Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
12 ноября 16:03Распечатать

Евгений Королёв. ВРЕМЯ ПРИШЛО. Приглашение к заинтересованному разговору о «природе Святой Руси»


В последнее время, в связи с известными событиями на востоке Украины, на страницах различных изданий (в том числе "Портала-Credo.Ru") часто употребляется словосочетание "Святая Русь". Одни говорят о ней в аспекте новой идеи так называемого "Русского мира", взывая к патриотическим чувствам и намекая на будущее государственное единство славянских народов. Другие – об "этническом православии", протестуя против попыток "онационаливания" Веры и Церкви. Вне всякого сомнения, темы эти сами по себе актуальны и различные подходы к ним по-своему интересны и содержательны.

Однако остаётся совершенно непонятным: при чем здесь Святая Русь? Ее вспоминают лишь "инструментально" - в связи с собственными идеологическими и иными интересами. Но никто не говорит о ней самой, в её чистом, так сказать, виде.

Ни на что не претендуя, предлагаю поговорить о Святой Руси именно в мировоззренческом ключе, попытаться приоткрыть собственно духовные аспекты этого явления. Поскольку тема очень ёмкая и в одну статью вряд ли уместится, то основные её положения будут изложены в виде цепочки тезисов. Предлагаю отнестись к данному разговору не как к спору, а как к исследованию, где возможны разные точки зрения.

Святая Русь с социологической точки зрения

При самом первом обращении к теме Святой Руси мы обнаруживаем ее двойственность: с одной стороны, это понятие, с другой – собственно историческое явление. Понятия коснёмся позже, сейчас остановимся на явлении.

С этой точки зрения сущность Святой Руси состоит в том, что она является человеческим сообществом. Все остальные "прилагательные" и оценки вторичны. А человеческое сообщество (социум) – самостоятельная реальность, существование которой соответствует замыслу Бога.

Когда мы говорим, что Святая Русь – СООБЩЕСТВО, этого недостаточно для "объективности" нашего представления. Объективно существуют, например, два отдельных человека, сто или тысяча отдельных людей. Если их всех вместе просто назвать "сообществом", то это будет чистая абстракция, условное обобщение. Но со Святой Русью дело не ограничивается социумом.

Мы видим, что с самых первых Дней творения человек (как индивид, ответственный перед Богом за себя лично) был создан частью сообщества – ответственным перед Богом за другого человека. Разве не в этом смысл слов, что двое "станут одной плотью"?

По такому же принципу Бог создаёт Израиль. Он не довольствуется тем, чтобы из числа живущих уже людей отбирать Себе отдельных праведников. А такие, несомненно, были и кроме Авраама. К примеру, Сим – сын Ноя, доживший до времён рождения внуков Авраама. Однако Бог создаёт НАРОД - СООБЩЕСТВО, являющееся самостоятельным "субъектом", несущим перед Ним ответственность особого рода. В лице Израиля Бог взращивает не отдельных праведников, а "Свой народ".

Таким образом, СООБЩЕСТВО – это не условность, а реальность, созданная Самим Богом. В этой части уже можно сделать вывод: насколько Святая Русь соотносится с явлением социума, настолько она духовно реальна.

Духовное значение социума

Согласившись, в принципе, с духовной реальностью СООБЩЕСТВА, можно испытать закономерные недоумения по поводу таких его форм как учебная группа (класс), производственная бригада, "социальная прослойка" и т.д. Всё это, в отличие от народа, как раз условности. Чтобы уяснить отличия "условных" сообществ от "безусловного" (Богоустановленного), нужно разобраться, в чём именно состоит назначение последнего.

С нашей точки зрения, единственной "вещью" Мироздания, которую создаёт человек, и только он, являются его отношения с другими людьми. Всё остальное принадлежит "авторству" Бога. Виды отношений, то, каким образом они могут быть посвящены Богу, – это также отдельная тема. Сейчас важно понять, что "в активе" человека нет больше ничего "своего". Ничем другим поделиться с Богом он не может, кроме как своими отношениями с другими людьми.

А если учесть, что большая часть человеческих взаимоотношений связана со всем многообразием остального мира, остального творения Божия, то получается, что, посвящая Ему свои взаимоотношения, люди обращают (возвращают) к Творцу всё Его творение.

Таким образом, существование СООБЩЕСТВА – это не прихоть, напротив, это сердцевина Божия замысла о человеке и обо всём Мироздании в целом, которому, по собственному выбору (исполненному человеком), предстоит вернуться к Своему Архитектору.

После того как стало понятно, для чего вообще нужно СООБЩЕСТВО, может показаться, что сказанное относится исключительно к ветхозаветной реальности – к Израилю, который мы привыкли отождествлять с еврейским народом. Здесь, однако, нужно понять, что еврейский народ, некогда действительно взращенный Богом, – это одно, а Израиль, как СООБЩЕСТВО,наделённое Богом определённой миссией, – это другое.

Случилось так, что значительная часть еврейского народа не приняла завещанного им Мессию, отказавшись тем самым от завершения порученного Богом дела. В результате, Мессия был распят, непринявшие Его оказались "не у дел", но само-то Дело осталось, оно по-прежнему актуально! А значит, актуально и новое СООБЩЕСТВО, которое исполнит это Дело.

Церковь – Ковчег "исполнения Дела"

Церковь несет миру Благую Весть о Царствии Божием, то есть о том Деле, которое открывает человеку путь в это Царство. Все эти вопросы – о Царстве, о Деле, о путях, формах и средствах – ещё потребуют самостоятельного рассмотрения, но и сейчас понятно, что именно для "плавания" к народам мира с Благой Вестью о Новом Деле создал Господь Свой церковный ковчег. Господь сделал избранничество уделом каждого уверовавшего – теперь каждый, и все вместе, имеют возможность избрать для себя сторону Бога. Церковь – это Живая Книга, рассказывающая об этом выборе. Церковь – это Тело, совершающее Божие Дело. Инструментом же исполнения этого дела служит то самое СООБЩЕСТВО, Новый Израиль.

В разное время среди разных народов и их культурно-исторических традиций проповедь Церкви указывала не только на путь к личному спасению, но и на миссию СООБЩЕСТВА, именовавшегося "Новый Израиль", "Земной Удел Богородицы", "Подножие Престола Божия", "Второй" или "Третий Рим", "Град Святых", "Святая Русь" и др.

Святая Русь – это не Россия, которую Бог якобы избрал, чтобы сделать её "святой". Святая Русь – это МИССИЯ, которую ради Бога, под влиянием Христовой Церкви, добровольно принял на себя народ. Речь не идет о ветхозаветной "монополии" на эту миссию - наоборот, она подразумевает призыв присоединиться к её исполнению, обращенный ко всем.

Таким образом, Святой Русью можно обозначить наднациональное СООБЩЕСТВО, посредством которого человек, как образ и подобие Божие, находясь в общении и сотворчестве с другими людьми, выполняет своё высшее предназначение, соединяясь с Богом и возвращая творение к своему Творцу.

Выводы

В итоге нашего маленького исследования становится очевидным, что Святая Русь не имеет ничего общего ни с "Русским миром", ни с "этнической церковью". С одной стороны, Святая Русь как Богоустановленное СООБЩЕСТВО не ограничивается земными административно-государственными или национальными рамками. Более того, сама попытка рассматривать её в таком ракурсе нивелирует в ней всякий духовный смысл. С другой стороны, не идет речь и об ограничении Церкви Христовой рамками национальных традиций. Церковь – Вселенская, она всегда и везде одна и та же, всегда пребывает одинаково доступным источником Истины для всех ищущих её. (Может, именно в этом стремлении и вся суть? Более обстоятельно рассмотреть эту тему я попытался в книге "Падение патриарха, или бийские прогулки с Агасфером").

Каждое из приведённых в статье утверждений, в случае необходимости, может быть подкреплено соответствующей цитатой из Священного Писания или из Святых Отцов. Этого не было сделано сразу по причине предельно сжатого, схематичного изложения материала.

В контексте сказанного выше, рассматривая украинский кризис, мы имеем дело с тремя "параллельными" темами, каждая из которых имеет право на существование, каждая из которых по-своему актуальна и не отрицает остальных. Так, сторонники национально-патриотической доктрины "Русского мира" обеспокоены судьбой российско-украинских отношений в аспекте "недружественного американского влияния" в регионе. С другой стороны, бдительные стражи догматической неповреждённости церковной жизни справедливо предупреждают о недопустимости вероучительных спекуляций в угоду политическим интересам. При этом ни в том, ни в другом случае речь не идёт о Святой Руси. И те, и другие могут служить или не служить Святой Руси, что никак не отражается на её реальности как таковой.

Эта статья написана, чтобы наконец обозначить "Святорусский вопрос" в повестке дня. Судя по всему, время для этого пришло. Или это не так?

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования