Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
11 марта 18:41Распечатать

Андрей Солдаткин. СУМЕРКИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Отзыв на книгу анонимных авторов «Основы светской этики». Часть первая


От редакции: "Портал-Credo.Ru" уже не раз обращался к сюжетам, связанным с внедрением в российские школы обязательного предмета "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). До сих пор внимание читателей Портала привлекали в основном разновидности ("модули") данного курса, связанные с религиозной тематикой: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы буддийской культуры" и "Основы иудейской культуры". В контексте обсуждения правовых, методических, морально-этических сторон введения ОРКСЭ несколько в стороне оставался наиболее популярный модуль ОРКСЭ — "Основы светской этики".

Предлагаем вашему вниманию статью педагога, тренера-преподавателя ОРКСЭ Андрея Анатольевича Солдаткина "Сумерки светской этики", первоначальный вариант которой был написан еще в 2011 г. в Ижевске. Задуманная первоначально как рецензия на анонимное (!) учебное пособие по "Основам светской этики" издательства "Просвещение", всё ещё остающееся в большинстве школ России единственным учебником по данному модулю, эта работа переросла в подробный поурочный разбор учебника-анонимки, а по итогам разбора статья была дополнена разделом "Социальное программирование в курсе „Основы светской этики". Заметим, что с этой точки зрения учебники по ОРКСЭ до сих пор не рассматривались.

 

Нижеследующий разбор учебного пособия "Основы светской этики" (в дальнейшем — УП "ОСЭ"), написанного анонимными авторами, ставит своей целью дать учителям хотя бы общие рекомендации по работе с данной неординарной книгой. Рекомендациям предшествует анализ. Поскольку учебник не имеет очевидной внутренней структуры, постольку анализ придется вести от частного к общему. Сначала идет поурочный разбор (гл. I), затем — обобщенный вывод (гл. II). В последней, третьей, главе статьи даны общие рекомендации, пользоваться которыми необходимо параллельно с рекомендациями, данными поурочно (в гл I). В целях экономии места, цитаты весьма сжаты и купированы. Орфография и пунктуация оригинала полностью сохранена. Оценить корректность цитирования можно, обратившись к первоисточнику. Впрочем, предполагается, что читатель уже читал УП "ОСЭ" и обратился к данной статье в поисках информации о том, как "пособие" можно использовать. Цитаты из УП "ОСЭ" даны в кавычках курсивом, цитаты из приличных источников — дабы отделить их от цитат из УП "ОСЭ" — даны в кавычках без курсива. Курсивом без кавычек даны эпиграфы.

Читая УПС "ОСЭ", необходимо постоянно учитывать, что перед нами — анонимка (автор указан только для двух уроков — 1-го и 30-го). Жанр анонимок имеет ряд особенностей, присущих всем анонимкам, и этой в том числе. Среди этих сущностных особенностей — рассмотрение явления/предмета в отрыве от контекста. Для примера сравним: "Иванов шел по улице, неожиданно к нему подошел пьяный незнакомец и стал требовать денег, угрожая ножом. Иванов ударил незнакомого человека в лицо" и: "Иванов ударил незнакомого человека в лицо" — вне контекста поведение Иванова выглядит совершенно иным, нежели в контексте. Именно подобное вырывание из контекста характерно для анонимок, и именно из него следует вторая сущностная черта подобного рода текстов — из них крайне сложно понять, о чем, собственно, идет речь. Именно поэтому анонимные доносы и перестали учитываться правоохранительными органами СССР.

К данной конкретной анонимке, поскольку в ней идет речь о добре и зле, в особенности применимы слова выдающегося российского публициста Д.Е. Галковского: "Люди заблуждаются, пытаясь найти пример абсолютного зла и абсолютной низости в широко известных фигурах. Имманентным свойством дьявола является анонимность, если дьявол известен — это дьявол проигравший, вышедший в тираж и на пенсию".

Часть I. Поурочный разбор текста УП "Основы светской этики"

И в одно мгновение вся правда превратилась в ложь, и самые святые слова, яростно выкликаемые чертовскими глотками, приняли непристойный и страшный вид. Минуты, кажется, не прошло, а уж весь ад наполнился проповедниками и святыми; и впереди всех, обрадованный новой потехой, гнусавил псалмы вдребезги пьяный сатана. Визгливые истасканные ведьмы разыгрывали целые комедии на тему о благочестии и высоких подвигах; и никогда еще ад, даже в большие свои праздники, не был таким адом, как в этот несчастный день! А потом начались откровенные непристойности и всеобщая драка.

Леонид Андреев, "Правила добра"

Урок 1. Россия — наша Родина

Текст к 1-му уроку "Основ светской этики" является общим для всех учебных пособий курса ОРКСЭ и разительно отличается от содержания всего УП "ОСЭ". Во-первых, тем, что его автор известен (указан в выходных данных) — тексты 1-го и 30-го уроков написаны А.Я. Данилюком. Во-вторых, адекватностью изложения.

Рекомендации: текст УП "ОСЭ" к 1-му уроку курса может быть использован на уроках без купюр.

Урок 2. Что такое светская этика?

1-й абзац: "Этика это наука, которая рассматривает отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель (IV в. до н.э.), который и ввел и сам термин в названия своих трудов". Знакомо ли детям из 4-го класса слово "труд" в используемом здесь значении? Обязательно ли упоминать здесь Аристотеля, который, кстати, был далеко не первым ученым, исследовавшим вопросы этики.

"В Древней Греции все науки назывались философией". Неверно. Наоборот, именно Др. Греция дала названия многим наукам. Математика, астрономия, география, геометрия и др. — это всё греческие названия, употреблявшиеся уже в Др. Греции.

"Слово философия состоит из греческих слов "фило" — любовь и "софия" — мудрость. Получается, философия — любовь к мудрости". Слово, состоящее из двух слов — это что-то новое в филологии. Понятие корень слова (знакомое уже второкласснику) авторам УП "ОСЭ", похоже, неведомо. Упоминаемое в тексте греческое слово, обозначающее, кстати, не всякую любовь, а конкретно любовь-дружбу (сильную дружескую привязанность), следует писать (если использовать кириллицу) не "фило", а "филиа". Впрочем, согласимся, что освещение вопросов словообразования в чужом языке — дело довольное сложное не только для авторов УП "ОСЭ", но даже и для четвероклассников. Так стоит ли вообще поднимать этот вопрос?

"Аристотель считал, что этика — часть философии". Почему только Аристотель? Это общепринятый взгляд в среде философов, в т.ч. и древнегреческих.

Уже на примере первого абзаца видна дикая перегруженность текста УП "ОСЭ" терминами, многие из которых вводятся без объяснения, да к тому же и не являются необходимыми (чего стоят, например, рассуждения о философии — так ли они важны для понимания темы урока?).

"Различают этику светскую и религиозную". Что такое "религиозная этика" — в учебнике нигде не поясняется, то есть светская этика противопоставляется загадочной религиозной этике.

"Слово "светская" означает "мирская", "гражданская". Здесь новый термин вводится через два других новых термина. Термины мало помогают в понимании того, чем же является светская этика: первый из них ("мирская") является элементом религиозной культуры и вне ее правильно использоваться не может, а второй ("гражданская") носит политико-правовой характер.

"Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло; что от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим". Если это так, то зачем понадобился этот курс и этот учебник?

Рекомендации: по счастью, сомнительные утверждения сконцентрированы в начале и в конце текста урока. Со 2-го по 5-й абзацы текст УП "ОСЭ" ко 2-му уроку курса вполне пристоен и может быть использован на занятиях. Дополнительная информация, данная под рубрикой "это интересно", для целей урока не интересна. Из вопросов и заданий к уроку рекомендуется использовать вопросы 2 и 3.

Урок 3. Культура и мораль

"Понятие культура появилось в древней Греции и в переводе с латинского означало возделывание земли". Если понятие появилось в Древней Греции, то почему его нужно переводить с латыни (языка Древнего Рима)? Вообще, насколько важны для целей курса этимологические изыскания анонимов?

"Кроме того, в отличие от природы культура не существует в единственном числе". Оцените стиль — совершенно непонятно, что автор хочет сказать, ясно лишь, что он ошибается. Если речь идет о культуре отдельно взятой человеческой личности (или целых народов), то эти культурные проявления, конечно, разнообразны, но и природа также многообразна в своих творениях. Если же речь идет о том, что природа нашей планеты существует в "единственном экземпляре", так ведь и человек как вид (человечество) тоже только один — другого человечества с другой человеческой культурой мы не знаем. Таким образом, в тексте анонимов термин "природа" употребляется в абстрактном смысле, а термин "культура" — в конкретном, что некорректно.

"Вопросы и задания: 1. Рассмотрите иллюстрации на обороте. Элементы каких национальных культур на них представлены?" В тексте учебника не приведен пример ни одной национальной культуры! Три фотографии подписаны "плетение узбекского ковра", "ярмарка чая", "восточный орнамент" (последняя подпись сопровождает колонны с арабской вязью). На основании какой информации дети должны отвечать на вопрос? На основании подписей под фото? Тогда ответ: на фотографиях представлены узбекская, восточная и чайная культуры.

Рекомендации: Из текста УП "ОСЭ" к 3-му уроку курса на занятиях можно использовать 2-й абзац, первые два предложения 3-го абзаца, 4-й абзац, последнее предложение 5-го абзаца и последний, 6-й, абзац целиком.

Из вопросов и заданий к уроку можно использовать вопросы 2, 3 и очень осторожно по ситуации, 4.

Урок 4. Особенности морали

Здесь утверждается: "Моральные правила нигде не записаны". И тут же говорится: "Однако это не значит, что о них нигде нельзя прочитать". Вообще-то, с точки зрения простейшей логики — если не записаны, — то прочитать нельзя. А если можно прочитать, значит, — где-то да записаны. Далее опять: "Моральные нормы не имеют документального оформления, то есть нет единого свода (списка) моральных норм". Так все-таки — есть или нет? Также обращает на себя внимание неоднократное повторение одной и той же мысли в слегка отличающихся друг от друга предложениях. Видимо, учебник слишком велик для той этической концепции, которая в нем излагается.

На самом деле, конечно, "моральные правила" (придется использовать терминологию анонимов, хотя она весьма уникальна) записаны во многих "списках". Это и упомянутая в УП "ОСЭ" "Этика" Аристотеля, и "Кодекс строителя коммунизма" (если говорить о светской этике), и Евангелие, и Коран (если приводить в пример этику религиозную). Анонимы, видимо, хотели сказать, что не существует единых для всего человечества "моральных правил", но не смогли этого выговорить ("как же-с, а общечеловеческие ценности?!"), вот и пришлось смешивать понятия и противоречить самим себе.

"В обществе есть определенные организации, которые следят за тем, чтобы люди не нарушали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы". Так за чем все-таки следят прокуратура, суды, милиция? За тем, чтобы люди не нарушали законы, или за тем, чтобы люди не нарушали правила и нормы? По-видимому, анонимы с трудом различают понятия юридических, этических и прочих норм.

"В морали ничего подобного нет — ни "моральных организаций", ни "моральных стражей", "смотрителей за моралью". Предложение составлено весьма коряво, но, по всей видимости, детей пытаются убедить в том, что в обществе нет организаций, ответственных за соблюдение моральных норм членами общества. Это не так. Подобных организаций нет только в имморализованных обществах. Там, где в обществе присутствует мораль, — там есть и "моральные стражи" — общественные, религиозные и даже государственные организации, например, полиция нравов и т.д.

Вообще, в упомянутых выше 5-м и 6-м абзацах 4-го урока происходит противопоставление Закона и Морали. Излишне упоминать о том, что такое противопоставление возможно только в обществе, где законы аморальны, а мораль противозаконна. Даже если наша страна и дошла до такого состояния, вряд ли уместно рассказывать об этом четвероклассникам.

"Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и морального воспитания". Неверно. Многие люди (Чикатило, Геринг и др.) никакого вклада в поддержание морали и морального "воспитания" не вносили. Утверждение анонимов уравнивает (намеренно?) людей моральных и аморальных. Впрочем, как мы увидим ниже, — это полностью соответствует концепции издания.

"О хорошем, добром поведении детей заботятся родители, учителя. У взрослых — сотрудники — люди, с которыми они работают". Оцените стиль! Последнее предложение с точки зрения норм русского языка расшифровывается так: есть какие-то взрослые (нелюди!), у которых есть сотрудники (люди), и эти сотрудники-люди заботятся о поведении взрослых нелюдей.

На этой же странице имеется фотография зала заседаний Государственной думы РФ, под которой стоит подпись: "В основе законов, принимаемых Государственной думой Российской Федерации лежат моральные нормы". Без комментариев.

Рекомендации: текст УП "ОСЭ" к 4-му уроку курса негоден весь, целиком. Вместо чтения и обсуждения учебника рекомендуется провести обсуждение в классе одного из вопросов задания к уроку: "Почему плохо быть равнодушным? Приведите пример неравнодушного поведения людей в сложных и опасных ситуациях".

Урок 5. Добро и зло

Текст пристоен во всем, кроме определений, которые даны основным понятиям. "Добро это нравственная ценность которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними". Перед нами набор слов, который можно комментировать очень долго. В частности, можно отметить, что нравственных ценностей, которые не относились бы к человеческой деятельности, с точки зрения светской этики, вообще не существует — это раз, добро как моральная категория, является не ценностью, а критерием и целью деятельности — это два. Ценностью может быть лишь добро как материальная категория, да и то — не для всех.

"Зло — противоположность добра". Поскольку внятного определения добра в УП "ОСЭ" нет, постольку определение зла через противопоставление этому "неопределенному" добру ничего не дает.

"(Зло) это то, что мораль стремится устранить и исправить". Мораль ничего не может устранить и исправить, что-то устранить и исправить могут только люди, которые руководствуются моралью.

Рекомендации: за исключением приведенных недостатков, текст УП "ОСЭ" к 5-му уроку курса может быть использован на занятиях. Крайне желательно дать детям независимые от текста учебника определения добра и зла. Например, такие:

"Добро — намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. В житейском смысле добро — это всё то, что получает у людей положительную оценку, либо связано со счастьем, радостью.

Зло — намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле злом называют всё то, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали). В этом смысле и ложь и безобразие подходят под понятие зла".

Урок 6. Добро и зло. Продолжение темы предыдущего урока.

Текст урока посвящён "истории" добра и зла и характеризуется высоким уровнем связности изложения. Однако гиперкритическое отношение к прошлому, наряду с гипероптимистической оценкой настоящего, навевает плохие предчувствия. Вот только один пример, начисто опровергающий рост моральности современного человечества, по сравнению с нашими предками: доля мирного населения, гибнущего в войнах, растёт из века в век, как и общее количество жертв.

Вопросы 2 и 3 заданий к уроку слабо связаны с текстом 6- го урока УП "ОСЭ".

Рекомендации: при использовании на занятиях текста УП "ОСЭ" к 6-му уроку курса полезно добавить светлых тонов в описания прошлого и слегка притушить безудержный оптимизм по поводу настоящего состояния человечества. Из вопросов и заданий рекомендуется ограничиться заданием № 1 — оно, кстати, достаточно сложно и обширно.

Урок 7. Добродетель и порок

Текст 7-го урока занимает вдвое больший объем, нежели тексты других уроков УП "ОСЭ". К уроку также прилагается двойной комплект вопросов и заданий (на стр. 17 и стр. 19). Причины такого удвоения не вполне понятны, возможно, анонимы просто "добирали" заказанный объем книги.

Мы продолжим обзор по разворотам. На стр. 16 — 17 размещен неплохой текст с сомнительным визуальным сопровождением. Задание к уроку связано с визуальным сопровождением — детям предлагается узнать, почему могут служить примером для подражания люди, изображенные на фото на 16 — 17 стр. УП "ОСЭ". Вот полный перечень примеров для подражания (слева направо, сверху вниз): футболист Л .Яшин, актриса Ч. Хаматова, переходящие улицу мальчик с бабушкой (изображены со спины), космонавт Ю. Гагарин, фигуристка И. Слуцкая.

Текст на стр. 18 — 19 заметно хуже: он популяризирует вульгарные представления о путях нравственного самосовершенствования личности. Более того, под конец анонимы утверждают: "Конечно, ни один человек никогда не сможет стать полностью добродетельным". Подобное утверждение больше подходит для христианина с его верой в первородный грех, нежели для светской личности с ее верой в безграничные возможности человека.

Рекомендации: на занятиях следует ограничиться текстом УП "ОСЭ", размещенным на стр. 16 — 17. Текстом на стр. 18 — 19 можно пользоваться с большой осторожностью. Задание к уроку следует скорректировать. В "1-м комплекте заданий" стоит ограничиться обсуждением личности Ю. Гагарина, во "2-м комплекте", если его использовать, — вопросами 3,4,5.

(Продолжение следует)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования