так, может быть, первым, кто произнес слово «автокефалия» в приложении к Американской митрополии были не о. Александр, и не м. Никодим, а …Патриарх Афинагор? Теперь кажется, что такое вполне возможно. Может быть, именно поэтому о. Александр оставил очень скупые воспоминания об этих переговорах?

А теперь прошу особого внимания: в январе 1970 года, до указа о даровании автокефалии американской Церкви, который был подписан в апреле, Патриарх Константинопольский Афинагор обратился с посланием к предстоятелю РПЦ МП с предупреждением о возможных «пагубных последствиях» в связи с возведением в ранг автокефалии Американской Церкви. Это послание можно легко найти в «Журналах Московской патриархии» того времени.

«Ваше Блаженство хорошо понимаете, какое ниспровержение существующего у нас церковного порядка и вообще путаницу могут внести эти, согласно превышению юрисдикции, самовольные и односторонние провозглашения автокефалии со стороны каждой поместной Православной Церкви».

Далее он назвал проект автокефалии «заговором против православного единства». То есть он категорически против этой затеи Американской митрополии с русскими. А кто в мае 1966 года сказал о. Александру Шмеману – «You are Russians, go to your Mother Church…»?

Так на чью же мельницу лил воду Патриарх Афинагор?

Как мы уже говорили, американские власти впрямую не руководили созданием ПЦА, и в 1970 году на Лубянке создалось полное впечатление, что советская операция «Автокефалия» завершилась в Кремле (ну, или в Переделкино) триумфальным вручением Томоса ПЦА.

Что получили советские органы и РПЦ МП в результате появления своей автокефальной Церкви в Америке? Как говорится, во-первых, это красиво. Во-вторых, 44 реальных объекта на территории США – это те приходы, которые не пожелали войти в ПЦА, а захотели остаться в юрисдикции РПЦ МП, среди них шикарный кафедральный собор святого Николая в Манхеттене на 97-й улице и загородное имение Пайн Буш. Также не пожелали войти в новую структуру канадские приходы Эдмонтонской епархии. Эти объекты и есть основная составляющая автокефального Томоса – там они перечислены поименно, причем добавлено очень важное положение: количество этих объектов не может быть увеличено. То есть расширение деятельности РПЦ МП в Америке ограничено Томосом – это закон.

Представители РПЦ МП любят часто повторять, что Московская патриархия из самых благородных чувств добровольно ограничила свое присутствие в Америке лишь этими 44 объектами. Ну, где благородство, а где РПЦ МП? Поэтому, судя по всему, ее заранее ограничили и определили в контролируемое пространство на долгие годы вперед. Но, к великому сожалению, не догадались внести поправку о том, что на месте исчезающих объектов («умирающих» по естественным причинам приходов) нельзя строить новые и засылать туда агентуру под видом батюшек.

В 1970 году с учреждением ПЦА явно спешили, и указом Патриарха Алексия I автокефалия была дарована 10 апреля – за одну неделю до того, как он упокоился с миром. Кстати, тем же указом была включена в лоно РПЦ МП Японская Православная Церковь, которая находилась под временным окормлением Американской митрополии, и в результате получила в дар автономию, вряд ли сама того желая.

Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь Америки преобразовалась в Православную Церковь в Америке, разойдясь с Русской Православной Церковью Заграницей на несколько долгих десятилетий. Недовольных была масса. Но и тех, кто мечтал о новой американской самостоятельной либеральной Церкви тоже было немало. Лубянка получила 44 опорных пункта на территории «потенциального врага» и целую церковную юрисдикцию-союзника - ПЦА. Госдепартамент США получил список конкретных мест потенциальной советской резидентуры и гарантии, что их число не будет увеличено.

Что касается новой церковной юрисдикции в Америке, то, вопреки ожиданиям «кремлевских мечтателей», она не пошла на сотрудничество с советскими религиозно-государственными органами. Лубянку это озадачило, но м. Никодим к тому времени уже почил и спросить было решительно не с кого.

Зато советская резиденция в Свято-Николаевском соборе в Манхеттене заработала на всю катушку: считалось, что советское, а затем и российское консульство в Нью-Йорке место сильно «засвеченное», а находящийся в 10 минутах ходьбы собор вполне подходит для «случайных» встреч. И мемориальный кабинет Святейшего Тихона – идеальное место. Не лишне знать, что собор ремонтируется и оборудуется за счет министерства иностранных дел РФ, хотя частные пожертвования принимаются с благодарностью, но быстро уходят на личные нужды клира.

И в заключение. Политические события последних месяцев (2015-16 гг.) заставляют нас вновь вспомнить про взаимодействие государства и религии, вернее сказать, религиозных организаций. Судите сами.

В преддверии Всеправославного собора – в начале 2016 года - между Россией и Турцией произошел политический конфликт. Собор из Стамбула пришлось перенести на Крит. США и Россия пребывают не в самых дружественных отношениях. Через Турцию уже несколько месяцев в Европу идет бесконечный поток беженцев. Президент США Барак Обама пытается не вмешиваться и не оказывает военной помощи ни одной из сторон в этом уже горящем регионе Ближнего Востока. Уже непонятно, кто с кем воюет и кто чьи интересы лоббирует и отстаивает военной авиацией.

И вот в этот момент, по какой-то не очень ясной для всех причине, Вселенский Патриарх Варфоломей официально приглашает предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Тихона (Молларада) посетить Стамбул и совершить совместную литургию в Неделю Торжества Православия. Напомню – (см. Первую часть), что Вселенский Патриарх ПЦА за сестринскую Церковь не признает и на грядущий собор ее делегацию не допускают. Между тем, дружественный визит прошел замечательно, судя по отчету на сайте ПЦА. А вот чем действительно «замечательно» - увидим позже.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования