Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
01 сентября 19:21Распечатать

Елена Волкова. ПОСМЕРТНАЯ МАСКА МУЧЕНИКА. Вандалы в Манеже, выступая от имени Бога, оживили проблему теодицеи: где был Бог, когда люди корчились от боли в кабинетах чекистов, в ГУЛАГе? Где Он сейчас?


Среди испорченных на выставке «Скульптуры, которых мы не видим» в «Манеже» экспонатов была одна из 12 голов инсталляции «Отсечение головы Иоанна Крестителя» молодой художницы Megasoma Mars (псевдоним Марии Минаковой, род. 1992 г.). Megasoma Mars – название большого жука, летящего на свет. Автор изучала биологию в Питере, искусство - в Лондоне, выставляется и в Москве. Ее нашумевшая работа была предоставлена «Манежу» галереей «Триумф», где выставлялась под другим названием «Beloved dead and their martyrdom” – «Любимые мертвецы и их мученичество». Можно перевести как «Любимые умершие и их мученичество». На мой взгляд, у Megasoma Mars три таланта – энтомолога, художника и мистика.

И без второго названия ее работы ясно, что Иоанн Креститель – чистая аллегория мученичества, социального и политического. Но второе название прямо указывает на широкое общественное значение инсталляции: она сделана в любви к нашим родственникам и друзьям, замученным и убитым в репрессиях и войнах, в прошлом и настоящем, на поле битвы, в тюрьмах и лагерях, в подъезде и на мосту.

Лишь у великих были сняты посмертные маски, которые хранятся в музеях. А как погибали от насильственной смерти миллионы? Что они чувствовали в последнее мгновение жизни? Что отражали их лица? Именно это и попыталась изобразить художница. Отрубленные головы она сделала из простого хрупкого материала, папье-маше, что подчеркивает беззащитность простого человека в тисках власти, обыденность насилия и насмешливое презрение к нему со сторону палачей. Как оказалось – и со стороны погромщиков.

То, что вандалы выступали от имени Бога, оживило и еще один вопрос: где был Бог, когда люди корчились от боли в кабинетах чекистов? Где был Он в ГУЛАГе? Где Он сейчас? Извечный вопрос теодицеи – существование зла в мире, созданном всеблагим и всемогущим Богом. Если Бог на стороне погромщиков и мракобесов, то зачем Он наделил столь мощным даром художников, против которых те выступают? Почему работы художников столь человечны и полны любви к миру, столь божественно хороши, а лица-слова-дела православных вандалов столь агрессивны и жестоки? Столь безбожно отвратительны?

Инсталляция Марии Минаковой созвучна танатологии Сидура, которого мучил вопрос уродства смерти: «Еще одно видение преследует и не покидает меня, прошедшего войну и мир – ПРЕДСМЕРТНАЯ МУКА ЧЕЛОВЕКА. Почему человек почти всегда расстается с жизнью в унизительных и нечеловеческих страданиях?» Сын скульптора Михаил Сидур пишет: «Неизбежность насилия (каковая бы ни была причина этого явления) и унижение смертью – таков вечный как мир порядок вещей. Принимаемый большинством людей еще с библейских времен как должный, он вызывает у Сидура резкое неприятие, доходящее до бунта. Он снова и снова призывает людей на языке скульптуры, графики, кино – прекратить насилие».

Я всматриваюсь в посмертные «лица любимых», изображенных Megasoma Mars. Любимых!  Какое нежное и точное слово для выражения сострадания к жертвам насилия, памятник которым работы Вадима Сидура стоит на улице немецкого города Кассель.

(Вадим Сидур. Скульптура «Жертва власти». Кассель. Германия)

Каждое из лиц рассказывает свою историю страдания, отчаяния, боли и освобождения через смерть. Мертвые глаза и уста – смотрят в зрителя и говорят. Более того, они напоминают многочисленные истории о замученных, в голове появляются имена и лица, у меня – в основном художников и поэтов, их стихи за решеткой, последние письма на волю, рассказы сокамерников. В буквальном смысле «говорящие головы». Говорящие о многом и многих.

Белое как снег лицо с кровавыми пятнами – образ невинно пролитой крови. Заплатанные глаза (человеку налепили чужой взгляд на мир?) и неумолкающий крик о помощи. Застывший, как у Лаокоона. А этот мученик увидел перед смертью лицо палача и ужаснулся ему. В глазах его застыл портрет зверя. Другой нашел силы рассмеяться мучителю в лицо. Или от боли потерял рассудок? Хочется думать, что расхохотался пощечиной. У следующего в глазах застыло изумление от увиденного. Вспоминаются рассказы о праведниках, увидевших ангелов. А вот и сам ангел: голова умершего в нежном нимбе. Венец страдания? Почему-то прихожанам приятнее славить мучеников в роскошных храмах с людьми в золоченых одеждах, чем повернуться лицом к телесной боли страдающего. А ведь люди те вроде как исповедуют страдающего Христа, а не торжествующего кесаря. Вроде как.

Знаете, что написали православные «эксперты» о художественном мартирологе? «Во всех этих своих работах художница Megasoma Mars выраженно глумливо, крайне издевательски и, соответственно, провокационно смакует тему смерти (смакование смерти, намеренное предание уродливого облика), вся семантика исследованных её 5 произведений доминантно связана с извращенно-танатическими и подчеркнуто денигративно-антихристианскими интерпретациями указанной художницей библейской сцены усекновения головы Иоанна Крестителя и библейского образа Иоанна Крестителя. Все эти её произведения пронизаны извращенной тератогенной и денигративной псевдо-эстетикой. (…) Целью применения такой метафоры однозначно является грубое оскорбление религиозных чувств верующих христиан, формирование определённого оскорбительного для верующих христиан пейоративно и дисфорически девальвированного и денигративного (очерняемого, принижаемого) образа Иоанна Крестителя, с высокой степенью провокативности и пейоративности (уничижения)». Наукообразный донос. Так бы я определила этот жанр. Изобилие «академического жаргона» должно произвести впечатление на доверчивого читателя, убедить его в научном профессионализме невежды.

Экспертизу проводили люди, не имеющие никакого отношения ни к искусству, ни к искусствознанию. Никакого. Юрист Игорь Понкин, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, печально известный по ссылкам на Трулльский и Лаодикийский соборы в экспертизе по делу о панк-молебне. И психолог Виктор Слобочиков, член Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Проводили по просьбе самого Цорионова. Что за власть у человека! Профессора откликаются по первому зову. Ждем нового слова от психолога Веры Абраменковой, засадившей в свое время своими «эспертизами» на скамью подсудимых Юрия Самодурова, Людмилу Василовскую, художницу и поэта Анну Альчук (дело о выставке «Осторожно, религия!») и участниц «Pussy Riot”.

В экспертном пуле РПЦ МП появился новый для меня персонаж - Евдокимов Александр Юрьевич, который в работах самого Вадима Сидура обнаружил «признаки порнографии, равно как и признаки пропаганды сексуальных извращений. Публичная демонстрация данного изображения направлена на посягательство на общественную нравственность, на оскорбление нравственных чувств людей". Евдокимов – профессор кафедры теологии в МГЛУ. Культуролог из газохимии. Автор работ по утилизации отработанных смазочных материалов и борьбе с «сектами». На его «экспертизу» ссылается Чаплин, защищая погромщиков.

Анализирует Евдокимов работы из гротескного цикла Сидура «Мутации», в которых автор как раз высмеивает сексуальную революцию. Но Евдокимов не видит в ироничных образах никакого художественного смысла, что говорит о полном незнании творческого пути художника и языка искусства. 

А могли бы «эксперты», имеющие отношение к религии, сначала поинтересоваться религиозными взглядами Сидура и библейскими темами в его творчестве. «Видимо, необходимо наконец самому себе ответить на вопрос о значении религиозного начала в том, что составляет внутреннее содержание моей работы… Под религиозным в данном случае я понимаю ХРИСТИАНСКОЕ…. Свято верю в то, что НЕ УБИЙ ДОЛЖНО ЗАМЕНИТЬ УБИЙ… ХРИСТОС для меня – это ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, НЕСУЩЕЕ СВОЙ КРЕСТ».

Сидур создал свою философию искусства и эсхатологическое учение под названием «Гроб-Арт» - о грядущем «Гроб-народе», который превратит Землю в «Гроб-планету». Этот народ у него на глазах нарушал евангельские заповеди и устами «Железных пророков» проповедовал насилие. Этот народ загоняли в гроб жестокими экспериментами над его душой и природой. Свой «парк скульптур» будущего Сидур иронично описывал как грандиозное сооружение: «Это музей памяти жертвам человеческих экспериментов – политических и научных. (Он не дожил до религиозного – Е.В.) (…) Там, в круглом зале площадью 10 кв. километров, в середине руин городов, разрушенных варварами и другими воинами всеми видами оружия обычного и ядерного типа – огромная фигура Мутанта, грызущего собственный фаллос. На стенах барельефы, показывающие историю человечества от Адама и до обозримого будущего включительно. А на все это с невероятной высоты взирает «Красный Христос», плачущий кровавыми слезами…».

Ключевые образы этого музея будущего были представлены на выставке в Манеже. Включая варваров.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования