Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 мая 20:39Распечатать

Кардинал Любомир Гузар, сэнсэй Дзюнсэй Тэрасава. КИЕВСКАЯ БЕСЕДА. О «центральноазиатских корнях» христианства и общей стратегии религиозных деятелей по достижению мира в Украине


Верховный архиепископ Украинской Греко-Католической Церкви кардинал Любомир Гузар (в беседе – «Гузар»).

Духовный учитель Буддийского ордена «Ниппондзан Меходзи» Дзюнсэй Тэрасава (в беседе – «Сэнсэй»).

Гузар: Какая ваша коренная религия?

Сэнсэй: Буддизм, из Японии.

Гузар: Как давно существует буддизм в Японии?

Сэнсэй: Достаточно длительный период. Буддизм пришел туда из Кореи и Китая, но зародился в Индии около тысячи лет до этого и затем пришел в Центральную Азию, а оттуда – в Китай, Корею и, наконец, Японию. Только через тысячу лет после Будды буддизм пришел в Японию, где история буддизма насчитывает 1400 лет.

Гузар: Долгое время. Очень интересно. Должен признать, что, к сожалению, я знаю очень-очень мало о странах, которые вы упомянули, а также о религиях, распространенных в этих странах.

Сэнсэй: Я также должен признаться, что знаю совсем мало о вашей греко-католической традиции. Прошу Вас заранее простить меня за примитивные вопросы о ней.

Гузар: Да, пожалуйста, продолжайте.

Сэнсэй: Где находится главная церковь вашей традиции, что-то наподобие Ватикана для католиков?

Гузар: Видите ли, для нас католическая Церковь универсальна, едина, но существует в различных странах и имеет два аспекта. Это универсальный аспект и локальный аспект. Локальный – это язык, культура, искусства, духовность и так далее. Христианство пришло в Украину не через Рим. Если взять европейское направление, христианство пришло в Европу двумя путями – через Рим и через Византию. Когда мы говорим о Византии, то это время Юстиниана, VI век. И христианство также пришло на территорию, которая сегодня является Украиной, но формально оно пришло в Украину в конце X века. Князь Владимир сделал византийскую форму христианства официальной религией своего государства. Его государство включало сегодняшнюю Украину, а также части России и части Беларуси. Там жили разные племена, и ему удалось собрать их на основе этой сильной веры. Он искал религию, которая объединит их, а также позволит Украине установить внешние контакты, которые с географической и культурной точек зрения для нас наиболее естественно складывались с Византией, то есть Константинополем. Киев является центром этой локальной религиозной структуры. Мы, греко-католики, с точки зрения нашего расположения здесь, являемся украинцами и следуем византийской традиции христианства, которую очень часто называют православием.

Но в то же время мы, греко-католики, признаем Папу Римского как преемника святого Петра, как того, кто является символической фигурой единства. Итак, мы почитаем Папу Римского, находимся в единстве с ним, но имеем свою собственную, специфическую форму христианства. Это означает, что христианство прежде всего универсально, поскольку везде всех христиан объединяет Писание, Откровение, Таинства, нравственное учение, но христианство также локально: язык, культура, формы молитвы, формы духовности, теология. Не вера, а теология разная. Вера – одна и та же у всех, но каждая поместная Церковь по-своему пытается понимать веру, и это теология. Таким образом, наша теология в этом смысле особенная, так же как и форма молитвы, культура, архитектура, музыка, иконы – все это специфически киевское. Киев мы называем матерью восточно-славянского христианства. Благодаря Киеву не только вся Украина стала христианской, но также и то, что сегодня называется Россией и Беларусью, приняли христианство от Киева.

Сэнсэй: Каковы отношения между Патриархом Московским и вашей Церковью?

Гузар: Московская патриархия разработала свой особенный поместный аспект, но изначально она произошла от монастырей, от монахов, которые принесли христианство на территорию России. Есть три государства: Украина, Россия и Беларусь. Это не один и тот же народ, а три разных. Киев стал центром племен, живших вокруг него. В Россию монахи и клир пришли из Киева, но они крестили местные народы там, которые отличаются от народов вокруг Киева. То же самое и с Беларусью. Эта история насчитывает несколько столетий, и таким образом образовалось три различных общины. Русское государство и Русская Церковь стали очень сильными, и в 1589 году царь России объявил Русскую Церковь патриархией. Наша Церковь в то время была одной из митрополий Византийской Церкви. Россия, поскольку она была очень сильной политически, но также имела особенную поместную историю, уже в конце XVI века сформировала собственную патриархию, которая была признана другими патриархиями не сразу, но достаточно скоро и признается до сих пор.

Мы, греко-католики, имеем много общего с Московской патриархией, но у нас нет никаких реальных контактов с ней. Но в Украине есть много христиан, которых мы называем конфессионально православными. Это означает, что они не признают Папу Римского, и многие украинцы принадлежат к Украинской Православной Церкви, которая находится в общении с Московской патриархией. Мы, греко-католики, не находимся с ней ни в каком общении.

Сэнсэй: Насколько я знаю, у Византии нет никакой преемственности. В Константинополе исчезло христианство после того, как Турция стала Оттоманской империей…

Гузар: Мы находимся в общении с Византийским Патриархом много столетий, но, точнее говоря, православные в Украине, те, кто являются конфессионально православными, были в общении с Патриархом Константинополя, который остается Патриархом и при турецком правлении по сегодняшний день. Патриарх Константинополя признается первым среди равных. Традиционно среди всех православных юрисдикций он занимает первое место. Мы рассматриваем себя также православными. В нашей литургии мы так и называем себя, потому что слово «православный» означает того, кто правильно славит. Православие – это правильная форма прославления Бога. Но мы должны разделять православие как форму христианства и православие как конфессию. Например, Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь являются поместными Церквями, не находящимися в единстве с Папой Римским. А мы, принадлежа к православной традиции, тем не менее находимся в единстве с Папой Римским.

Сэнсэй: Понятно. Так называемое восточное христианство и восточная Церковь… Я путешествовал по Центральной Азии, Индии, Пакистану и Китаю, а на самом раннем этапе своей истории христианство распространилось в Центральную Азию благодаря апостолу святому Фоме. В Таксиле, в Пакистане, есть остатки сирийской несторианской церкви, которая распространилась в Китай и даже Японию на самом раннем этапе истории христианства. Есть ли у них какое-то отношение к вашей традиции?

Гузар: Нет. Иерусалим – это большой центр христианства. Другой большой центр – Антиохия, и еще один – Александрия, сейчас это Египет, Африка. Антиохия – это сегодня Сирия. Когда император Юстиниан основал Константинополь и сделал его центром так называемой Восточной Римской империи, она приняла форму христианства, которая появилась в Иерусалиме, но испытала сильное влияние Сирии. Например, великий учитель византийской традиции – святой Иоанн Константинопольский - родился в Сирии, но затем принес иерусалимско-сирийскую традицию в Константинополь, где была очень сильная греческая традиция. В Византии на самом деле сложилась греко-сирийско-иерусалимская форма христианства. Апостол Фома не принадлежал к ней. Из всех апостолов он единственный, кто покинул Иерусалим, пошел на Восток и основал христианство в Индии. И это индийская малабарско-маланкарская традиция. Однако мы должны помнить, что христиане с Запада также пришли в Индию.

Сэнсэй: После Ренессанса?

Гузар: Да. Сейчас в Индии небольшая часть христиан принадлежат к традиции святого Фомы, а большая часть – это латинизированные христиане, последователи иезуитских проповедников Игнатия Лойолы. Они живут, например, на Гоа.

Сэнсэй: Меня очень интересует связь Среднего Востока, Иерусалима и Индии во времена до Иисуса Христа. Александр Македонский за 300 лет до Христа из Греции добрался до Пенджаба. И многие греки и скифы с побережья Черного моря и с Кавказа вместе с Александром Великим мигрировали в Индию. Там после Александра и за 300 лет до Иисуса великий индийский царь Ашока, который был буддистом, также имел контакт с теми греческими солдатами, которых привел Александр Македонский. Они создали уникальную форму буддизма в Греко-Бактрии и Гандхаре, где глубоко перемешались греческая традиция и буддийская традиция, и процесс этот был инициирован Александром Великим и царем Ашокой. Ашока жил за 200 лет до Иисуса Христа, и Ашока направил буддийских посланцев в Афины и Александрию. И есть наскальные эдикты царя Ашоки, которые остались в современном Афганистане. Они были написаны древнегреческими буквами на арамейском языке, на котором говорил Иисус. Царь Ашока использовал арамейский язык, и это запечатлено в его эдиктах на камнях, сохранившихся сегодня в Афганистане. Это означает, что за сотни лет до Иисуса существовало глубокое взаимодействие между индийской духовной традицией, буддизмом и греческой традицией благодаря человеческим связям. И когда Иисус из Назарета в молодости участвовал в дебатах в Капернауме со многими греками, те греки и сирийцы находились на перекрестке индийской духовной традиции и греческой традиции, где они встречались и сливались. Эта предыстория кажется мне очень важной для того, чтобы понять, откуда родилась Благая Весть Иисуса. На мой личный взгляд, послание Иисуса опиралось не на иудаизм. В моем понимании, Иисус на самом деле воплощает 200 лет слияния и смешения от Греции до Индии благодаря Александру Македонскому и царю Ашоке, который пользовался арамейским языком за 200 лет до Иисуса.

Гузар: Но, знаете, для меня читать на этом языке оказалось очень трудным.  Трудно, если не невозможно, понять Иисуса Христа без еврейской традиции. Если не возражаете, приведу пример того, каким осторожным следует быть. В 1975-1976 годах вместе с другими монахами мы хотели основать монастырь в Парагвае. И тогда большая группа японцев приехала в Парагвай. В Парагвае живут индейцы, которых называют гуарани. Весьма странно, японцы, приехавшие прямо из Японии в Парагвай, обнаружили, что есть большое сходство между японским языком и языком гуарани. Это объясняется тем, что они пришли из Японии в Азию, а потом – через Аляску в Латинскую Америку. Никто не знает, когда произошла эта миграция. А в том, что вы говорите о царе Ашоке и взаимоотношении культур, необходимо быть очень осторожным, потому что христианство как таковое является в основе своей еврейским. В нашем понимании истории человечество начало нарушать заповеди, данные Богом, и Бог наказал людей, но обещал приход Мессии – Христа, то есть Помазанника Божия. И, как мы это понимаем, Бог установил общение с Авраамом. Еврейский народ происходит от Авраама, и миссия Авраама и его потомков была в том, чтобы сохранить это обещание Бога о Помазаннике, Мессии. В определенный момент истории Божественное обещание стало реальностью. Таким образом, миссия иудейского народа закончилась, потому что предназначение евреев заключалось в том, чтобы просто быть свидетелями исполнения этого обещания. После того, как обещание было исполнено, миссия Помазанника Божия потеряла связь с Израилем и Палестиной и стала вселенской. Это означает, что апостолы пошли в различные страны мира. Святой Фома – в Индию, святой Андрей – в Киев, и так далее. Вот как мы это видим.

Сэнсэй: Я хорошо понимаю это. Я слишком смело сказал, что предыстория Иисуса не связана с иудаизмом. Но корни того, что ситуация в мире, ментальность и культура созрели для того, чтобы вселенское послание, как вы сказали, воплотилось в личности Иисуса, Помазанника, Сына Божия, эти корни простирались от Греции до Индии. И за Его посланием я могу видеть широту и богатство подготовленной почвы, как в географическом, так и в духовном и культурном смысле.

Гузар: Я не знаю. Я знаю слишком мало для того, чтобы возражать. Я стараюсь придерживаться своего понимания, а то, что вы говорите, очень ново для меня, и мне нужно много чего изучить относительно греческого элемента в истории Индии, царя Ашоки и вообще всего этого исторического периода.

Сэнсэй: Я практикую буддизм, а в Японию буддизм пришел из этой части света – из Гандхары, где греки и индийцы перемешались и создали уникальную цивилизацию под названием Гандхара, в которой очень силен греко-романский элемент, равно как и элементы центральноазиатской кочевнической традиции и индийской традиции. Там произошло богатое смешение и слияние всех элементов духовной культуры и традиций, в результате которого родилось то, что мы называем идеалом бодхисаттвы, то есть самоотверженной жертвенности ради блага других. В этом я вижу много общего между посланием Иисуса и гандхарским идеалом бодхисаттвы.

Есть неоспоримая вероятность того, что Иисус из Назарета глубоко взаимодействовал напрямую, лично не только с Египтом, Палестиной, Иерусалимом, но с гораздо более удаленными регионами Азии, через взаимодействие с греками и греко-бактрийцами, жившими в Персии и Центральной Азии, вплоть до Индии.

Гузар: Я слышал об этом, потому что есть люди даже в Европе, которые убеждены в том, что Иисус Христос, когда Он был молодым… Ведь Он начал проповедовать как учитель только в возрасте 30 лет. Но что он делал до этого?

Сэнсэй: Это тайна христианства.

Гузар: Я слышал и читал статьи, которые также были очень интересными и очень новыми для меня. Некоторые люди убеждены, что в этот период около 10 лет, между 20-летним и 30-летним возрастом Он путешествовал в Азии. И они даже заявляют, что есть подтверждения этого. Я, правда, не вдавался глубоко в их аргументы, но они говорят, что Он был в Азии, и это совпадает с тем, что вы говорите.

Сэнсэй: Это одна из тем, которые интересуют меня лично. Я хотел поделиться с вами моим видением и услышать ваше мнение. Но вторая, более важная вещь для нас – это сегодняшняя ситуация в Украине, война и конфликты на востоке страны. Я бываю в Украине последние 20 лет, и наша община существовала в Донецке и Луганске, которые сейчас являются пророссийскими территориями, и мы оставили их и не можем туда возвратиться. Я хотел бы получить от вас наставление, что мы, разные религии в Украине, могли бы сделать, чтобы восстановить мир в этой стране. Какова наша особая роль и наша совместная ответственность за мир в Украине?

Гузар: Вы задали очень-очень трудный вопрос. Не слишком трудно понять отношение России, отношение российской империи. То, что делает президент Путин, не ново. Он просто продолжает историю. Российская империя долгое время старалась более или менее успешно включить Украину в свой состав. И даже сегодня вы найдете много русских, сильно убежденных в том, что Украина должна быть частью российской империи. Они верят в это. Путин ничего не изобрел, он просто пытается осуществить то, что я назвал бы видением великой российской империи. Можем ли мы, украинцы, выстоять сами по себе? Скажу вам откровенно – я не думаю. Почему? Потому что Россия – большое государство, а мы были очень, я бы сказал, старательно и целенаправленно сделаны слабыми. Наши правительства, начиная с ХХ века… Была Российская империя, потом часть Украины входила в состав Советского Союза. Теперь вспомните, что говорит Путин: величайшей ошибкой ХХ века было то, что Советский Союз распался на Россию, Украину, Казахстан и другие государства. И он старается все это снова вернуть. Могут ли украинцы противостоять сами? Я так не думаю. Мы не готовы к этому. Мы хотели бы, но я не думаю, что мы можем. Мы недостаточно сильные. Видите ли, до Советского Союза у российских царей была та же идея. Петр Первый и Екатерина Вторая и другие императоры, Николай Второй – у всех у них была та же идея объединения Украины с Россией. Во времена Советского Союза Украина не идентифицировалась в качестве суверенного государства. Все контролировалось из Москвы. Последние 20 лет Советский Союз больше не существует, но, к большому сожалению, украинские правительства не осознали свою идентичность в достаточной мере для того, чтобы противостоять России.

Дам Вам очень простой пример. Когда началось то, что происходит сейчас на Донбассе и в Крыму, у нас не было армии. Правительство Януковича и даже тех, кто был до него, ни в каком виде не стремились развивать по-настоящему полностью независимое украинское государство. Поэтому у нас не было армии. Это почти чудо, что нам как-то удалось собрать армию, которая могла бы воевать. Так много из нашей общественной деятельности стало возможным только благодаря волонтерам – людям, которые по собственной инициативе помогают армии, покупают вооружение, кормят и обувают армию. Если бы у нас было больше свободного времени, чтобы создать армию, может быть, мы и могли бы противостоять, но я сомневаюсь в этом, потому что у советской империи, Путина и российской империи есть свои далеко не новые планы и видение, и мы, украинцы, я не думаю, что способны противостоять им. Нам нужна помощь внешнего мира, будь то НАТО или кто-то еще, мы не справимся сами по себе.

Сэнсэй: Но то, что Путин пытается сделать, не может быть оправдано в рамках современного международного правосудия.

Гузар: Вопрос в том, «не может» или «не может не». Руководство России не заботит то, что они нарушают международные законы. Несколько недель назад Россия подписала соглашение в Минске, которое совсем не соблюдается, к сожалению. Это имперская ментальность.

Сэнсэй: Но в мире есть множество малых стран, и если все они должны подчиняться большим странам, то никогда не будет мира. И международное сообщество прилагало все усилия для того, чтобы, независимо от размера, государства были равным образом защищены и имели гарантии от международного правосудия.

Гузар: Давайте придерживаться этого. Однако Западная Европа очень сильно зависит от России. Россия много лет готовилась к тому, что она сейчас делает: пропаганда, коммуникации… Многие люди во Франции, Германии, Великобритании и других странах мало знают и еще меньше понимают, что происходит в Украине.

Сэнсэй: Но если желания Путина будут осуществлены и приняты, то наш мир окажется в XIX веке, а не в XXI.

Гузар: Позвольте мне поправить самого себя. Путин не выиграет, нет. Я говорю о том, что он пытается сделать. Получится ли у него? Нет. Тем не менее – какой ценой? Я не могу полностью исключить, что может произойти третья мировая война.

Сэнсэй: Надеюсь, что нет.

Гузар: Я тоже надеюсь. Но я не могу и не хочу сказать совершенно точно, что ее не будет.

Сэнсэй: Это зависит от будущего Украины.

Гузар: Это зависит от того, захотят ли Европейский Союз и Соединенные Штаты сделать ясные шаги, после которых Путин, возможно, два раза подумает. Но смотрите, Франция, Германия присутствовали при подписании Минских соглашений, однако Путин не уважает их ни на йоту, и они не делают ничего, чтобы надавить на него.

Сэнсэй: Я хотел бы призвать вас к эффективным действиям для защиты Украины и предотвращения мировой войны, которая будет настоящим апокалипсисом.

Гузар: Мы должны постараться, и наше правительство старается. Но мы не можем делать это в одиночку.

Сэнсэй: Я хотел бы, чтобы вы предложили всем мировым религиозным лидерам приехать в Украину и обратиться с призывом к миру в Украине. Мы готовы поддержать вас.

Гузар: Да, но, видите ли, они не хотят.

Сэнсэй: Кто?

Гузар: Западные лидеры.

Сэнсэй: Нет, это зависит от вас и от нас. Архиепископ Кентерберийский, многие христианские лидеры Европы и мусульманские лидеры, а также мы, буддисты, можем собраться вместе, чтобы защитить мир в Украине и избежать мировой войны.

Гузар: Наше правительство предпринимает какие-то шаги в этом направлении, но лидеры этих стран не занимают решительную позицию.

Сэнсэй: Это потому, что они озабочены возможностью военного противостояния, но религиозные люди могут напрямую призвать к миру, без военной конфронтации.

Гузар: Я согласен с вами. В какой-то мере мы это делаем. Как вы помните, у нас был Майдан. Это и была декларация Западной Европе, что мы хотим свободы и справедливости для всех. Но что произошло? Почему Европа позволила забрать Крым?

Сэнсэй: Но, возможно, хорошо освещенное собрание мировых религий, которые морально и духовно поддерживают справедливость в отношении Украины, с их совместным призывом к миру, все еще поможет избежать катастрофы? Может быть, Вы могли бы повести своим собственным голосом главных религиозных лидеров украинских Церквей, чтобы они собрались вместе, плюс мусульмане, иудеи и буддисты, и чтобы они приняли решение призвать лидеров мировых религий приехать в Украину.

Гузар: Я не говорю «нет», но я не так оптимистичен, потому что, я думаю, ситуация достаточно ясная для тех, кто хочет видеть. Полагаю, нет нужды говорить больше. Думаю, нужно действовать. Но эти действия очень и очень медленные. Западная Европа и ее правительства понимают, а люди Западной Европы не знают, у них нет информации. Позвольте мне привести пример. В 1932-1933 годах в Украине был Голодомор – искусственно вызванный голод, вы, должно быть, слышали об этом…

Сэнсэй: Да, да.

Гузар: Я скажу вам, это был геноцид невинных людей. Посол Англии в своем отчете правительству написал: то, что они слышали об этом голоде, является правдой – это искусственный голод, спровоцированный с определенной целью. Сейчас его отчет находится в архивах британского правительства. Но на этом документе старший чиновник британского правительства написал: «То, о чем сообщает наш посол, – это правда. Но это неподходящий для нас момент, чтобы что-то делать с этим». Видите, в этом вся проблема.

Сэнсэй: Правительствам трудно действовать по многим причинам. Но религиозные, духовные люди могут действовать напрямую ради мира, и это может оказаться полезным.

Гузар: У нас уже есть пример Папы Римского. Он говорил перед Ассамблеей Совета Европы.

Сэнсэй: Всем нужно приехать на землю Украины и говорить отсюда в унисон. Это будет выглядеть иначе.

Гузар: Теоретически я согласен с вами, практически я, к сожалению, должен сказать, что я не то чтобы не верю…

Сэнсэй: По крайней мере, я прошу вас благословить нас и направить нас, дать нам силы для того, чтобы начать и осуществить этот проект благодаря вашему благословению.  

Гузар: Понимаете, что-то должно быть предпринято, я полностью согласен. Но как это предпринять? Я тоже думаю об этом, и я чувствую… у меня очень мало веры правительству и гораздо больше веры людям. Но за последние несколько месяцев я понял, что люди, те, кого мы называем «обычные люди» Западной Европы, находятся почти в полном неведении относительно того, что происходит, и почти полностью не ведают той опасности, которая им угрожает. Я принадлежу к небольшой группе людей, которых интересует возрождение духовных ценностей в Украине. И несколько недель назад мы написали письма ректорам 160 университетов, включая японские, в которых сообщили им, что происходит, и попросили их сообщить своим коллегам об этом. Это одна из инициатив. О другой инициативе вы наверняка слышали – это монастырь Тезэ, который собирает множество молодых людей из многих стран, и молодежь Украины приняла участие в этих новогодних встречах. И они говорили мне, что, как они поняли, молодежь из разных стран не знает, что происходит. И я попросил молодых украинцев проинформировать своих коллег во всех странах Западной Европы о том, что происходит. Я убежден, что настоящая реакция должна исходить от обычных людей. Мы делаем немного в этом направлении, но это очень трудно, это требует времени. Посмотрим, каким будет результат.

Сэнсэй: Мы постараемся привести в Украину много влиятельных религиозных лидеров и учителей, чтобы спасти будущее Украины и мира.

Гузар: В том, что вы предлагаете, я хотел бы видеть больше четкости. Разные люди разных стран разных религий уже высказались в этом направлении, хотя и не совместно, это правда.

Сэнсэй: Все религиозные лидеры Украины совместно выступят с инициативой призвать лидеров мировых религий приехать в Украину в этот очень срочный момент, чтобы избежать дальнейшего кровопролития и нового катастрофического военного противостояния между Западом и Россией вокруг Украины.

Гузар: Я предложу это. Знаете, у нас есть Совет Церквей и религиозных организаций Украины. И только на прошлой неделе представители Всемирного совета Церквей приезжали в этот Совет и разговаривали с ними. К сожалению, хотя у меня была одна идея, но недостаточно четкая, что нужно сделать. Я могу постараться представить вашу идею.

Да благословит вас Господь.

Сэнсэй: Спасибо большое. Желаю вам здоровья и силы. Вы нам нужны.

Гузар: Спасибо большое.

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования