Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 июня 19:33Распечатать

Епископ Луцкий и Ровенский Иов. «ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?» К столетию осуждения Синодом Российской Церкви мнимой ереси имябожничества. Часть третья


"Пантеизм"

Стремясь подвести учение имяславцев "под статью", т.е. обвинить их в каких-нибудь давно известных и ранее осужденных Церковью ересях, Российский Синод, поддержав мнение "богословов Халкинской греческой школы" [75], признавших имяславие "напоминающим пантеизм" [76], не преминул указать также на богословскую неграмотность "заблудших" [77] афонских монахов, усмотрев в якобы проповедуемом ими "смешении твари и Божества" [78] сходство с еретиком "Варлаамом и его последователями" [79], которых обличал св. Григорий Палама, "между прочим, и за допущение как бы двух родов Божества: созданнаго и не созданнаго" [80].

Странно, что синодалам не пришло в голову обвинить в "смешении твари и Божества", например, преп. Иоанна Дамаскина, по учению которого "Бог есть во всем, потому что сущее зависит от Сущего; и не может существовать что-либо, если оно не имеет своего бытия в Сущем; потому что Бог, как содержащий природу, растворен во всем" [81]. В таком же "пантеизме" следовало бы уличить и св. Григория Паламу, который утверждал, что "Бог — во всем, и все — в Боге: Он все содержит в Себе, и все содержится Им" [82].

Но в каких же тезисах имяславцев их критики и судьи обнаружили пресловутый "пантеизм"? Для халкинцев это: "Имя Иисус есть Бог, слова на Фаворе, слышанныя апостолами, суть Сам Бог, слова на Синае, слышанныя израильтянами, есть Сам Бог и всякое божественное слово в Евангелии есть Сам Бог" [83]. Синод, в свою очередь, "обоготворение твари, пантеизм" [84] видел в том, что "новые учители [имяславцы] явно смешивают энергию Божию с ея плодами, когда называют Божеством и даже Самим Богом и Имена Божии, и всякое слово Божие, и даже церковныя молитвословия, т.е. не только слово, сказанное Богом, но и все наши слова о Боге" [85].

Увы! Православное учение об энергиях Божиих, которое является ключом к верному пониманию вышеприведенных тезисов, было совершенно неизвестно и чуждо противникам имяславия, о чем свидетельствуют хотя бы жалкие потуги синодалов, ударившихся в рассуждения о терминах "Бог" и "Божество" и при этом ложно утверждавших, что св. Григорий Палама "нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Феос, а Феотис)" [86]. Как же можно всерьез воспринимать антиимяславческую аргументацию Синода, если в действительности св. Григорий Палама учил как раз наоборот? -

"Каждая Божественная сила и каждая энергия есть Сам Бог" [87];

"Божии выступления и энергии, осуществления, оживотворения, умудрения и тому подобное, суть нетварные промыслы и благости Бога, и они суть Сам Бог, хотя и не по сущности, ибо по ней Он неделим и непричаствуем" [88];

"Вся книга [Дионисия Ареопагита] "О божественных именах" есть гимн, воспевающий эти выступления и энергии Божии. Так что они суть нетварные и не вне Бога сущие, ибо песнословец утверждает, что это Ему воссылает он свои гимны, воспевая выступления. <…> Выступления эти являются Богом, хотя и не по сущности. Поэтому и когда будем говорить, что из творений познается и именуется Бог, скажем, что Он познается и именуется по этим выступлениям и энергиям, а не по сущности, ибо она является абсолютно превышающей возможность именования и не имеющей образа, и ни помыслить ее, ни назвать, ни вообще как-либо созерцать невозможно… по причине того, что она трансцендентна всему и сверхпознаваема и беспредельной силой превосходит всех и [даже сами] пренебесные умы" [89].

Что касается "двух родов Божества", о которых вспомнил Синод, то получилось почти как в пословице "слышал звон, да не знает, где он". Ведь это противники св. Григория Паламы утверждали, "что все говорящееся о Боге говорится о сущности Божией, чтобы… нечестиво низвести до [уровня] твари энергию, которая не отделяется, а [только] отличается от сущности Божией и которой причаствуют создания" [90]; это еретики варлаамиты и акиндиане обвиняли св. Григория в "двубожии", тогда как он доказывал, что сами они "являются теми, которые нечестиво разделяют единое Божество Бога на тварное и нетварное" [91]. Св. Григорий решительно отвергал "говорящих, что только сущность Бога нетварна, а все другое, называемое святыми божеством (феотис), считающих тварным божеством и обвиняющих в двубожии полагающих нетварными не только совершенно сверхимянную сущность, но и созерцательную, боготворящую, назирательную и промыслительную силы Бога, наименование коих — божество (феотис)" [92].

По объяснению св. Григория Нисского, "всякое благо, нисходящее к нам от Божией силы, мы называем действием (энергией) все во всех производящей благодати" [93], а по учению св. Григория Паламы "благодать Божию возможно перифрастически назвать покланяемым в трех ипостасях Богом, но не тогда, когда прибавляется, что ее бытие — от Бога. И благодать Сына ничто не мешает перифрастически называть Сыном, и благодать Духа — Духом" [94], "ведь и те, кто называет Духом и саму ипостась, и благодать Духа, а также именует энергии Духа семью духами, не почитают двух или многих Духов" [95].

Почему же тогда для синодалов была неприемлема фраза "Имя Божие есть Сам Бог"? Да потому, что в их представлении "слово "Бог" указывает на Личность" [96], а "не подобает смешивать в одном имени "Бог" свойств Его и Самой Сущности, Личности Божией" [97] (во избежание путаницы отметим, что в синодальном послании понятие "энергии" эквивалентно "Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя во-вне" [98]). Таким образом, именно синодалы мыслили как еретики варлаамиты и акиндиане, поскольку отказывались исповедовать в Боге неслитность и нераздельность энергии и сущности, вопреки ясному учению святых отцов, корифеев православного богословия:

- св. Марк Эфесский: "Всецелая энергия… находится в соединении с сущностью, и неотделима от нее, и обща трем [Лицам], как и сущность" [99];

- св. Григорий Палама: "...Тогда как она [сущность] пребывает совершенно непричаствуемой, невыразимой и неименуемой, Бог многообразно познается и причаствуется посредством этих [энергий], являющихся абсолютно неотделимыми от нее. Ибо в сущности и энергии — один Бог: Отец, Сын и Дух Святой" [100];

- св. Фотий Константинопольский: "Божество есть во вселенной действием и сущностью. <…> Ибо поскольку все остальное есть иногда в возможности, а иногда в действии, а Божество, как уразумеет проницательный ум, всегда есть в действии (ведь Оно не приходит в совершенство из несовершенного, и Самосущность есть не что иное, как Самодействие), ясно, что в чем Оно находится действием, в том же и сущностью" [101];

- св. Григорий Палама: "О, от начала Сущий, и пребывающий во веки неизменным, и всем обладающий, и ничего не имеющий благоприобретенным и не приобретающий из того, что о Тебе помышляется.., будь милостив к нам, вынужденным отвечать безумцам, применяясь к их безумству. Ибо мы Тебя единого знаем извечно всесильным, и силы эти отнюдь не отделяем от природы Твоей; ведь мы сподобились знать, что сама по себе она едина, проста и нераздельна, тогда как те [силы] — не только являются многими, но и превосходят, согласно священным отцам, исчисление. И посредством каждой из них Ты познаешься Единым, Простым и везде всецело Присутствующим и Действующим" [102];

- преп. Максим Исповедник: "Всякая божественная энергия нераздельным образом обнаруживает посредством себя всего Бога" [103];

- св. Григорий Палама: "Всего Бога причащаются причащающиеся энергии Божией, но не… самой по себе Его непричаствуемой, простой и неделимой сущности" [104].

