Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 апреля 22:39Распечатать

Александр Зорин. МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА. Разговор у коробки с яблоками под конец Великого поста


В магазине «Авоська» я встретил знакомого писателя. Он одинок, ему давно за семьдесят, в суждениях  независим. Общаться с ним интересно. Живём в одном дворе, встречаемся иногда на прогулке, или вот так, в магазине.

Он копался в коробке с удешевлёнными яблоками, которые «с бочком», как говорили в нашем советском прошлом. Когда я подошёл к той же коробке с тем же намерением, он страшно сконфузился. Будто я его застукал за чем-то постыдным. «Зря вы стесняетесь, - заметил я, - это наша власть должна стыдится нашего положения. Мы, рядовые пенсионеры, вынуждены выбирать, что подешевле…».

Вышли из магазина вместе и он, зная мои духовные ориентиры, заговорил вдруг о молитве Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

- Я её помню по известному переводу Пушкина. А тут решил сравнить с оригиналом, и он показался мне чуть полнее. Её ведь читают Великим Постом.

- Да, и на Богослужении…

- Пушкин заменил слова «Дух праздности, уныния» на «Дух праздности унылой». В унынии я пребываю часто, а в праздности, пожалуй, нет. Как придёшь в магазин, как посмотришь на цены, как глянешь в телевизор, как послушаешь «Эхо Москвы», - так хоть в петлю… Гонорары в журналах мизерные, а то и вовсе не платят, я и перестал в журналы что-нибудь отдавать. Да, что там яблоки – на лекарства не хватает. Будь помоложе, я бы эмигрировал из этой… местности. Не могу её назвать родиной. Пожирала и пожирает своих детей, как Сатурн на картине Гойя… Помните?..

- Помню. А что же Ефрем Сирин? - прервал я его мрачные мысли.

- А то, что я задумался над у н ы н и е м. Над этим состоянием, которое вышибает землю из-под ног. И хотя я человек нецерковный - невежественные попы отвращают от веры, - но в Бога верю. И стал обращаться к Нему словами этой молитвы. Как говорят на Востоке – медитативно, вникая в каждое слово. Они нераздельны, понять их можно только в совокупности. Как будто увязаны одним узлом. Нельзя освободиться от уныния, будучи праздным, властолюбивым и брехливым. И далее Ефрем Сирин перечисляет альтернативные просьбы, по-вашему прошения. И они тоже в связке. И я понял, что уныние можно одолеть только совместным воздействием всех усилий, которые предлагает Ефрем Сирин. Замечу, кстати, что Пушкин перевёл эту молитву за полгода до гибели. Уже давно он рвался на волю – «Пора, мой друг, пора» - из гнетущих обстоятельств, от дворцовой власти. Ефрем Сирин что-то подсказывал ему в эту пору…

- А как насчёт последней подсказки – «и не осуждати брата моего»? Подсказки не Пушкину, а нам, зависимым от конркретных властей?

- Но какие же они нам братья? Вы, наверное, скажете, что всякая власть от Бога? А я так не считаю. Ту, которая власть узурпировала, не считаю. Христос тоже не мирился с фарисейским засилием.

- Ну, хорошо, а как же всё-таки с унынием? Сладили?

- Нет, пожалуй. Но пытаюсь… Терпение на пределе. А без терпения любовь не обрести – ни к отечеству, ни к ближнему. Хотя, где оно, отечество! Его нет в природе! Выгрыз русский двадцатый век своё родное нутро, с потрохами выгрыз. Двадцать первый догрызает ошмётки.

- Однако, Ефрема Сирина не оставляете…

- Не оставляю. Есть в нём какая-то сверхбытийная надежда…

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования