Думаю, что наша дискуссия в текущем формате себя исчерпала. Но не потому, что мы расходимся во мнениях — где Церковь, а где лже-церковь, кто в событиях ХХ века остался верен Христу, а кто Его оставил «ради хлеба куса». И не потому, что кто-то из нас сознательно лжет, не желая принимать открывающуюся перед ним истину. А дело в том, что мы смотрим на свою жизнь в Церкви с принципиально разных точек зрения, оттого и наш спор превращается в бесконечное и бесплодное препирательство.
Чтобы понять, чем различаются наши взгляды, вспомним преподобного Авву Дорофея, его четырнадцатое поучение — «О созидании и совершении душевного дома добродетелей»:
«...и созиждем себе домы, чтобы найти защиту во время зимы, во время дождей, молний и громов, потому что великое бедствие терпит зимою неимеющий дома. Как же созидается дом душевный? Из постройки чувственного дома можем в точности научиться сему делу».
А с каким «чувственным домом» можно сравнить твой церковный путь? И какой из этого дома открывается вид на мир Божий?
Твой дом — огромная многоэтажка. Поселиться здесь очень легко, квартиры предоставляются всем желающим, а правила общежития просты и не сильно «напрягают». Всё потребное для жизни тебе выдает старший по подъезду, подчиняющийся всесильному управдому. Внешний вид твоего жилища, распорядок дня — едины для всех обитателей. Если захочешь, можешь обустраивать свою квартиру изнутри, как тебе заблагорассудится. А можешь просто сидеть и:
- любоваться видом из окна — оно маленькое и дает мало света, зато защищает от ветра;
- радоваться тому, что в доме всегда тепло — благодаря стенам, пусть они неприглядны и сыроваты;
- удовлетворенно размышлять о том, что от дождей тебя предохраняет общая крыша — хотя, если она прохудится, то туго придется всем;
- наслаждаться благами цивилизации: водой (хотя и хлорированной) из крана, теплым клозетом, телевизором и прочими атрибутами комфорта.
А главное достоинство дома — никто тебя не беспокоит, никто не интересуется: чем ты занимаешься в своей квартире, насколько в ней чисто, каким барахлом ты забиваешь свою кладовку.
Будь как все, и дела до тебя не будет никому. Живи в свое удовольствие.
Хотя — в удовольствие ли?..
Иногда, подойдя к окну, ты вглядываешься вдаль и вспоминаешь детские годы, когда ты увлеченно читал книги о путешествиях и приключениях, о неизведанных странах. Но тут же одергиваешь себя: что за ребячество? Времена нынче трудные, и мало ли какие опасности творятся за горизонтом...
Иногда тебе хочется выйти на улицу, где воздух и солнце. Но ты задумываешься: к чему это? А вдруг пойдет дождь, поднимется ветер? Да и лица у подъезда все знакомые, и разговоры однообразные, приевшиеся — та гуляет, тот выпивает, а на ужин сегодня будут макароны... И ты привычно устраиваешься на диване перед телеэкраном, где кипят страсти очередного сериала.
Иногда к тебе заходят соседи, но ты заранее знаешь, о чем будут разговоры: кто и какими обоями оклеил комнату, почему плохо пахнет от канализации; и как хорошо, что не надо заботиться о пропитании, вот только пайка была бы чуть побольше... Проводив гостей, ты облегченно вздыхаешь с чувством исполненного долга: теперь никто не скажет, что ты нелюдим и оторвался от коллектива.
А иногда по дому разносится слух, что кто-то бросил свою квартиру и ушел неизвестно куда. Жильцы, обсуждая такое происшествие, скорбно поджимают губы и качают головами: ай-яй-яй, какое безрассудство! В такую пору, когда невозможно существовать одному и без поддержки... экая самость, ну и гордыня!
Но попробуй представить себе, что из твоей многоэтажки всё-таки можно уйти.
Да, окружающий мир очень труден для самостоятельной жизни. Однако в нем — не только дожди и морозы, волки и змеи. В нем — чистый воздух и родниковая вода, камни и деревья, пригодные для постройки жилища, плодоносные деревья и земля, при умелом обращении дающая урожай. Этот мир, при всей его внешней непредсказуемости, подчиняется внутренним законам. И ты, став его деятельной частью, забыв про унылое иждивенчество, — незаметно для себя получишь всё необходимое, чтобы построить именно такой дом, какой тебе нужен.
Вспомни, о каком «душевном доме» ты мечтал в своем церковном детстве, пока не сдался, не решил жить «как все», тесно и скучно, но на всем готовом. И возможно, что тот верующий отрок — ты сам четверть века назад — с сожалением скажет тебе: извини, брат, но ты попал не туда...
Разумеется, уйти из уже привычного, хотя и опостылевшего общего дома психологически очень трудно — а для кого-то, может быть, и просто неполезно. Поэтому даже со своей точки зрения не могу сказать, что ты однозначно неправ.
Но попробуй задать себе вопрос и честно ответить на него: разве тебе не хотелось бы построить тот «дом душевный», про который ты еще не совсем забыл?..
Другие материалы автора:
Александр Гендриков. В поисках утраченного смысла.
Александр Гендриков. Только для православных. Святочный рассказ.
Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!
Денежным переводом:
Или с помощью "Яндекс-денег":
|