Пытаясь, по пословице, "навести тень на ясный день", синодалы в своем послании начали обыгрывать различие в употреблении слов "Бог" и "Божество" применительно к событию Преображения Господня, придумав нелепую фразу "Христос на Фаворе явил Своего Бога" [105] и на примере ее доказывая "кардинальное несоответствие" между двумя этими терминами. Им было невдомек, что "когда мы говорим "Бог", или "Дух", или "Божество", то не всегда имеем в виду одно и то же, то есть божественную сущность, или отдельно одну из ипостасей Святой Троицы, или их общую энергию, но когда все, когда многое, а когда и что-либо одно из этого" [106]. Поэтому нет никакого противоречия между святыми отцами, которые называют Фаворский свет и Божеством, и Самим Богом:

- св. Марк Эфесский: "Свет, явившийся ученикам на Фаворе, был самим Божеством Сына" [107];

- св. Григорий Палама: "От вечности Сам Он — Свет, а не иной кто" [108];

- преп. Симеон Новый Богослов: "Бог есть свет, и вид Его есть свет" [109];

- св. Иоанн Златоуст: "Приоткрыл, насколько Ему было угодно, немного Свое Божество, и показал таинникам обитающаго в Нем Бога" [110];

- св. Григорий Палама: "…Они [апостолы] увидели, по обетованию Спасителя, Царство Божие, тот Божественный и неизреченный Свет. Великие Григорий и Василий называют его Божеством. "Свет — явленное… на горе Божество". <…> Златоустый же говорит: "Господь явился на горе в Своем высочайшем сиянии, когда Божество обнаружило славу Свою" [111].

Но самое интересное в том, что рационалистически мыслящие противники имяславия главным признаком "пантеизма" считали отождествление с Самим Богом всякого слова Божия и даже человеческих слов о Боге. Им было совершенно неизвестно учение боговдохновенных отцов Церкви о том, что "Предвечное Слово, воплотившееся ради нас, воипостасная Отчая Мудрость, конечно, в Самом Себе носит и слова евангельской проповеди, и буквы (облекающие слова) являются как бы одеждами Его, поистине белыми и ясными будучи, а в то же время и сияющими, и просвещающими" [112], как говорит св. Григорий Палама.

В отличие от протестантствующих преподователей Халкинской греческой школы, современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос в полном согласии со святыми отцами пишет, что "Его [Христа] слово.., Его проповедь, Его учение являются выражением и энергией Слова и Премудрости Божией. Это слово не простое человеческое, а Богочеловеческое. Всякое слово Бога Слова содействует исцелению человека, как, впрочем, Он Сам говорил: "Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Ин., 15:3). Божие слово является нетварной энергией Троичного Бога, которая очищает, просвещает и обоживает человека. Ею Бог творит и сохраняет весь мир. "Словом Господа сотворены небеса" — говорит священный псалмопевец Давид (Пс., 32:6). Под Божиим словом… подразумеваются две вещи: нетварная Божественная энергия, несказанные слова и смыслы, а также передача посредством учения опыта откровения. В каждом человеческом слове таится какая-то энергия, так как оно выражает опыт, познание и особенные способности каждого человека. Намного больше это относится к Божественному слову. Слово Христа передавало и передает Его нетварную энергию. Христос Сам сказал, что соблюдающего Его заповеди возлюбит Отец, и тогда "Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин., 14:21-23). Св. Максим Исповедник говорит, что в каждой, данной Божественным Словом заповеди, таинственным образом присутствует и Он Сам. Однако нам известно, что Божие Слово неотделимо от Отца и Святого Духа. Поэтому соблюдающий слово Христа таинственно… принимает в себя всю Святую Троицу. Так, учение Христа является не простым учением, а "глаголами вечной жизни" (Ин., 6:68). <…> Св. Макарий говорит, что Божие слово не праздно, "но производит в душе действие". <…> В своем послании к Евреям апостол Павел отображает силу и проникновенность Божественного слова: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет" (Евр., 4:12-13). Этот стих невозможно понять, если под Божиим словом не подразумевать энергию Троичного Бога" [113].

Вот почему преп. Ефрем Сирин утверждает, что "слово Его [Христа] есть (слово) животворящее и Сам Он животворит и судит" [114]. А св. Тихон Задонский, в свою очередь, прекрасно объясняет: "Бог истинен есть, и слово Его истина есть. Что Бог открывает, тое точно так есть, как открывает. <…> Сего ради слово Его святое, в Библии написанное, за основание и утверждение веры нашея и всего нашего благочестия имеем, яко слово Его истинное, неложное и достоверное, как и Сам Бог" [115]; "Божие бо слово есть сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, яко слово уст Божиих. Хотя бы и чрез человеков нам глаголал Бог, но от уст Его святых произошло слово сие…" [116].

В книге же св. Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе" можно найти столько "пантеизма" и "платонизма", что просто удивляешься, как ему (св. Иоанну) до сих пор не провозгласили анафему фанатичные приверженцы халкинского и синодального "богословия"! Приведем, для примера, несколько цитат:

"…Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или из множества мыслей, или из множества слов или творений, но Он весь в одной простой мысли — Бог-Троица, или в одном простом слове — Троица… Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святый Огнь, проникает каждое слово… Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святый Дух, или — Троица, или Господь, Господи Боже, Господь Саваоф, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Душе Святый, Царю небесный, Утешителю, Душе истины… и прочих именах Своих" [117];

"Слово есть выражение истины, самая истина, бытие, дело. Слово предшествует каждому существу, каждой вещи, как вина их бытия — прошедшаго, настоящаго или будущаго. "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый, и Иже бе, и грядый, Вседержитель" (Апок., 1:8). Так говорит зиждительное Слово Отчее. В Нем — Слове — вина всех тварей настоящих, прошедших и грядущих" [118];

"Веруй твердо в осуществимость всякаго слова, особенно произнесеннаго во время молитвы, памятуя, что Виновник слова есть Бог-Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святый Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся с словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие — Сын Божий всегда соединен со Отцем и Духом Святым, так и в слове Священнаго Писания, или в молитве, или в писаниях богомудрых отцев участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святый. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу… "Яко не изнеможет у Бога всяк глагол" (Лк., 1:37), это вообще свойство слова, — сила и совершимость его" [119];

"Слово Господне есть дело, жизнь, существо, от Сущаго — сущее, от Жизни — жизнь, от Истины — истина" [120];

"Каждое слово Священнаго Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению Честнаго и Животворящаго Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающаго в Церкви ипостаснаго, вочеловечившагося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющаго простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель — Бог, и Словом от небытия в бытие все приведено" [121];

"Твердо веруй, что "слово Божие живо и действенно", как живое существо, как Ангел, и, по причине своей духовной тонкости, "проходит до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным" (Евр., 4:12). Слово Божие есть Сам Бог" [122].

(Продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ:

75 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 281.

76 - Отзыв преподователей Халкинской богословской школы // Цит. по: Прибавления к Церковным Ведомостям. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 885.

77 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 285.

78 - Там же. — С. 281.

79 - Там же.

80 - Там же.

81 - Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, 1:13 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. — М., 2002. — С. 182.

82 - Св. Григорий Палама. Опровержение учения Варлаама и Акиндина, 104 // Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. — Краснодар, 2006. — С. 163.

83 - Отзыв преподователей Халкинской богословской школы // Цит. по: Прибавления к Церковным Ведомостям. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 885.

84 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 281.

85 - Там же.

86 - Там же. — С. 280.

87 - Свт. Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре // Цит. по: Сенина Т. Имяславцы или имябожники? Спор о природе Имени Божия и афонское движение имяславцев 1910–20-х годов. — СПб., 2002. — С. 16.

88 - Св. Григорий Палама. О божественном соединении и разделении, 15 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 19.

89 - Св. Григорий Палама. О божественном соединении и разделении, 32 // Там же. — Сс. 35-36.

90 - Св. Григорий Палама. Опровержение учения Варлаама и Акиндина, 126 // Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. — С. 190.

91 - Там же. — С. 191.

92 - Св. Григорий Палама. Изложение нечестий Варлаама и Акиндина, 14 // Византийские исихастские тексты. — С. 300.

93 - Св. Василий Великий (св. Григорий Нисский). Письмо 38, 4 // Святитель Григорий Нисский. Аскетические сочинения и письма. — М., 2007. — С. 311.

94 - Св. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии, 49 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 85.

95 - Св. Григорий Палама. Собеседование православного с варлаамитом, 29 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 154.

96 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 280.

97 - Архиепископ Никон [Рождественский]. Великое искушение около святейшаго имени Божия // Прибавления к Церковным Ведомостям. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 864.

98 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 280.

99 - Св. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 58 // Византийские исихастские тексты. — С. 473.

100 - Св. Григорий Палама. Собеседование православного с варлаамитом, 37 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 163.

101 - Св. Фотий Константинопольский. Амфилохии, или изъяснения священных слов и вопрошаний.., 75 // Св. патриарх Фотий. Избранные трактаты из "Амфилохий". — М., 2002. — С. 165.

102 - Св. Григорий Палама. О божественных энергиях и их причастии, 13 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — Сс. 51-52.

103 - Цит. по: Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 208.

104 - Св. Григорий Палама. Собеседование православного с варлаамитом, 46 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 173.

105 - Божиею милостию, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод всечестным братиям, во иночестве подвизающимся // Церковныя Ведомости. — № 20, 18 мая 1913 г. — С. 280.

106 - Св. Григорий Палама. Собеседование Феофана с Феотимом, 28 // Свт. Григорий Палама. Трактаты. — С. 225.

107 - Св. Марк Эфесский. Силлогистические главы о сущности и энергии, 31 // Византийские исихастские тексты. — С. 467.

108 - Св. Григорий Палама. Гомилия 34, на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // Беседы (омилии) иже во святых отца нашего Григория, Архиепископа Фессалоникийскаго, Паламы. Т. 2. — Монреаль, 1974 [репринт: М., 1993]. — С. 88.

109 - Преп. Симеон Новый Богослов. Слова нравственные, 5:276 // Цит. по: Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви. Т. 6. — М., 2011. — С. 486.

110 - Цит. по: Свт. Григорий Палама. Гомилия 34, на Святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // Беседы (омилии) иже во святых отца нашего Григория, Архиепископа Фессалоникийскаго, Паламы. Т. 2. — С. 88.

111 - Св. Григорий Палама. Опровержение учения Варлаама и Акиндина, 146 // Свт. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. — Сс. 209-211.

112 - Св. Григорий Палама. Гомилия 35, на Преображение Господне // Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 6. — М., 1988. — С. 817.

113 - Иерофей (Влахос), Митрополит Навпакта и Святого Власия. Господские праздники. — Переиздание Симферопольской и Крымской епархии, 2001. — Сс. 144-146.

114 - Прп. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие, 16 // Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 8. — С. 237.

115 - Святитель Тихон Задонский. Письма. — С. 172-173.

116 - Там же. — С. 267.

117 - Протоиерей И.И. Сергиев (Кронштадтский). Моя жизнь во Христе. — С. 134.

118 - Там же. — С. 263.

119 - Там же. — Сс. 292-293.

120 - Там же. — С. 517.

121 - Там же. — Сс. 571-572.

122 - Там же. — С. 654.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования