Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 февраля 20:44Распечатать

Борис Колымагин. У МАНДЕЛЬБАУМСКИХ ВОРОТ. Характерное затруднение в жизни «советской» духовной миссии в Святой Земле до 1967 года


Мандельбаумские ворота в Иерусалиме соединяли между собой сектора Израиля и Иордании. Они появились после войны 1948-49 гг. между арабами и евреями. Одна часть города (Старый город) перешла в ведение Иордании, а другая (Новый город) стала подчиняться Израилю. Ворота просуществовали до 1967 года, когда в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта войска Израиля оккупировали районы Иерусалима, ранее принадлежавшие Иордании. И Израиль заявил о создании на территории города единого муниципалитета.

Мандельбаумские ворота являлись пропускным пунктом, и их существование сильно мешало деятельности Русской духовной миссии Московского патриархата. Основные святыни Иерусалима находились в Старом городе. Но пройти туда без специального разрешения властей Иордании представителям миссии было невозможно. В Старый город членов миссии иорданские власти не пропускали под тем предлогом, что здесь нет их храмов. Чтобы получить разрешение требовалось либо ходатайство Иерусалимской патриархии, либо просьба советского посольства. В посольство обращаться не всегда было удобно, а Иерусалимская патриархия нередко вставляла палки в колеса.

В Иордании сотрудники миссии не только стремились поклониться святыням, но и навестить своих ставленников, предпринять конкретные шаги на пути к отъему имущества Русской Палестины у «зарубежников». Иерусалимская патриархия не хотела тотального влияния Москвы. Она играла в свои игры, хотя на словах дистанцировалась от Зарубежной Церкви и не имела с ней евхаристического общения.

Вот почему у Мандельбаумских ворот члены миссии и монахини из Горнего монастыря порой оказывались в щекотливом положении и испытывали дискомфорт. Только один пример. В 1965 году сестры Горнего монастыря на Страстной неделе отправились к Гробу Господню. При переходе границы появились трудности. Оказывается, Иерусалимская патриархия не подала вовремя ходатайство, хотя договоренность была. Пограничники  звонили в патриархию, но церковные чиновники не спешили принести нужные бумаги. «Мимо нас проезжали многие дипломаты и консулы, которые все нас знают и с почтением относятся к нашей Миссии. Многие останавливались около нас, предлагали подвести на своих машинах. Проходили католики – священники и монахи, много греков-мирян. Прошел беспрепятственно и представитель румынской церкви архимандрит Лучиан, и только мы стояли как бедные родственники», - жалуются сестры Горнего.

Руководство миссии решило получать разрешение на переход границы не через Иерусалимскую патриархию, а через посольство, а Патриарху только посылать просьбу благословить членов миссии пребывать на том или ином празднике. Но в жизнь это решение так толком и не было воплощено.

Отказы на посещение Старого города следовали довольно часто. На запросы миссии Иерусалимский Патриарх предпочитал отвечать через посторонних лиц, а не через секретарей.

«Теперь нас ставят в зависимость не только от патриарха, но и от офицера связи. Если могли теряться наши письма, переданные через Хрисанфа (иерарх Иерусалимской патриархии – Б.К.) или через греческое консульство или даже непосредственно самому патриарху, то теперь, при созданном новом лабиринте, эти возможности утроились. Кроме того, вставленная в условия оговорка: «если причина уважительная» - оставляет право Иерусалимской патриархией пропускать нас в Старый город только тогда, когда это им будет угодно», - сообщает наверх начальник РДМ. И добавляет: «Им выгоднее держать нас на расстоянии, в зависимости от них и создавать видимость дружбы и братского взаимопонимания».

И все-таки у Мандельбаумских ворот члены миссии появлялись не только в виде просителей, но и в качестве участников торжеств. 

«Благодатный огонь, который традиционно символизирует Воскресение, был вчера зажжен в церкви Воскресения и привезен к проходу Мандельбаума для передачи в греческие, русские и арабские православные церкви во всем Израиле. Огонь будет гореть до следующей Пасхи», - пишет газета «Иерусалим пост» (17.04.1960). И продолжает: «Примерно 50 000 паломников присутствовало на площади перед церковью Воскресения для того, чтобы посмотреть ритуал Благодатного Огня».

«Архимандрит Диодор привез пламя к проходу Мальденбаума в фонаре и передал его арх. Игнатию, который пришел с израильской стороны для того, чтобы встретить его в центре нейтральной земли, - рассказывается в газете. - Оба священника обнялись, и Игнатий взял пламя, когда иорданские и израильские полицейские пожимают руки для фотографов. Затем пламя было передано главе Русской духовной миссии арх. Августину, облаченному в золотисто-парчовую епитрахиль с позолоченным фонарем длиною в метр. Огонь в храмы Яффы, Назарета и Рамле был доставлен на такси».

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования